Interested Article - Дважды спасённые

«Два́жды спасённые» (полное название «Дважды спасённые. Произведения европейской живописи XIV—XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны ») — первая выставка трофейного искусства в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , проведённая в 1995 году. Выставка положила начало легализации хранящихся в ГМИИ имени Пушкина перемещённых ценностей впервые после окончания Второй мировой войны.

Контекст

Выставка «Дважды спасённые» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина проводилась на фоне нарастающих разговоров в публичном пространстве о возвращении перемещённых культурных ценностей в Германию . Михаил Боде , рецензировавший выставку, рассуждал об этом как о деле почти решённом :

…Знакомство с вывезенными полотнами полезно — работ этих художников нет в собрании ГМИИ. Если музейщикам и придется с ними расстаться, то лишь в последнюю очередь, после картин немецких академистов и романтиков. Последние, действительно, уместнее смотрелись бы в картинных галереях ФРГ . Так же как две выставленные небольшие работы Венецианова (« » и « ») — в « Третьяковке ». Тем более что скорая выдача им не грозит, поскольку на этикетках значится спасительное «Из неизвестного собрания» .

С принятием в 1998 году в России закона о реституции, запрещающего возврат трофейных художественных ценностей в Германию, несмотря на личную решимость президента Бориса Ельцина эти ценности вернуть , все произведения, представленные на выставке «Дважды спасённые», остались в Пушкинском музее.

Выставка

Ирина Антонова

Выставка «Дважды спасённые. Произведения европейской живописи XIV—XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны » открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ имени Пушкина) 27 февраля 1995 года. Выставке предшествовала пресс-конференция с участием директора музея Ирины Антоновой и заместителя министра культуры Михаила Швыдкого .

На выставке демонстрировались 63 произведения западноевропейской живописи и графики XIV—XIX веков — около шестой части так называемого «секретного фонда», хранящегося в ГМИИ имени Пушкина и Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря (ВХНРЦ имени Грабаря). На большей части артефактов были этикетки с надписью «Из неизвестного собрания»; часть этих картин принадлежала венгерским еврейским коллекционерам, репрессированным нацистами, — их коллекции были вывезены в Германию. Другие произведения, представленные на выставке, раньше принадлежали в Готе , в Висбадене , Картинной галерее Сан-Суси в Потсдаме , , Национальной галерее в Берлине , Кунстхалле Бремена , Дрезденской картинной галерее .

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Выставка в ГМИИ имени Пушкина сильно уступала аналогичной выставке в Эрмитаже , прошедшей незадолго до этого, где были показаны шедевры Эдгара Дега , Винсента Ван Гога и Пьера Огюста Ренуара , поскольку в Эрмитаж после Второй мировой войны перешли лучшие произведения французской школы XIX века из перемещённых в СССР культурных ценностей. В Москве были показаны картины Оноре Домье « » и « » (из собрания Герстенберг-Шарфа), более известные по литографиям Домье .

Картины импрессионистов , по мнению Михаила Боде , были «хороши как образцы техники импрессионистического письма. Но не более. С вещами этих же мастеров из отечественных собраний они несопоставимы». На выставке были представлены три картины Эдгара Дега (« », « », « »), две картины Эдуарда Мане (« » и « »), две картины Пьера Огюста Ренуара (« » и « ») .

Раздел выставки «От Ренессанса до Гойи», по мнению Михаила Боде, напоминал постоянную экспозицию Пушкинского музея — «ровным качеством выставленных работ, количеством „художников круга…“, „мастерской“, „конца/начала… века“. Здесь, как и там, есть свои „полушедевры“ великих художников — „ “ Тинторетто , „ “ Эль Греко , „ “ и „ “ Гойи , — которые бы выглядели как „проходные“ в крупных зарубежных музеях» .

Некоторые последствия

После легализации в 1995 году на выставке «Дважды спасённые» двух картин Франсиско Гойи (« » и « ») в российских музейных собраниях официально числятся три картины Гойи — включая подаренный Армандом Хаммером Эрмитажу в 1972 году « Портрет актрисы Антонии Сарате » (фактически обменянный на изъятый Министерством культуры СССР из Третьяковской галереи « Динамический супрематизм № 38 » Казимира Малевича ). В 1972 году и вплоть до 1995 года считалось, что Хаммер дарил СССР первого Гойю .

Впоследствии ГМИИ имени Пушкина провёл ещё несколько выставок трофейного искусства : « » (1995), « » (1996), « » (произведения античного искусства, 2005), « » (2007), « » (2015) .

Примечания

  1. .
  2. , с. 24.
  3. . // Коммерсантъ-Власть . — 2000. — 30 мая ( № 21 ). — С. 50 . 2 июля 2018 года.
  4. Васильева Жанна. // Российская газета — Федеральный выпуск. — 2019. — 22 октября ( № 240 (7998) ). 22 марта 2020 года.
  5. Мак Ирина. // The Art Newspaper . — 2016. — 21 июля ( № 45 ). 11 января 2020 года.

Литература

  • Боде Михаил . // Коммерсантъ . — 1995. — 28 февраля ( № 36 ). — ISSN .
  • Дважды спасённые: Выставка произведений европейской живописи XIV—XIX веков, перемещённых на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй Мировой войны / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М. : АО «Альфа-Принт», 1995. — 10 000 экз.
  • Дорофеев Владислав, Артёмкина Елена, Солопов Дмитрий . // Коммерсантъ-Власть . — 1998. — 28 апреля ( № 15 ). — С. 24 .
Источник —

Same as Дважды спасённые