Interested Article - Локшин, Давид Борисович

Дави́д (Дми́трий) Бори́сович Локши́н (20 октября 1921, Карачев , Брянская область — 6 ноября 1995, Москва) — советский и российский автор и исполнитель обработок русских народных мелодий :109 на трапециевидных гуслях и хроматических перекрёстных 48-струнных гуслях собственной конструкции :116 . Заслуженный артист Российской Федерации (1996) .

Биография

Детство

Давид Беркович Локшин, младший, десятый ребёнок в многодетной еврейской семье, родился 20 октября 1921 года в Карачеве Брянской области . Примечательно, что музыкально одарены были и другие дети: старшие братья Давида, будучи уже взрослыми, играли на нескольких музыкальных инструментах.

Отец, Беер (Берко) Давидович Локшин, кровельщик высокой квалификации, получал подряды даже за чертой оседлости , что позволяло семье не бедствовать. Мать, Хая-Рива Шер, занималась воспитанием детей.

После смерти отца старшие дети покинули отчий дом в поисках заработка и образования. Поэтому, став круглым сиротой после кончины матери, шестилетний Давид воспитывался в одном из детских домов Минска , а затем оказался в Доме художественного воспитания детей в Ленинграде .

Годы юности, участие в Великой Отечественной войне

Первые навыки игры на гуслях Д. Б. Локшин получил у и в 1939—1941-м годах был участником руководимого П. Е. Шалимовым ансамбля гусляров Ленгосэстрады. В эти же годы Давид учился живописи в Ленинградской академии художеств у и .

Справка из военкомата , которая хранится в семье потомков Д. Б. Локшина, свидетельствует о том, что 2 июля 1941 года он вступил добровольцем в , а после ожесточённых боёв, контуженный, в октябре того же года был захвачен фашистами в плен и отправлен в концлагерь . Другая справка, из Красного Креста , сообщает, что в 1943 году, пойманный при неудачной попытке побега из лагеря, он был переведён в другой, более строгий концлагерь. Об этом периоде жизни Давид Борисович вспоминал:

В концлагере мы больше всего боялись сойти с ума, потерять надежду на жизнь. И каждый старался поддержать другого. Какой важной оказалась здесь моя профессия музыканта! В мусорной куче я нашёл консервную банку и обрывки телефонного провода. Приладил к банке деревяшку, натянул проволоку – получилось что-то наподобие балалайки. Поздно ночью я играл соседям по бараку всё, что умел. И чувствовал, что мой нехитрый инструмент напоминает им о нормальной человеческой жизни, о родных и близких…

После освобождения военнопленных наступающими частями Советской Армии 20 октября 1944 года, в день своего 23-летия, Давид был репатриирован в СССР.

Творчество

Начало пути. Первое признание

Уже после Великой Отечественной войны в 1945 году Давид Локшин возобновил концертную деятельность. Сначала — как исполнитель-инструменталист в оркестре Народного хора Всесоюзного радио , где играл не только на гуслях, но и на четырёхструнной домре .

В 1949—1951-м годах он продолжил и своё художественное образование — в студии . Однако мечта стать художником делалась призрачной: пострадавший при контузии глаз резко терял зрение. Так в центре внимания оказались гусли.

Локшин верил, что они могут стать великолепным сольным, концертным инструментом . Для этого требовалось преобразить, усовершенствовать их. Вот почему, продолжая играть в оркестре Народного хора, молодой музыкант работал над созданием шлемовидных гуслей, стремясь расширить их возможности. Когда задача создания концертных гуслей была им решена (в середине 1950-х годов), Давид Локшин начал сольную карьеру в качестве солиста-гусляра Москонцерта .

В 1960 году Д. Б. Локшин стал 1-го Всероссийского конкурса артистов эстрады. А в 1961-м на 10-й грампластинке серии «Избранные русские песни», выпущенной в 1960—1961 годах Всесоюзной фирмой звукозаписи «Мелодия» , был помещён «Плясовой наигрыш» в его исполнении .

Примечательные воспоминания об этом периоде творчества Д. Б. Локшина оставил Юрий Сафронов, один из участников ансамбля гусляров, которым в 1960-е годы в Ленинградском доме культуры им. Цюрупы руководил П. Е. Шалимов:

Однажды к нам заглянул Локшин. Он был уже профессионалом, известным в музыкальных кругах изобретателем нового инструмента, получившего название "гусли Локшина" <…> Шалимов, кстати, очень гордился этим своим учеником и часто ставил нам его в пример.

Создание гуслей новой конструкции

Авторское свидетельство Д.Б. Локшина на изобретение гуслей новой конструкции

Опираясь на чертежи и описания старинных «новгородских» гуслей, Д. Б. Локшин внёс в инструмент оригинальные технические дополнения, получив гусли с богатым, певучим, красивым тембром звучания. Им создано несколько конструкций шлемовидных гуслей: 19-струнных, 23-струнных, хроматических перекрёстных 48-струнных :116 , а также портативные клавишные гусли. Авторство Давида Борисовича подтверждено свидетельством № 114779, выданным Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете министров СССР в 1958 году. А в 1962-м за конструкцию 48-струнных концертных гуслей Д. Б. Локшин был удостоен Серебряной медали ВДНХ :116 .

Гусли Локшина отличаются от обычных двумя перекрёстными рядами струн (по 24 в каждом): один ряд настраивается в мажорном , другой — в минорном ладу. Исполнитель может использовать один или одновременно два ряда . Доступными становятся произведения, в которых встречаются хроматические последовательности звуков. В этом инструменте сочетаются принципы игры как на звончатых (иначе — крыловидных, или треугольных), так и на щипковых (шлемовидных) гуслях. Увеличенный до трёх с половиной октав (от си большой октавы до ми третьей ) диапазон позволяет одновременно исполнять мелодию и аккомпанемент . На таком количестве струн можно вести полифонические диалоги : левая рука играет щипком, как на старинных шлемовидных гуслях, а правая выводит мелодию, тремолируя медиатором как на домре, балалайке, да ещё и успевает брать долго гудящие аккорды , как на гуслях звончатых, приёмом бряцания.

В экспозиции Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки представлены 48-струнные перекрёстные гусли , изготовленные в 1954 году. В запасниках музея хранятся 32-струнные (по 16 струн с каждой стороны) перекрёстные гусли работы того же мастера, датируемые 25 сентября 1946 года.

Годы творческой зрелости

Сольная игра на звончатых гуслях была новым шагом в развитии гусельного исполнительства по сравнению с ансамблевым искусством, энтузиастами которого были Осип Смоленский , и Пётр Шалимов — учитель Давида Локшина. На сольном поприще музыкант-самородок, популяризатор гусельной музыки и народных инструментов служил более 40 лет.

Будучи артистом- просветителем , Давид Локшин в сольных концертах играл не только на гуслях, но и на балалаечках , сделанных по его заказу, на свирели , жалейке , рожке , ложках , гармошечках -черепашках. И не только играл — рассказывал об истории этих инструментов. Умел приноровиться ко взрослой и детской аудитории, быть понятым всеми и интересным каждому.

Известный русский советский поэт Виктор Боков , вдохновлённый творчеством Давида Локшина, посвятил музыканту написанное в 1970 году стихотворение «Гусляр». Вот как оно завершается:

Падал гусляр на холодную глину,
Где никакие цветы не цвели.
Гусли его продолжали былину
Непокорённости русской земли.

Эту легенду я слышал в народе,
Верю, что люди нисколько не врут,
Будто под Новгородом у дороги
Гусли убитого парня поют.

То зазвенят они ручейками,
То затокуют, как тетерева,
То зашумят, как деревья верхами,
Значит, душа музыканта жива!

Локшин не только исполнял народные наигрыши — он создал самобытный репертуар для гуслей: обработал народные песни и танцы, написал оригинальные произведения. Многие композиции Локшина в авторском исполнении вошли в золотой фонд Центрального радио и телевидения России .

В 1972 и 1980 годах Всесоюзной фирмой звукозаписи «Мелодия» были выпущены два сольных виниловых диска - гиганта ( моно и стерео) с записью его игры. В середине 1970-х появился документальный фильм «Играет Дмитрий Локшин», который в виде разрозненных фрагментов — видео- и аудио-номеров — теперь представлен на ряде сайтов , .

Очевидцы свидетельствуют, что гусли звучали у него как русский орган , как целый оркестр . Впечатление от звучания локшинских гуслей и его исполнительского мастерства переданы, в частности, в воспоминаниях .

Содружество музыки и живописи

В 1980—90-е годы Д. Б. Локшин вернулся к занятиям живописью. В Москве состоялось несколько его персональных художественных выставок (в 1984, 1986, 1989 годах), которые сопровождались сольными гусельными концертами. Давид Борисович представал на этих культурных событиях как поистине уникальная творческая личность. В 1991 году на приуроченной к 50-летию начала Великой Отечественной войны выставке художников- ветеранов в выставочном зале Центрального дома работников искусств были представлены и отмечены три полотна Д. Б. Локшина.

В том же 1991 году Д. Б. Локшин стал членом Международной Федерации художников (IFA, International Federation of Artist) ЮНЕСКО . Его удостоверение за номером 5069 подписано Э. Н. Дробицким .

Весной 1995 года открылась выставка живописи Локшина в Болгарском культурном центре, в один из дней которой знаменитый музыкант и его последователи — ансамбль «Светочъ» — дали гусельный концерт.

Последнее выступление Давида Борисовича Локшина состоялось 5 мая 1995 года в Музее музыкальной культуры им. Глинки , где в это время также была развёрнута выставка его картин. Отдавая дань почтения этому разнообразно талантливому человеку, в концерте в честь мастера приняли участие многие гусляры, педагоги и студенты.

Почётное звание

Восемь раз в течение жизни Локшина коллегами предпринимались безуспешные попытки представить его к званию « Заслуженный артист РСФСР ».

В 1994 году Т. А. Рокитянская в девятый раз подала прошение о награждении. На этот раз препон не было. Указом Президента РФ от 09.04.1996 № 512 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Давиду Борисовичу Локшину присвоено почётное звание « Заслуженный артист Российской Федерации » , до вручения которого он не дожил.

Д. Б. Локшин скончался 6 ноября 1995 года в Москве, похоронен на Востряковском кладбище .

Продолжение дела Локшина

Ученики и последователи

В последние годы жизни Локшин обрёл учеников. Одна из них — (баянист по образованию, дочь баяниста-педагога А. П. Басурманова ) — стала единственным профессиональным музыкантом, выступающим с хроматическими гуслями его конструкции, сохраняющим и развивающим исполнительские традиции своего учителя. Начало её увлечения гуслями было положено 9 мая 1991 года, когда она, вместе со своими коллегами, побывала в гостях у Локшина . Овладев игрой на гуслях Л. Басурманова выступала в ансамбле «Светоч» .

Другой ученик Давида Борисовича — певец-гусляр, руководитель группы «Живая вода» . Под впечатлением записей мастера молодой человек разыскал его, попросился в ученики. Локшин поселил Стрельникова у себя дома и помог овладеть многими тонкостями и приёмами игры. Е. Стрельников принимает активное участие в фестивалях духовной и традиционной музыки.

Судьба гуслей Локшина

Продолжают жить и дарить радость людям сконструированные Давидом Борисовичем инструменты. Прежде всего — 48-струнные перекрёстные гусли, изготовленные в 1965 году , с которыми активно концертирует Л. Басурманова. Собственно, только П. Е. Путро и В. С. Кашутин сумели в полной мере реализовать конструкторский замысел Локшина . Достоверных сведений об изготовлении 48-струнных инструментов «конструкции Локшина» другими мастерами нет.

В 1990-е годы по чертежам Д. Б. Локшина мастером было изготовлено двадцать односторонних инструментов с разным числом струн (от 19 до 23), на которых играют музыканты - профессионалы .

В течение последних 15 лет (с конца 1990-х) дело Перевозчикова успешно продолжает .

Воплощение мечты

Мастерство Д. Б. Локшина всегда было обращено к людям, служило связи прошлого с настоящим и устремлялось в будущее. Созданные им гусли с разным числом струн предназначались в том числе и для пошагового обучения игре на этом инструменте — начиная с детского возраста. Ещё в 1950-е годы он предлагал открыть класс гуслей в Московской музыкальной школе № 1. Тогда его инициатива не нашла поддержки.

Спустя год после ухода Давида Борисовича из жизни его давняя мечта сбылась. С 1996 года в Московской вальдорфской школе № 1060 Т. А. Рокитянская и Л. А. Басурманова дают групповые и индивидуальные уроки игры на 19-струнных Локшинских гуслях. Каждый ребёнок, обучающийся в этой школе, знакомится с гуслями во 2-м классе.

А в 1997 году в Московской музыкальной школе № 5 им. К. Н. Игумнова педагогом был открыт и ныне действует класс шлемовидных гуслей.

Записи игры Д. Б. Локшина используются не только в музыкальной педагогике . Слушая звучание гуслей, малыши учатся передавать своё восприятие мира в красках и создают яркие, выразительные рисунки .

Давид Локшин стал не только одним из наиболее ярких выразителей и хранителей традиций русской национальной культуры , но и обогатил её.

Фестиваль «Гусли — через века»

Память о мастере бережно хранят его земляки. С декабря 2001 года на Брянщине, сначала в родном его Карачеве, а в последние годы — в Брянске — проводится фестиваль гусельной музыки «Гусли — через века» памяти Давида Локшина . Инициатором фестиваля стал руководитель оркестра «Здравица» Андрей Красников .

История фестиваля такова. По совету орловского композитора в оркестр, который, помимо ударных , был сформирован исключительно из балалаек разных размеров и видов — пикколо , примы, секунды, альта , баса и контрабаса , в 1996 году влились звончатые гусли. Изучая материалы, касающиеся этого инструмента, А. Красников обнаружил, что в г. Карачеве родился Д. Б. Локшин. Он поделился своим открытием с Дербенко, а тот подал мысль организовать фестиваль гусельной музыки на родине великого гусляра.

В результате подготовительной работы, которая велась с 1998 года, в декабре 2001-го состоялся 1-й Карачевский фестиваль гусельной музыки, посвящённый 80-летию Д. Б. Локшина. В числе организаторов — заслуженная артистка России Л. Жук и возглавляемый ею ансамбль народной музыки «Купина». Большое содействие оказали Ассоциация «Классическое наследие» (председатель Т. Л. Марголина), РОО «Брянское землячество » в Москве (председатель А. Г. Митюков), администрация города и района.

Публикации

В 2005 году вышел в печати посвящённый памяти Д. Б. Локшина учебник «Гусли», написанный Л. А. Басурмановой в соавторстве с известным музыкальным педагогом Т. А. Рокитянской. Учебник предназначен для начального этапа обучения игре на 19-струнных гуслях.

В 2008 году издан нотный сборник Д. Б. Локшина «Пьесы и обработки для гуслей» .

В 2011 году Издательским домом «Петрополис» выпущен иллюстрированный каталог «Музыкальные инструменты народов мира» из собрания В. А. Брунцева . В числе тех, кому собиратель выражает глубокую благодарность за вклад в создание коллекции, и Д. Б. Локшин. А принадлежавшие ему гусли псалтиревидные работы мастера В. Бурова, с которыми музыкант выступал в лучших концертных залах столицы и на Центральном телевидении СССР , названы уникальным экспонатом коллекции.

Список сочинений и обработок

Для исполнения без сопровождения

Пьесы для 48-струнных перекрёстных гуслей

  • 1967 — «Ивушка» (на тему Г. Пономаренко )
  • 1967 — «Уж как пал туман»
  • 1968 — «Не шуми, мати, зелёная дубравушка»
  • 1969 — «Грушица» (обработка современной русской народной песни)
  • 70-е годы — Фантазия на темы русских романсов
  • 70-е годы — Фантазия на темы народной песни о Волге и песни Е. П. Родыгина «Уральская рябинушка»

Пьесы для 19- и 23-струнных односторонних гуслей

  • 1977 — «Солнце красное закатилося»
  • 1977 — Триптих на темы русских песен «Рябинушка», «Солнце красное», « Ах вы, сени, мои сени »
  • 1978 — «Вей, ветерок» (латышская песня)
  • 1980 — «Венок былин » (былинные наигрыши по записи Н. А. Римского-Корсакова , обработка для гуслей)
  • 1980 — «Зелёная роща всю ночь прошумела»
  • 1980 — «Ночная песня» (финская народная мелодия)
  • 1982 — Горномарийские старинные напевы (памяти , оригинальная пьеса).
  • 1982 — «Веснянка» (свободная обработка белорусской песни)
  • 1990-е — «Плач Израиля » (по воспоминаниям детства, оригинальная пьеса)
  • 1990-е — хасидский напев (по мотивам Леонарда Бернстайна )
  • 1990-е — Еврейские народные мотивы (по воспоминаниям детства, оригинальная пьеса)
  • 1990 — «Уж ты сад»
  • 1992 — « Гдовский наигрыш» (оригинальная пьеса)

Для исполнения в сопровождении фортепиано или оркестра

  • 1970 — «Лебёдушка» (оригинальная пьеса)
  • 1970 — «Круговая кадриль » (оригинальная пьеса)
  • 1970 — «Девичий хоровод »
  • 1970 — «Колокольцы» (оригинальная пьеса)
  • 1970 — «Дума о Ярославне» (иначе — «Думка», оригинальная пьеса)
  • 1970 — «У колыбели» (оригинальная пьеса)
  • 1972 — "Русские переборы (инструментальная мозаика на темы «Барыни» и «Страданий»)
  • 1976 — «Научить ли тя, Ванюша» (обработка русской народной песни)
  • 1977 — «Тамбовский наигрыш»
  • 1977 — « Как по морю »
  • 1977 — «Уж как по лугу»
  • 1977 — «На горе-то калина»
  • 1977 — «Казаки в походе»
  • 1978 — «Думы мои» (обработка украинской песни)
  • 1979 — «Тульяк» (на тему эстонского народного танца)
  • 1979 — «Кепурине» (на тему литовского народного танца)
  • 1979 — «Бульба» (обработка белорусской народной песни)
  • 1979 — «Комарики» (русская кадриль)
  • 1979 — «Смоленская полька»
  • 1979 — «За горами, за долами»
  • 1980 — «Карельский танец»
  • 1980 — «Русская рапсодия » на темы песен «Ты не стой, колодец», «Как под лесом»
  • 1981 — «Песня Алёши» (переложение музыки А. Т. Гречанинова )

Дискография

Дмитрий Локшин (гусли). Диск - гигант , моно . 1972-й год

  • Былинные наигрыши
  • Уж как пал туман
  • На горе-то калина

(русские народные песни)

  • Фантазия на темы русских романсов
  • Круговая кадриль (Д. Локшин)
  • Ивушка (Г. Пономаренко)
  • Девичий хоровод (Д. Локшин)
  • Пьеса на темы трёх русских народных песен: «Рябинушка», «Солнце красное», «Ах вы, сени мои, сени» (Д. Локшин)
  • Грушица (современная русская народная песня)
  • Колокольцы, Лебёдушка, Думка, У колыбели (Д. Локшин)
  • Русские переборы (инструментальная мозаика на темы «Барыни» и «Страданий»

Дмитрий Локшин. Гусли звончатые. Диск-гигант, стерео. 1980 год

  • Русские наигрыши
  • Солнце красное закатилося
  • Былинные наигрыши
  • Научить ли тя, Ванюша
  • На горе-то калина
  • Д. Локшин. Русские переборы. Пьеса для баяна, гуслей, балалайки, ложек, свистулек и рожка
  • А. Гречанинов. Песня Алёши
  • Думы мои, украинская народная песня
  • Вей, ветерок, латышская народная песня
  • Тульяк, эстонский народный танец
  • Кепурине, литовский народный танец
  • Бульба, белорусский народный танец
  • Д. Локшин. Русская кадриль
  • Три русские народные песни: «Лебёдушка», «Как по морю», «Уж как по лугу»

Играет Давид Локшин

«Грушица» — современная русская народная песня, Д. Локшин, гусли (запись 1972 года). «Думы мои» — украинская народная песня, Д. Локшин, гусли; Г. Зингер, ф-но (запись 1980 года).

Примечания

  1. Волков Д.В. / Российская академия музыки имени Гнесиных. — М. , 2019. — 262 с. 15 января 2021 года.
  2. Васильев Ю.А., Широков А.С. О чём рассказали гусли // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М. : Советский композитор, 1986. — С. 42. — 88 с.
  3. от 28 ноября 2020 на Wayback Machine // kremlin.ru
  4. Зачисление в армию добровольцев Ленинграда, которая с 4 июля стала называться Ленинградской армией народного ополчения (ЛАНО) началось 30 июня 1941 года от 13 августа 2011 на Wayback Machine
  5. Басурманова Л. А., Рокитянская Т. А. Гусли. Групповое и индивидуальное обучение. — М.: Наследие ММК, 2005. — С. 7.
  6. Избранные русские песни 10 (33Д — 08481-2) 1961 г. от 28 сентября 2011 на Wayback Machine . В 2010 году студия «Монолит» переиздала старые записи в виде CD-диска «Широка страна моя родная. Русские народные песни» в формате mp3
  7. . rusneb.ru . Национальная электронная библиотека. Дата обращения: 14 января 2021. 14 января 2021 года.
  8. Боков В. Ф. Собрание сочинений в 3 т. — М.: Худож. лит., 1983—1984. Том 2. Стихотворения. —
  9. Т. А. Рокитянская — учитель музыки, заслуженный учитель РФ, Лауреат премии президента 2008 года. Ею создана целостная система воспитания музыкой в общеобразовательной школе «Каждый ребёнок — музыкант!». См. Басурманова Л. А., Рокитянская Т. А. Гусли. Групповое и индивидуальное обучение. — М.: Наследие ММК, 2005. — С. 10
  10. Горшков А.П. // Московский журнал. — 1999. — 1 апреля. 4 марта 2016 года.
  11. Идрисов Г. . volga37.ru . Газета Волга (21 января 2015). Дата обращения: 12 января 2021. 29 июня 2019 года.
  12. Венедикт Степанович Кашутин (1909—1968), известный прежде всего как мастер марийских гуслей (кусле, или кюсле), не только изготавливал кусле, но и занимался их усовершенствованием. Он — один из марийских мастеров, усилиями которых количество струн кусле увеличено с 15 до 38, изменён внешний вид инструмента, введён даже хроматический переключатель (правда, не получивший применения). Приобретённые в процессе этой работы навыки сказались при изготовлении гуслей конструкции Локшина от 26 апреля 2012 на Wayback Machine
  13. Рубан Т.Г. от 19 июня 2013 на Wayback Machine (рис. 7, 8) // Электронный научный журнал "Педагогика искусства" (недоступная ссылка) 16 апреля 2013.
  14. . 19 октября 2011 (недоступная ссылка) 18 февраля 2013.
  15. Пьесы и обработки для гуслей. Текст/ сост. Л. А. Басурманова. — М.: б.и., 2008. — 140 с. : фот. — ISBN 5-98808-010-3 : 50-00 р. — (недоступная ссылка)
  16. Брунцев В.А., Кошелев В.В. . — СПб. : Петрополис, 2011. — 376 с. 15 февраля 2020 года. от 15 февраля 2020 на Wayback Machine
Источник —

Same as Локшин, Давид Борисович