Interested Article - Ребёнок Иисус, стоящий на коленях перед орудиями Страстей

« Ребёнок Иисус, стоящий на коленях перед орудиями Страстей » ( фр. «Jésus enfant agenouillé devant les instruments de la Passion» ) — картина, находящаяся в частной коллекции в Вандее во Франции и атрибутируемая братьям Ленен или, по мнению некоторых искусствоведов, Матьё Ленену . Открытие картины и выставление её на аукцион для продажи привлекло внимание крупнейших французских и мировых СМИ (фр.) », « Le Figaro » , « (англ.) » и « The Art Newspaper », таких журналов, как французский « (фр.) » и швейцарский «Вilan» ). Специализированные искусствоведческие издания также не обошли своим вниманием находку (например, « (фр.) » и «La France pittoresque» ).

История обнаружения картины

Размер полотна «Ребёнок Иисус, стоящий на коленях перед орудиями Страстей» — 72 × 59 см . Техника исполнения картины — масляная живопись по холсту . Иисус (по оценке экспертов, ему можно дать возраст от 6 до 8 лет) стоит на коленях, скрестив руки на груди. У него светлые волосы, голубые глаза, чистая кожа, красивые черты лица, розовые щёки, красные губы. На земле рядом с мальчиком стоит кувшин, с помощью которого Понтий Пилат омыл руки после вынесения приговора Христу, лестница, которая будет использоваться для снятия тела Иисуса с креста, солдатский фонарь, который будет погашен в момент смерти Христа, молоток, гвозди и другие атрибуты сцены Страстей … Сумрачный пейзаж и большой тёмный занавес подчёркивают мрачный колорит этой странной сцены .

Семидесятилетняя владелица картины, проживающая в Вандее на северо-западе Франции, решила продать часть своего имущества. В 1950-х годах она получила в подарок от своей бабушки старинную картину небольших размеров, выполненную масляными красками по холсту. Среди всяческой рухляди (по словам самой владелицы), которую она собиралась выставить на продажу по Интернету , именно эта картина, по её мнению, могла представлять немалую художественную ценность и принести значительные деньги . Она связалась по поводу картины с владельцем аукционного дома Rouillac и экспертом Апелляционного суда Филипом Руйяком и его сыном (фр.) , прежде известным во Франции журналистом, с 2010 года вместе с отцом работающим в сфере торговли произведениями искусства. Владелица увидела Руйяков по телевидению; в разговоре по телефону она называла картину «Маленький рыжеволосый мальчик». Она сообщила, что ряд парижских аукционистов, к которым она уже обращалась некоторое время назад, не заинтересовались картиной, ссылаясь на слабый интерес рынка к картинам на религиозный сюжет .

Для осмотра картины в Вандею прибыл Эмерик Руйяк. Он увидел картину висящей на стене, сразу определил её сюжет и оценил выдающиеся художественные достоинства . Руйяк попросил у владелицы разрешения взять её в Париж . «Я был очень удивлен, когда увидел её, так как вообще никогда не видел изображения Христа-ребёнка, молящегося кресту», — утверждал позже Филип Руйяк изданию «The Art Newspaper» . В столице Руйяки передали полотно для изучения специалисту по живописи эпохи барокко и раннего классицизма Стефану Пинте , сотруднику Кабинета экспертов Эрика Туркина .

Проблема авторства полотна и его иконографии

Стефан Пинта рассказывал, что уже первый взгляд на картину интуитивно заставил его приписать полотно братьям Антуану, Луи и Матье Лененам. Он был потрясён силой религиозного чувства автора картины. Изучив её с помощью рентгеновского и инфракрасного излучения , Пинта датировал её промежутком между 1642 и 1648 годами, то есть временем раннего детства французского короля Людовика XIV накануне Фронды . Он отказался точно определить авторство одного из трёх братьев, так как, по его мнению, их манера практически неразличима . В пользу авторства Лененов говорят, по мнению специалистов, лицо мальчика, погружённое в медитацию, мягкие светлые волосы и меланхолия в голубых глазах. Эти образы близки, например, изображению ангела в центре «Поклонения пастухов» ( Лондон , Национальная галерея ), и для изображения мальчика справа в «Крестьянской семье» в Национальной галерее искусств в Вашингтоне .

Неизвестный автор. Ребёнок Иисус на коленях перед орудиями Страстей из Музея Сен-Круа

Искусствовед (фр.) склоняется к авторству Матьё Ленена, но настаивает, что картина должна быть написана до смерти его братьев в 1648 году, так как самостоятельные картины этого художника более позднего периода обладают меньшими художественными достоинствами, чем созданные при жизни Луи и Антуана. Иконография коленопреклонённого и молящегося перед орудиями Страстей ребёнка-Христа является чрезвычайно редкой. Известны всего несколько картин на подобный сюжет. Пример композиции, относящейся к 1-й половине XVII века, близкой к картине Лененов, сохранился в (фр.) в Пуатье , это — картина неизвестного мастера «Ребёнок Иисус на коленях перед орудиями Страстей» ( фр. «L'Enfant Jesus a genoux devant les instruments de la Passion (titre factice)» , размер — 51,7 × 42 см , техника — масляная живопись на дереве, инвентарный номер — 2007.0.2.8 ) . Картина на этот сюжет находится также в (фр.) в (фр.) . Упоминается в описях XIX века также картина, созданная на этот сюжет испанским художником XVII века Бартоломе Эстебаном Мурильо . Ещё одна картина на близкий сюжет, вероятно, была создана нидерландским живописцем XV века Рогиром ван дер Вейденом .

Руйяк и Пинта добились от администрации Лувра разрешения сравнить найденную картину с полотнами братьев Ленен в коллекции музея. «Наша картина очень близка к одной из крестьянских сцен в Лувре », — заявил Руйяк после анализа, добавив, что открытие полотна проливает свет на религиозные убеждения семьи Лененов, позволяя сопоставить их с движением за реформы в католической церкви , направленным на борьбу против Реформации . Картина будет представлена на аукционе 10 июня 2018 года в (фр.) в долине Луары . Она оценивается от 3 до 5 млн евро (по другим данным, только в 1 млн евро ) — в три раза больше, чем картина «Святой Иероним», которая должна быть выставлена в апреле 2018 года на аукционе « Кристис » ( 1 млн долларов ). «Наша картина уникальна и удивительна, волшебная и очень редкая, она сохранилась на её оригинальном холсте (последний фактор чрезвычайно важен, сохранившихся подлинных холстов XVII века под картинами Лененов практически не осталось)», — говорит Пинта, добавив, что она реставрируется второй раз после реставрации десять лет назад . Появление полотна на рынке произведений искусства вызвало небывалый ажиотаж. Руйяки сообщили прессе, что ценители искусства из Маастрихта были «словно безумными» ( фр. «étaient comme des fous» ) в своём желании приобрести картину .

Сертификат на картину был запрошен 21 декабря 2017 года, Министерство культуры Франции должно до 21 апреля 2018 года дать официальный ответ о желании приобрести картину или отказаться от её покупки, на которую оно имеет первоочередное право по французским законам .

В 2017 году музей Лувр — Ланс организовал выставку «Тайна Лененов» ( исп. «Le Mystere Le Nain» ), на которой было представлено 55 из 75 картин, приписываемых трём братьям. Она пробудила широкий интерес к творчеству французских художников. Однако на рынке картин к настоящему времени представлено достаточно мало их работ, а цены сравнительно невысоки. Согласно данным сайта (фр.) , самая высокая цена, полученная на аукционе за работы братьев Ленен, долгое время составляла всего 25 тысяч евро (2002 год) . Лувр в 2009 году приобрёл картину «Отречение святого Петра» этих художников за 11,5 млн евро . Тем не менее только что открытая картина находится в небольшой частной коллекции, её предыстория неизвестна и вряд ли поддаётся изучению, в то время как «Отречение святого Петра» значительно больше размером и была, вероятно, написана для самого кардинала Джулио Мазарини , к тому же желание крупнейшего государственного музея Франции приобрести картину «Отречение святого Петра», о котором стало известно задолго до начала аукциона, вероятно, стимулировало резкий рост цен на неё на торгах .

Примечания

  1. Rykner, Didier. (фр.) . La Tribune de l'Art (23 марта 2018). Дата обращения: 26 марта 2018. 28 марта 2018 года.
  2. .
  3. .
  4. .
  5. (фр.) . France Televisions. Дата обращения: 26 марта 2018. 27 марта 2018 года.
  6. , с. 6.
  7. , с. 7.
  8. .
  9. (фр.) . AuctionLab (19 марта 2018). Дата обращения: 26 марта 2018. 27 марта 2018 года.
  10. (фр.) . Musee de la Ville de Poitiers et de la Societe des antiquaires de l'Ouest. Дата обращения: 26 марта 2018. 27 марта 2018 года.
  11. , с. 208.
  12. , с. 8.

Литература

  • (фр.) // Le point : Журнал. — 2018. — 16 mars.
  • Dumont E. (фр.) // Вilan. La reference suisse de l'economie, finance, immobilier : Журнал. — 2018. — 19 mars.
  • Hajzler Y. (фр.) // La France pittoresque : Журнал. — 2018. — 16 mars.
  • Lacroix P. (фр.) // Bulletin des arts: guide des amateurs de tableaux, dessins, estampes, livres : Сборник. — 1842.
  • Malvoisin A. (фр.) // Le Quotidien de l’Art : Журнал. — 2018. — 14 mars ( n o 1456 ). — P. 6—8 . . Статья доступна после регистрации.
  • Sansom A. (англ.) // The Art Newspaper : Газета. — 2018. — 22 March. — ISSN .
  • (фр.) // Le Figaro : Газета. — 2018. — 16 mars.
  • (фр.) // Ouest-France : Газета. — 2018. — 16 mars.
  • (фр.) // Epoch Times : Газета. — 2018. (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Ребёнок Иисус, стоящий на коленях перед орудиями Страстей