Санскритская литература
- 1 year ago
- 0
- 0
Фрагменты санскритской драмы относят к 1 столетию н. э. . Трактат Махабхашья (санскр. महाभाष्य mahābhāṣya), написанный Патанджали , содержит самые первые упоминания про возможные корни санскритской драмы. Этот трактат о грамматике содержит возможную дату возникновения театра в Индии .
Санскритская драма считается самым высоким достижением Санскритской литературы . В актёрский состав драмы входили такие персонажи как герой (наяка), героиня (наика) и шут (видусака). Актёры могли делится на отдельные типы. В 3-4 столетиях н. э. Калидаса был одним из самых выдающихся стародавних санскритических драматургов Индии . Малавикагнимитрам (Малавика та Агнимитра), Викраморваши (Тот, который относится к Викраму и Урваши ) и Абхиджняна-Шакунтала (Признанная по кольцу Шакунтала) — это три наиболее известные романтические пьесы Калидасы . Последняя была вдохновлена историей, описанной в « Махабхарате », и является наиболее известной. Эта пьеса была переведена на английский и немецкий языки. Под влиянием Шакунталы (в переводе на английский) была написана трагедия Гёте « Фауст » (1808—1832) . Следующим выдающимся индийским драматургом был Бхавабхути (7 столетие н. э.). Считают, что он написал следующие три пьесы: «Малати-Мадхава», «Махавирачарита» та «Уттар Рамачарита». Среди этих трёх пьес, последние две охватывают весь эпос « Рамаяна ». Могущественному индийскому императору Харше (606—648) принадлежат 3 пьесы: комедия Ратнавали , Приядарсика и буддистская драма Нагананда . Другими известными санскритскими драматургами были Шудрака , Бхаса и Ашвагхоша . Хоть до нас дошло много пьес этих драматургов, но про самих авторов нам известно немного.
Самыми первыми фрагментами санскритской драмы, которые сохранились до нашего времени, относят к 1 столетию н. э. . Богатство археологических доказательств ранних периодов не содержит никаких признаков существования театра . Стародавние Веди (гимны с между 1500 и 1000 гг. до н. э., которые относят к старейшей литературе в мире) не содержит никакого намека на это (хотя некоторые написаны в форме диалога ) и ритуалы Ведийского периода не проявляли себя через театральное искусство . Трактат Махабхашья ( санскр. महाभाष्य , mahābhāṣya), написанный Патанджали , содержит самые первые упоминания про возможные корни санскритской драмы. Этот трактат о грамматике содержит возможную дату возникновения театра в Индии .
Основным источником подтверждений существования санскритского театра есть Трактат о театре (Натья-Шастра) , дата написания которого точно не известна (приблизительно с 200 года до н. э. до 200 года н. э.), а авторство принадлежит Бхарата Муни . Этот Трактат является наиболее завершенным трудом драматургии стародавнего мира. Он относится к актёрскому искусству , танцам , музыке , драматургии , архитектуре, дизайну костюмов, гриму , театральному реквизиту , формированию театральных объединений, зрителям, конкуренции и предлагает мифологические основания происхождения театра . При этом, Трактат указывает на признаки характера современного театрального искусства. Санскритский театр был поставлен священниками, которые передавали необходимые умения ( танцам , музыке и художественному чтению ) по наследству. Задумкой театра было акк обучать, так и развлекать.
Под опекой королевских дворов, актёры принадлежали к профессиональным объединениям, которыми управляли режиссёры (сутрадхара), которые также могли играть в театре . Режиссёры будто выступали в роли кукольников — в буквальном смысле «сутрадхара» значит «тот, который держит веревки или нитки» . Актёры были хорошо подготовлены вокально и физически . Не существовало никаких запретов, касающихся актрис; объединения были только мужские, только женские и смешанные. Показывать некоторые чувства для мужчин считалось неуместными, и поэтому у женщин лучше получалось их отобразить. Некоторые артисты играли персонажей своего возраста, в то время как другие играли младших или старших от себя. Более всего в Трактате внимание уделяется актерской игре (абхиная), которая существовала в двух стилях: реалистическом (локадхарми) и обычном (натядхарми). Более распространенным был обычный стиль .
Описанная в Трактате теория рас имела огромное влияние на современный театр Индии и кинематограф Индии , особенно на Болливуд .
Одна из наиболее ранних санскритских пьес. Эта пьеса создана драматургом Шудракой у 2 столетии н. э. Богатый на королевские интриги, шутки, романтику та страсть, захватывающий сюжет пьесы наполненный загадками и непредвиденных поворотов. Главная линия сюжета рассказывает про молодого мужчину на имя Чарудатта и его любовь к Васантасене, богатой куртизанке или нагарвадху. Эта любовь становится нелегкой из-за королевского придворного, которому также нравится Васантасена. Далее сюжет наполняется злодеями и негативными персонажами, которые делают пьесу очень веселой и интересной. Инсценированная в Нью-Йорке в 1924 году, эта пьеса вызвала восхищение у зрителей. В 1984 году режиссер Гириш Карнад снял индийский фильм «Утсав» по сюжету этой пьесы. Мюзикл « Мулен Руж! », снятый в 2001 году, возможно также основан на пьесе «Маленькая глиняная корзинка».
Пьесы, написанные Бхасой стали известными историкам позже благодаря упоминаниям писателей, а сами рукописи утеряны. Рукописи 13 пьес Бхасы были найдены в старой библиотеке в Тируванантапураме (Тривандраме) в 1913 году ученым Ганапати Шастри. Четырнадцатую пьесу нашли позже и приписали Бхасе , но на самом деле её авторство спорное.
Наиболее известные пьесы Бхасы — это «Свапна Васавадаттам» («Свапнавасадатта», «Мечта Васавадатты»), « Панчаратра » и «Пратижна Яугандхараяанам» («Обетница Яугандхараяны»). Другие пьесы: «Пратиманатака», «Абхишеканатака», «Балачарита», «Дутавакйа», «Карнабхара», «Дутагхатоткача», «Чарудатта», «Мадхьямавьяйога» та «Урубханга».
«Карнабхара» получила высокую оценку критиков и является объектом экспериментов современных театральных трупп Индии.
Бхаса считается одним из наилучших санскритских драматургов, уступая только Калидасе . Он жил ранее Калидасы в период приблизительно от 1 столетия до н. э. до 4 столетия н. э.
Калидаса (3-4 столетия н. э.) несомненно является самым выдающимся поэтом и драматургом Санскрита, и отыгрывает такую же роль в санскритской литературе, которую Шекспир отыгрывает в английской литературе. Он имеет дело в основном с известными индийскими темами и легендами; три его самые известные пьесы — это « Викраморваши » («Викрама та Урваши»), « Малавикагнимитрам » («Малавика та Агнимитра») и пьеса, благодаря которой он стал наиболее популярным — « Абхиджняна-Шакунтала » («Признанная по кольцу Шакунталы»). Последняя считается самой лучшей пьесой на Санскрите. Больше чем через тысячелетие, она очень сильно поразила известного немецкого писателя Гёте .
Калидаса также написал две большие эпические поэмы — « Рагхувамша » («Род Рагху») та « Кумарасамбхава » («Рождение Кумары»), и две эпопеи поменьше « Ритусамхара » («Времена года») и « Мегхадута » («Облако-вестник») и другие прекрасные работы.
Произведения Калидасы отличаются простой, но прекрасным санскритским языком и широким использованием сравнений. Его даже начали называть Упама Калидасася (Калидаса овладевает сравнениями) из-за того, что его произведения были переполнены сравнениями.
Среди всех санскритских пьес историческая пьеса «Мудраракшаса» выделяется своей неповторимостью и уникальностью из-за того, что она наполнена жизнью, событиям, постоянным интересом и политическими интригами. Период написания произведения принадлежит приблизительно до 800 г.н. э. В пьесе Чандрагупта Маурья правит из Паталипутры , сбросив последнюю династию Нандов. Ракшаса, посланник Нандов, пытается отмстить за своего бывшего хозяина. Чанакья, посланник Чандрагупта, удачно побеждает Ракшасу .
Другими выдающимися пьесами есть « Ратнавали », « Нагананда » и «Приядарсика» Шри Харши (7 столетие), «Маттавиласа Прахасана» Махедравикрамавармана, «Аскарьякудамани» Шактибадры, «Субхандракананьява» и «Тапатисамварана» Куласекхары, «Каляна Саугандхика» и «Шри Кришна Чарита» Неелканты.
Санскритские пьесы были очень популярными в стародавние времена и инсценировались по всей Индии. Сейчас единственным стародавним санскритским театром, который сохранился до наших дней, является Кутияттам , который был сохранён в штате Керала Чакьярским сообществом. Эта форма санскритского драматического театра появилась больше 2000 лет назад и является одним из древнейших традиционных театров в мире. Все выдающиеся санскритские пьесы Бхасы, Шри Харши, Шактибхадры и др. были поставлены в Кутияттаме. Гуру Мани Мадхава Чакьяр был режиссёром таких пьес как « Абхиджняна-Шакунтала », « Викраморваши » и « Малавикагнимитрам » Калидасы , «Свапнавасадатта» и «Панчаратра» Бхасы впервые за всю историю Кутияттама. Он популяризовал Кутияттам и обновил единственный санскритский драматический театр в Индии, который сохранился до наших дней.
Одним из предположений (пока что без подтверждения) насчёт происхождения «Пьес Тривандрама» Бхасы есть то, что 13 пьес были адаптированы с языка оригинала и перевезены в Кералу для постановки на сцене за Кутияттамской традицией.
Манмохан Ачарья, современный санскритский драматург написал много пьес и танцевальных драм. Пьесами, которые стоит вспомнить есть «Арджуна-Пратиджнаа», «Шрита-камалам», «Пада-паллавам», «Дивья-Джвадевам», «Пингалаа», «Мртюх», «Схитапражнах», «Тантра-махасактих», «Пурва-Шакунтала», «Уттара-Шакунтала», «Рааванах» . Видъядхар Шастри написал три санскритские пьесы: «Пурнанандам», «Калидаиням» и «Дурбала Балам». Прафулла Кумар Мишра написал такие пьесы как «Читрангада» та «Каруна».