Иоганн Генрих Шме́льцер
(
нем.
Johann Heinrich Schmelzer
; около 1623,
Шайбс
— между 29 февраля и 20 марта 1680,
Прага
) — австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Ведущий композитор австрийского барокко до
Бибера
.
Очерк биографии
О музыкальном образовании Шмельцера достоверных сведений нет. Переехав в Вену (дата переезда неизвестна), возможно, учился у итальянского скрипача и композитора
Антонио Бертали
. Впервые в документах Шмельцер упоминается в 1643 году как
корнетист
Собора Св. Стефана
. В дальнейшем вся творческая карьера Шмельцера связана с
императорской придворной капеллой
: он начал официально служить там скрипачом в 1649 года, постепенно расширяя круг своих обязанностей. В 1658 году дирижировал оркестром во время коронации
Леопольда I
во Франкфурте. В 1665 был официально назначен «балетным композитором» (Ballettkomponist), то есть сочинителем камерной инструментальной музыки в жанре
баллетто
(инструментальные сюиты, главным образом, танцевальной музыки). Некоторые из сюит Шмельцера использовались как вставные балетные номера в операх
А.Чести
и
А.Драги
. В 1671 Шмельцер стал вице-капельмейстером, а в 1679, наконец, капельмейстером (первым в истории австрийцем, занявшим этот пост). В связи с эпидемией чумы двор и капелла переместились в 1679 в Прагу, однако, чума настигла Шмельцера и в Праге, где он скончался в 1680 году.
Три сына Шмельцера также стали музыкантами. Андреас Антон (1653-1701) и Петер Клеменс (1672-1746) — скрипачи и композиторы
, Георг Йозеф (1655 — до 1701) — скрипач.
Очерк творчества
Иоганн Генрих Шмельцер — ведущий композитор австрийского барокко до
Бибера
. Исторически наиболее важны его инструментальные сочинения — оркестровые сюиты (так называемые
баллетти
), предназначавшиеся для вставных танцев (балетных номеров) в театральных пьесах и операх, и сонаты (сюиты) для камерных ансамблей. Писал также церковную вокальную музыку в манере
венецианской школы
и немецкие полифонические песни (
Lieder
).
Оркестровые сюиты Шмельцера содержат стандартные танцевальные пьесы (гальярды, бурре, сарабанды, жиги, гавоты, аллеманды, куранты), итальянские танцы (в жанрах trezza, фолия, сальтарелла, мореска и traccanario), нередко также пьесы с программно-тематическими заголовками, как «Крестьянка» (Bauernmädel), «Охотники» (Cacciatori), «Отряд солдат» (Battaglione), «Майские цветы» (May Blumen), «Венская песня» (Aria viennense), «Французский танец» (Balletto francese) и т.п. Большинство их оркестровано для струнных и континуо, но встречаются также
piffari
(возможно, имеются в виду
шалмеи
), корнеты (цинки),
clarini
(высокие трубы), трубы, тромбоны и фаготы.
Из большого количества «сонат» (многие представляют собой de facto сюиты для камерных ансамблей) особый интерес представляют 6 виртуозных скрипичных сонат, изданных под не вполне понятным латинским заголовком «Sonatae unarum fidium»
(1664).
Избранные сочинения
Театральная музыка
-
L’infinità impicciolita
(либретто
), sepolcro
(Вена, 16.4.1677)
-
Сила любви / Stärke der Liebe
, sepolcro (Вена, 1677)
-
L’urno della sorte
, музыкальное приношение (Вена, 9.6.1677)
-
Печальные воспоминания / Le memorie dolorose
(Minato), sepolcro (Вена, 8.4.1678)
-
Почтительные старцы / Le veglie ossequiose
(Minato), serenata (Лаксенбург, 1679)
-
Согласие семи возрастов / Die sieben Alter stimmen zusammen
(Johann Albrecht Rudolph) (Прага, 18.1.1680)
Для различных инструментов
Примечание.
В скобках указаны рукописи
-
Balletto 2do
(2 violini, viola, basso di viola), для оперы «Il pomo d’oro» А.Чести, 1668 (
CZ-KRa
A 755)
-
Balletti a 4
(violino, 2 violae, violone), 1670 (
CZ-KRa
A 897)
-
Balletti francesi
(4 violae, 2 clarini), 1669 (
CZ-KRa
A 906)
-
Balletto di centauri, ninfe et salvatici
. Для праздника в
Шёнбрунне
, 1674. A 3 Chori. Choro 1: 5 viole radoppiati, Choro 2: 3 piffari et un fagotto, Choro 3: 2 cornetti muti et 3 tromboni (
CZ-KRA
A 764)
-
Balletto di matti
(2 violini, violetta, basso), 1670 (
CZ-KRa
A 762)
-
Balletto di pastori et ninfe a 5
(2 violini, 2 violettae, basso), 1673 (
CZ-KRa
A 752)
-
Balletto di spiritelli
(5 violae, 3 piffari, 1 fagotto con violone et cimbalo) (рукописный источник утрачен, см. публикацию в серии
Denkmäler der Tonkunst in Österreich
, Bd.105, №6)
-
Balletto di Zefferi
(2 violini, 2 violettae, cembalo), 1675 (
CZ-KRa
A 748)
-
Balletto genandt das Narrenspitall
(violin, viola da gamba, theorbe), 1667 (
A-Wn
Mus. Hs. 16583)
-
Balletto primo: di spoglia di pagagi
(2 violini, 2 violae, basso), 1678 (
CZ-KRa
A 920)
-
Balletto quarto: di 7 pianeti
(2 violini, 2 violae, basso), 1678 (
CZ-KRa
A 920)
-
Чакона / Ciaccona a 3 Chori
(Choro 1: 4 viole radoppiati, Choro 2: 1 clarino, Choro 3: 2 flauti e 1 fagotto per libito) (
CZ-KRa
A 870)
-
Fechtschuel a 4
(2 violini, violetta, organo) (рукописный источник утрачен, см. публикацию в серии
Denkmäler der Tonkunst in Österreich
, Bd. 56, № 12)
-
La bella pastora
(2 violini, bc) (
D-W
Cod.Guelf. 34.7 Aug 2°, no. 41)
-
Плач на смерть Фердинанда III / Lamento sopra la morte Ferdinandi III
(2 violini, viola da gamba, organo) 1657 (
F-Pn
Rés. Vm7 673, no. 116)
-
Польские волынщики / Polnische Sackpfeifen
(2 violini, bc) 1660–70 (
F-Pn
Rés. Vm7 673, no. 10)
-
Serenata con altre ariae a 5
(2 violini , 3 violae) 1669 (
CZ-KRa
A 905)
-
Sonata a 2
(violino, fagotto) 1673 (
CZ-KRa
A 506a)
-
Sonata a 2
(violino, viola da gamba, bc) (
D-W
Cod.Guelf. 34.7 Aug 2°, no. 25)
-
Sonata a 2
(violino, viola da gamba, bc) (
GB-Lbl
Add. 31423)
-
Sonata a 2 violini verstimbt
(2 violini, bc ad lib) 1673 (
CZ-KRa
A 639)
-
Sonata a 3
(violino, 2 violae con organo et violone) (
CZ-KRa
A 589a)
-
Sonata a 3
(violino, trombone, fagotto) (
CZ-KRa
A 610)
-
Sonata a 3
(violino, clarino, trombone) (
CZ-KRa
A 632)
-
Sonata a 3
[
Пасторальная
] (2 violini è viol di gamba overo trombone) (
S-Uu
Instr. mus. i hs. 8:12)
-
Sonata a 3
[
Lanterly
] (2 violini, viola da gamba, organo (
S-Uu
Instr. mus. i hs. 8:9)
-
Sonata a 4 detta la Carolietta
(violino, cornetto, trombone e fagotto), 1669 (
CZ-KRa
A 634)
-
Sonata a 5
(2 violini, clarino, fagotto, viola da gamba con cimbalo) (
CZ-KRA
A 552)
-
Sonata a 5 per camera
. Al giorno delle Correggie 3 Juni 1678 (2 violini, 2 violae, fagotto con Violone et organo) (
CZ-KRa
A 496)
-
Sonata a 6 duobus choris
[
Битва
] (Coro 1: 2 violini, viola, Coro 2: violino, 2 violae, bc) 1680 (
CZ-KRa
A 586)
-
Sonata a 7 flauti
(7 flauti, bc) (
S-Uu
Instr. mus. i hs. 58:8b)
-
Sonata a 8 per chiesa e per camera
(2 trombe , 6 viole, bc) 1679 (
CZ-KRa
A 551)
-
Sonata a 11 per chiesa et camera
(6 viole, 5 trombe) 1675 (
CZ-KRa
A 550)
-
Sonata ad tabulam a 4
(2 violini, 2 flautae con organo) 1670 (
CZ-KRa
A 869)
-
Sonata amabilis a 4
(violino, 2 brazze, violone) 1665 (
CZ-KRa
A 534) [=
Sacro-profanus concentus musicus
, Соната № 11]
-
Sonata con arie zu der Keyserlichen Serenada
(5 violini et 4 trombe, col timpano per libito) 1672 (
CZ-KRa
A 465)
-
Sonata con tribus violinis
(3 violini, organo) 1677 (
CZ-KRa
A 528a)
-
Соната "Кукушка" / Sonata Cucù
(violino solo, basso) 1669 (
CZ-KRa
A 572a)
-
Sonata Natalis
(5 violae, 5 trombettae con violone et organo) 1680 (
CZ-KRa
A 583)
-
Sonata Natalitia
. A 3 Chori (Choro 1: 5 viole radoppiati, Choro 2: 3 piffari et 1 fagotto, Choro 3: 2 flauti ò 2 cornetti muti et tromboni) 1675 (
CZ-KRa
A 553)
Опубликованные сочинения для инструментов
-
Duodena selectarum sonatarum
, 12 сонат (Нюрнберг, 1659)
-
Sacro-profanus Concentus Musicus
, 13 сонат для 3-8 инструментов и континуо (Нюрнберг, 1662)
-
Sonatae unarum fidium, seu a violino solo
, 6 сонат для скрипки и basso continuo (Нюрнберг, 1664)
-
Arie per il balletto à cavallo
, балетная музыка к пьесе А. Бертали "Contesa dell’aria e dell’acqua" (Вена, 1667)
Церковная музыка
-
13 месс, в том числе
Missa nuptialis
и
Missa dei Petris Benedicti
Прочие сочинения
-
20
немецких песен
-
O Jesu summa charitas
, для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и континуо; рукопись: Dübensammlung Uppsala
-
Terra triumphans jubila plaudite nymphae
, для 4 голосов, 2 скрипок и континуо; рукопись: Dübensammlung Uppsala
-
Venito ocyus, transeamus usque
, для 2 теноров, 2 скрипок, 2 альтов и континуо; рукопись: Dübensammlung Uppsala
Утраченные
-
Боги-соперники / Gli Dei concorrenti
(Nicolò Minato), музыкальная эпиталама (Пассау, 1676; написана совместно с
Антонио Драги
)
-
Геракл и Омфала / Hercules und Onfale
(либреттист неизвестен), драматическая камерная музыка (Вена, 1676)
-
173 композиции на религиозные тексты
Примечания
-
Deutsche Nationalbibliothek
Record #10431821X //
(нем.)
— 2012—2016.
-
Bibliothèque nationale de France
(фр.)
: платформа открытых данных
— 2011.
-
↑
Wurzbach D. C. v.
(нем.)
//
Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich
:
enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigen Personen, welche seit 1750 in den österreichischen Kronländern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben
— Wien: 1856. — Vol. 30. — S. 168.
-
↑
— 2003.
-
Например, к его опере «Терпение Сократа», премьера которой состоялась в Праге в 1680 году.
-
Последнему, возможно, принадлежит сборник "Dialogus musicalis chelycus", содержащий 12 сонат для лютни и континуо.
-
Заглавие («Сонаты для одних только струнных») как будто подразумевает сольную (без basso continuo) скрипичную музыку. В действительности же в партитуре выписаны и партия скрипки и партия basso continuo.
-
Sepolcro — костюмированная
оратория
, которая приурочивалась к Страстной неделе. Постановки
sepolcro
были распространены среди итальянцев, работавших при дворе Габсбургов в 1660-1705 гг. Другие (также итальянские) названия для этого жанра —
azione sacra
и
rappresentazione sacra
.
Литература
-
Wellesz E.
Die Ballett-Suiten von Johann Heinrich und Anton Andreas Schmelzer. Wien, 1914.
-
Nettl P.
Das Wiener Lied im Zeitalter des Barock. Wien, 1934.
-
Flotzinger R.
Johann Heinrich Schmelzers Sonata "Lanterly" // SMw 26 (1964), S.67–78.
-
Koczirz A.
Zur Lebensgeschichte Johann Heinrich Schmelzers // SMw 26 (1964), S.47–66.
Ссылки
-
от 18 сентября 2016 на
Wayback Machine
// Научный вестник Московской консерватории, 2015, № 2