Interested Article - Ансельм Хафельбергский

Ансельм Хафельбергский (ранее 1099 — 12 августа 1158) — германский церковный и государственный деятель, епископ Хафельберга в 1129—1155 годах, затем до своей смерти архиепископ Равенны . На протяжении 1130—1150-х годов Ансельм выполнял дипломатические поручения и был советником германских королей Конрада III и Фридриха I . В 1136 и 1154 годах участвовал в посольствах в Византию . Принимал активное участие в подготовке Вендского крестового похода 1147 года.

О раннем периоде биографии Ансельма Хафельбергского известно мало. Родившись в конце XI века, он получил образование в Льеже . В 1120-х годах он стал последователем основателя ордена премонстрантов Норберта Ксантенского , благодаря поддержке которого получил кафедру Хафельберга . Поскольку территория диоцеза находилась под власть вендов , фактически, Ансельм был епископом в изгнании. После смерти Норберта в 1134 году Ансельм был приближен ко двору императора Лотаря II , по поручению которого выполнял различные дипломатические миссии, в том числе в Византию. После смерти Лотаря в 1138 году Ансельм в течение нескольких лет не играл заметной политической роли. В 1144 году при поддержке архиепископа он получил в управление , а после покорения вендов в 1147 году смог установить контроль над Хафельбергом. В следующем году, после разочаровавших короля Конрада III итогов переговоров с папой, Ансельм удалился в свою епархию. В правление Фридриха Барбароссы Ансельм вновь вернулся к активной политической жизни, совершил второе путешествие в Византию, вёл переговоры с папой и в конце жизни получил назначение архиепископом Равенны. 12 августа 1158 года он внезапно умер во время осады Милана .

Биография

Становление. Епископ в изгнании

О ранней жизни Ансельма не известно практически ничего. Епископом Хафельберга он стал в 1129 году, что, в соответствии с каноническими правилами , даёт в качестве даты рождения не ранее. чем 1099 год. Его место рождения так же не известно, и историки, на основании распространённости имени «Ансельм», указывают либо Верхнюю Лотарингию , либо Бургундию . Единственный известным фактом является то, что образование будущий епископ получил в Льеже , и там около 1115 года познакомился с Вибальдом , будущим аббатом Ставло и Корвея , и , ставшим позднее канцлером короля Конрада III . С Вибальдом Ансельм сохранил дружбу, о чём свидетельствует сохранившаяся переписка . До 1129 года Ансельм познакомился с архиепископом Магдебурга Норбертом Ксантенским , который представил его ко двору Лотаря II и рекомендовал на пост епископа Хафельберга. В отличие от сторонника традиционной монашеской жизни Руперта Дёйцкого , Норберт допускал сочетание жизни созерцательной ( vita contemptativa ) и деятельной ( vita activa ), что соответствовало взглядам Ансельма. В 1121 году Норберт принял для основанного им устав Святого Августина , как более подходящий для ведения апостольской жизни и проповедования . В начале XII века земли на восточном берегу Эльбы всё ещё находились под властью вендов , и главной задачей Норберта Ксантенского было продолжение там христианизации славян. Западная ветвь премонстрантов под руководством продолжила развитие в направлении созерцательности, тогда как Норберт и его последователи на востоке — и Ансельм в их числе — сосредоточились на миссионерской деятельности. Сам Ансельм себя премонстрантом никогда не называл. Назначение Ансельма в Хафельберг было призвано также закрепить формальное влияние Магдебурга в регионе, на который хотел распространить свою деятельность Оттон Бамбергский .

Не имея возможности занять кафедру в Хафельберге, до смерти Норберта в 1134 году Ансельм находился при архиепископе. В источниках упоминается, что он был с Норбертом в 1129 году во время покушения на того в Магдебурге . Когда в феврале 1130 года коллегия кардиналов разделилась, и папами были избраны одновременно Иннокентий II и Анаклет II , Норберт рекомендовал Лотарю поддержать первого из них. Известно об присутствии Ансельма на переговорах с Иннокентием, состоявшихся в марте 1131 года в Льеже, но детали его участия в них не известны . Также в 1131 году Ансельм по поручению Лотаря участвовал в разрешении конфликта по поводу нескольких аббатств в епархии Хильдесхайма . Норберт скончался в июне 1134 года, и в конце месяца Ансельм вновь встречался с императором в Магдебурге, прибывшим для утверждения нового архиепископа . В течение года Ансельм находился при Конраде. В августе 1135 года епископ присоединился к императорскому двору в Нинбурге , откуда проследовал с Лотарем в Мерзебург . Там прошли переговоры с послами Венеции и Византии , искавших помощи против короля Сицилии Рожера II . Поскольку Рожер поддерживал антипапу Анаклета, союз против него соответствовал интересам Лотаря. Для заключения договора в Константинополь в 1136 году была отправлена германская делегация. В состав посольства был включён Ансельм, рассказавший о своей миссии в написанном примерно 14 лет спустя трактате «Anticimenon». Своё положение в посольстве он обозначил как легат и апокрисиарий . «Anticimenon» является единственным источником, из которого известно о посольстве, в котором участвовал Ансельм. Согласно его рассказу, по прибытии он был вовлечён в споры с православными богословами во главе с архиепископом . Для диспута , состоявшихся в апреле 1136 года в соборе Святой Софии касались основных разногласий православных с католиками: филиокве , литургические различия и примат папы римского . В отличие от завершившегося взаимными анафемами в 1054 году спора кардинала Гумберта с патриархом Михаилом Керуларием , общение Ансельма с греками происходило в атмосфере корректности .

В июне 1136 года Ансельм вернулся из Константинополя. В Госларе он встретился с Лотарем, который посвятил епископа в свои планы по войне с Рожером Сицилийским. Тем временем, несмотря на усилия Отто Бамбергского, восставшие венды разрушили церковь в Хафельберге. Не известно, было ли это следствием восстания, но вскоре маркграф Альбрехт Медведь предпринял экспедиция против славян, а император отложил экспедицию в Италию. Война против Рожера, тем не менее, началась в том же году, и Лотарь назначил Ансельма в помощь своей супруге Рихензе для управления северной Италией. В октябре епископ помогал разбирать споры местного духовенства, в чём ему, по-видимому, помогли налаженные связи с венецианцами .

На службе Конрада III

Со смертью Лотаря и приходом в 1138 году к власти династии Гогенштауфенов в лице Конрада III Ансельм на некоторое время удалился от дел . Возвратившись в Магдебург он написал трактат «Epistola apologetica» об апостольской жизни регулярных каноников. Непосредственной причиной взяться за перо стало решение пробста оставить свои священнические обязанности и стать монахом в . В своём произведении Ансельм выступил в защиту сочетания активной и созерцательной жизни, призывая взять в качестве образца для подражания апостола Павла . Вскоре Ансельм включился в ещё один конфликт, на этот раз между архиепископом Конрадом Магдебургским и его суффраганом епископом . Епархия Виггера также находилась на территории вендов, однако ему удалось основать на ней премонстрантский . Основанному им монастырю Виггер предоставил не только право избирать епископа Бранденбурга, но и даровал сбор десятины со своей канонической территории — при том, что ещё в 968 году Оттон I отдал все сборы с освобождённых от вендов территорий аббатству святого Морица . В 1139 году епископ добился на Латеранском соборе решения в свою пользу, и Ансельм был включён в комиссию из трёх прелатов, которая должна была выделить епархии Бранденбурга новые земли. Впорчем, влияния далёкого Рима и епископа без епархии оказалось не достаточным, и для реализации решения латеранского собора Виггер прибег к помощи герцога Альбрехта . В следующие несколько лет, наполненные политической борьбой Вельфов и Гогенштауфенов, Ансельм не играл значительной роли. В 1140 году он присоединился ко двору архиепископа Майнца , которым с 1142 года был его друг .

В 1144 году Ансельм получил основанный пробстом Бремена . Гартвиг использовал полученное от брата наследство для обеспечение себе поддержки в борьбе за пост архиепископа Бремена . По образцу Виггера в Лейцкау, Йерихов стал для Ансельма основной резиденцией, в отсутствие доступа к Хафельбергу. В декабре Конрад III прибыл в Магдебург и подтвердил дарственные Гартвига и принадлежность Йерихова епархии Хафельбергу . Получив собственные владения, Ансельм вступил в союз против герцога Саксонии Генриха Льва , заняв сторону императора, архиепископа , епископом Гартвигом Бременским и герцогом Альбрехтом Медведем. В мае и августе 1145 года Ансельм был при королевском дворе, а следующие семь месяцев провёл в Йерихове . В декабре 1146 года епископ был при дворе в Шпейере , где состоялся гофтаг . Там он встретился с друзьями юности Вибальдом из Ставло и . Вибальд просил друзей помочь ему уклониться от назначения аббатом в Корвей , но император не изменил своё решение. Главным событием гофтага стала проповедь Бернарда Клервоского , убеждавшего Конрада принять участие в объявленном папой Евгением III крестовом походе в Святую землю . Также Бернард провёл в Шпейере сеанс массового исцеления, излечив, среди сотен других, Ансельма от болей в голове и горле . Выступление Бернарда произвело огромное впечатление, и многие представители знати захотели присоединиться к походу, однако вскоре среди саксонцев распространилась идея войны со славянами на восточной границе. Такой вариант также устраивал Бернарда, и он обещал участникам похода против вендов отпущение грехов . Для того, чтобы согласовать новый план с папой, Конрад отправил в Дижон , где в то время находился Евгений III, посольство, в которое вошли Ансельм Хафельберский, Вибальд Корвейский, епископ и другие. Как и другие участники, Ансельм рассчитывал установить контроль над всей своей епархией. Согласившись с предложениями германцев, папа назначил Ансельма своим легатом в предстоящем походе. В июле 1147 года Вендский крестовый поход начался, но без Конрада III, который отправился воевать с сарацинами .

Ансельм принял личное участие в походе в составе армии под командованием Альбрехта Медведя и Конрада Мейссенского . Двигаясь по направлению к крепости Деммин , германцы захватили Хафельберг, и тогда епископ впервые смог посетить город. Далее крестоносцы достигли Штеттина где, как оказалось, местный князь Ратибор уже принял христианство. При участии Ансельма с ним был заключён мирный договор, что положило конец крестовому походу . Летом 1148 года предводитель поморов прибыл в Хафельберг для переговоров с саксонскими князьями, и в присутствии епископа поклялся защищать христианскую веру. В том же году Ансельм прибыл к своему старому другу архиепископу Генриху Майнцкому для разрешения спора по поводу выборов пробста в основанном Норбертом Ксантенским близ Магдебурга. Также он занимался делами монастыря в Йерихове, купив для него территории у Магдебурга . В конце года Ансельма посетило папское посольство, направлявшееся в Польшу , а весной следующего года Конрад Мейссенский поручил епископу посетить папу для решения ряда вопросов по принадлежавших ему монастырям. Воспользовавшись возможностью, Ансельм отправился в Италию вместе с Гартвигом Бременским, и уже в марте 1149 году встретился с Евгением III в Тускулуме . Поскольку незадолго до того курию посетила делегация греков, папа попросил Ансельма поделиться своим знанием вероучения православной церкви. Епископ Хафельберга выполнил просьбу, приступив к написанию трактата «Anticimenon», а 3 мая было удовлетворено ходатайство маркграфа Мейсена . Тем временем изменилась политическая ситуация: под влиянием Арнольда Брешианского римляне изгнали папу, и тот начал переговоры с Рожером Сицилийским, в свою очередь поддерживавшего Вельфа VI в его борьбе за корону Германии. Для объяснения с возвратившимся из закончившегося неудачей похода Конрадом папа отправил Ансельма и Гартвига. Подробности общения короля с епископами не известны, но позднее в письме к Вибальду Ансельм уподобил себя Христу перед Понтием Пилатом .

Более года Ансельм находился в ссылке в своей епархии, занимаясь делами диоцеза и переписываясь с друзьями . Воспользовавшись свободным временем, он завершил работу над «Anticimenon» и по просьбе архиепископа Фридриха написал литанию «De ordine pronuntiandae letaniae» . В августе 1150 года Ансельм встречался с королём, находившимся в то время в Ротенбурге , затем ещё несколько раз до конца года, однако определённого положения при дворе не получил . В то же время епископ поддерживал хорошие отношения с маркграфом Альбрехтом Бранденбургским, от которого получал новые владения для епархии Хафельберга. В результате Ансельм был важен как для короля, имевшего сложности во взаимоотношениях с маркграфом, так и для Альбрехта, которому была нужна помощь в колонизации славянских земель .

Советник Барбароссы и архиепископ Равенны

Смерть Конрада III 14 февраля 1152 года стала важной вехой в жизни Ансельма. Если начиная с 1144 года он активно занимался делами Хафельберга, то после 1152 года об его интересе к делам епархии ничего не известно. Последние три года своего пребывания в должности епископа Хафельберга Ансельм провёл при дворе, находясь в числе советников нового короля, Фридриха Барбароссы . В 1152 году, в конфликте партий премонстрантов и сторонников папы вокруг выборов преемника архиепископа Фридриха Магдебургского, он поддержал выдвинутого Барбароссой компромиссного кандидата . Евгений III обратил внимание на действия Фридриха, и в письме к германским епископам охарактеризовал ситуацию вокруг избрания Викманна как «противостояние Богу». К октябрю 1152 года король изменил отношение к папе и решил отправить к нему двух послов, Ансельма и епископа Констанца . Делегация встретилась с представителями папы в конце 1152 года или январе 1153, и результатом их переговоров стал , по которому Фридрих обязался не заключать ни мир, ни перемирие с Византией и Рожером Сицилийским без согласия папы, а также не стремиться подчинить себе Рим или заключить союз с греками. Со своей стороны папа соглашался короновать Фридриха императором в Риме и оказывать ему поддержку в Германии. Как часть договорённостей, Викманн временно отказался от Магдебурга . По возвращении Ансельм продолжил заниматься церковными делами в империи, приняв участие в обсуждении дел аббатства Бом , желавшего выйти из под контроля Клюни . До мая 1154 года, когда Ансельм был направлен в Константинополь , о деятельности епископа Хафельберга ничего не известно. Целями миссии было возобновление отношений после заключения договора с папой и обсуждение возможности брака Барбароссы с племянницей императора Мануила Комнина . Миссия не увенчалась успехом, поскольку Мануил рассчитывал на территориальные приобретения в Италии, коорые Фридрих не мог ему обещать . Осенью 1154 года Ансельм выехал обратно, по дороге остановившись в Фессалониках для беседы с митрополитом Дебаты прошли в дружеской атмосфере, но не привели к достижению согласия .

По возвращении из Византии Ансельм направился к королевскому двору в Италии, и в начале мая был в Модене . Несмотря на неуспех миссии, Фридрих встретил епископа с большим почётом и выдвинул своим кандидатом на пост архиепископа Равенны . Согласование назначения с новым папой Адрианом IV затянулось до лета . 18 июня Фридрих был коронован императором в соборе Святого Петра , и в тот же день Ансельм получил архиепископский паллий . Через два месяца они оба прибыли в Равенну , где император сделал распоряжения относительно статуи Богородицы в базилике . До конца жизни Ансельм оставался в Равенне, исполняя, по свидетельству Оттона Фрейзингского , также обязанности экзарха . В 1158 году папа Адриан IV, ввиду поражения его союзников на юге Италии, был вынужден заключить с королём Сицилии Вильгельмом , что стало нарушением договора 1153 года. Разгневанный, в качестве компенсации Фридрих потребовал от папы церковный контроль над Ломбардией , угрожая в случае отказа войной. Перед началом итальянской кампании в начале 1158 года Фридрих отправил Райнальда фон Дассель и Оттона Баварского для обеспечения поддержки со стороны городов Италии. Когда имперские легаты прибыли в Равенну, оказалось, что подеста города Вильям Траверсарий ведёт переговоры с греками. После того, как Вильям и его сторонники были схвачены, Ансельм сопроводил легатов в Анкону , после чего вернулся в Равенну собирать войска для осады Милана . 23 июля германские войска подступили к городу. Когда миланцы предложили крупную сумму денег за избавление от осады, и когда Райнальд и Оттон советовали императору принять предложение, Ансельм выступил с речью, потребовав наказать город изменивший Богу и императору. 6 августа осада началась, а 12 августа Ансельм внезапно умер. Под влиянием этого события Фридрих принял решение проявить милость к городу и снял осаду, приняв от горожан клятву верности .

Труды

Ансельм является автором двух крупных сочинений. В «Epistola apologetica» он доказывает преимущество пребывания в качестве регулярного каноника , нежели монаха, с точки зрения духовной жизни. Второй его трактат, «Anticimenon» или «Dialogi», фактически, включает два слабо связанных произведения: содержащую изложение концепции мировой истории «De unitate fidei» и «Дебаты», сообщающие о спорах с греческим архиепископом в 1136 году . Обе части «Диалогов» датируют в промежутке между 1149 и 1153 годами исходя из того, что произведение начинается с письма, адресованного папе Евгению III (1145—1153), с которым Ансельм впервые встретился весной 1149 года. Упоминание в тексте «De unitate fidei» Евгения и Вендского крестового похода подтверждает указанную датировку .

Датировка «Epistola apologetica» менее определённа, и существует две основные версии, соответствующие двум периодам удаления Ансельма от двора: 1138 год и между 1149 и 1151 годами. Более раннюю датировку первым предложил , издавший трактат в 1747 году. По его предположению, вернувшись из Константинополя в 1136 году, епископ располагал достаточным временем для написания своего труда. Вторая версия относит создание «Эпистолы» к тому же времени, что и «Диалогов», то есть времени, когда Конрад III исключил Ансельма из своего двора, и епископ вновь получил возможность для литературных занятий. Такая трактовка событий имеет восходит к немецкому историку (1832), точка зрения которого неоднократно воспроизводилась исследователями XIX и XX веков .

Богословские взгляды

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #119539543 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Anselm // — 2009.
  3. (англ.) — United States of America: 1990.
  4. , p. 13.
  5. , p. 14.
  6. , p. 19.
  7. , pp. 23—25.
  8. , pp. 27—30.
  9. , pp. 33—35.
  10. , pp. 40—41.
  11. , pp. 42—43.
  12. , pp. 44—46.
  13. , pp. 48—50.
  14. , p. 53.
  15. , p. 54.
  16. , pp. 55—57.
  17. , pp. 58—61.
  18. , pp. 62—67.
  19. , p. 70.
  20. , pp. 73—74.
  21. , pp. 75—79.
  22. , pp. 79—82.
  23. , pp. 82—83.
  24. , pp. 84—85.
  25. , pp. 86—88.
  26. , pp. 88—91.
  27. , pp. 91—92.
  28. , pp. 92—94.
  29. , pp. 94—96.
  30. , p. 98.
  31. , pp. 99—101.
  32. , pp. 102—104.
  33. , pp. 105—107.
  34. , pp. 108—109.
  35. , pp. 109—110.
  36. , pp. 110—111.
  37. , pp. 114—116.
  38. , pp. 117—120.
  39. , pp. 121—122.
  40. , p. 53.
  41. , p. 54.
  42. , p. 55.

Литература

  • Lees J. T. Charity and Enmity in the Writings of Anselm of Havelberg // Viator. — 1994. — Vol. 25. — P. 53—62. — doi : .
  • Lees J. T. Anselm of Havelberg. Deeds into Words in The Twelfth Century. — BRILL , 1998. — Vol. LXXIX. — 317 p. — (Studies in the History of Christian Thought). — ISBN 90 04 10906 4 .
  • Wentz G. Das Bistum Havelberg. — Walter de Gruyter , 1933. — Bd. II. — 464 S. — ( Germania Sacra . Alte Folge).
Источник —

Same as Ансельм Хафельбергский