Interested Article - Даб

Даб ( англ. dub ) — музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке . Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни регги с удалённым (иногда частично) вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью регги. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов , а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп , хаус , драм-н-бейс , трип-хоп , даб-техно и других.

Характеристика

Линтон Квези Джонсон (2008)

Линтон Квези Джонсон :

Грозовые раскаты бочки,
Бас, ритм и труба, переплетаясь
Сливаются глубоко внизу с барабанами…

По звучанию даб характеризуется, прежде всего, мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии . Поскольку даб является производным от регги , басовые линии составляются по канонам, типичным для этого жанра.

История

Это направление получило название благодаря «дублированию» песен регги их инструментальными, ориентированными на ритм версиями на оборотной стороне синглов , и к середине 1970-х развилось в собственный полноценный стиль, открывающим простор для звукорежиссёрских экспериментов. Обычай перезаписывать или пересводить песни регги без вокала начался в 1967 году , когда диск-жокеи обнаружили, что в танцклубах и на вечеринках люди сами с удовольствием поют эти песни. Примерно к 1969 году некоторые диск-жокеи начали говорить под эти инструментальные версии, часто изменяя уже знакомый текст песни .

Обложка альбома «Pick A Dub» Кейта Хадсона (1974)
Наиболее заметным из «ранних» диджеев был , получивший известность благодаря тому, что вёл импровизированные диалоги с певцами на записях. Аудиосистема, на которой работал Ю-Рой, принадлежала звукорежиссёру Кингу Табби . Последний микшировал все инструментальные дорожки, под которые Ю-Рой говорил. В конце концов, Табби начал экспериментировать, делая ремиксы этих инструментальных дорожек, увеличивая громкость ритм-секции , выбрасывая все или почти все вокальные партии, если они были, и добавляя новые эффекты, такие как реверберация и эхо. Многие поклонники регги восприняли это как освобождение музыки от всего лишнего, чтобы добраться до её естественной сути. Синглы с инструментальными версиями на стороне «Б» (B-sides) получили всеобщее распространение, и ремиксы Кинг Табби стали чуть ли не важнее самих оригиналов. С 1974 года стали появляться альбомы, полностью состоявшие из «дабов», с заметными влияниями миксов Табби. Альбом «Pick A Dub» Кейта Хадсона (1974) считается первым полноценным альбомом в стиле даб. Композиции альбома сконцентрированы вокруг плотных партий баса и ударных, периодически «всплывающих» голосов и перкуссионных наслоений, записанных с использованием эхо-эффектов.
Пик популярности даба приходится на конец 1970-х, к тому времени он приобретает известность в Британии и США , а некоторые рок-музыканты (например, The Police , The Clash , Public Image Ltd , The Slits , The Pop Group ) напрямую заимствуют элементы даба в своей собственной музыке.

Из других ранних продюсеров стоит назвать Ли «Скретч» Перри с его колоритным, утончённым стилем. К 1976 году даб по популярности на Ямайке уступал только коренному растафарианскому регги, а также получил распространение в Великобритании (во многом благодаря лейблу Island Records), где такие коренные исполнители регги, как и Black Uhuru не менее успешно освоили даб. В 1980-е даб в Великобритании продолжал быть актуальным направлением благодаря Mad Professor , Aswad и такому экспериментатору, как ), но в дальнейшем, несмотря на появление новых талантливых исполнителей, таких как Scientist, Принс Джемми (Prince Jammy) и Майки Дред , мода на ямайскую музыку сдвинулась в сторону словесных импровизаций диджеев и популярность обрели дэнсхолл и рагга .

Неторопливая музыка даба возымела влияние не только в контексте регги; драм-н-бейс , расцветший в 1990-е годы в Великобритании, многое заимствовал из техники продюсирования и микширования, применявшейся в дабе.

Ли «Скретч» Перри (1998)

С началом цифровой эры на Ямайке в 1985 году многие даб-продюсеры начинают экспериментировать с электронным звучанием, а к 1990-м, при возрождении рутс-регги , в Великобритании возникает новая волна даб-музыки (Jah Shaka, Jah Warrior, Mixman и т. п.). В это время многие поп-группы, такие как ( Dreadzone ), заимствуют элементы даба, появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус ( The Orb ), даб-хаус, даб-техно ( Basic Channel ), трип-хоп ( Massive Attack ). В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки.

Региональные сцены

Ямайка (Jamaican dub)

США

Великобритания (UK dub)

Великобритания на правах бывшей метрополии стала вторым после Ямайки крупнейшим центром распространения даба. Иммигрантами из стран Карибского региона и других колоний здесь были основаны многочисленные звукозаписывающие студии и лейблы, специализировавшиеся на афрокарибской музыке. В их числе всемирно известная студия Ariwa Sounds , основанная 1979 году Mad Professor 'ом. Для стиля, получившего название UK dub , характерен минимализм , «интеллигентность», большое влияние со стороны музыки стран Востока (прежде всего, Индии и Пакистана ) ( Asian Dub Foundation ). Попытки отыскать новое звучание на стыке ямайского даба, ориентальных мотивов и некой «планетарной психоделики» предпринимались также многими представителями британского электронного андеграунда ( , Muslimgauze , ) .

Франция (French dub)

Даб-музыка Франции, как и Великобритании, испытывает сильные восточные влияния, но в основном со стороны арабской, а также северо- и восточноафриканской музыки ( Dub Incorporation , ). Характерно отсутствие преобладающего направления развития ( мейнстрима ). Местные коллективы часто экспериментируют, смешивая даб с элементами других музыкальных жанров от психоделик-транса (Brain Damage Sound System) до танго ( Gotan Project ). Прослеживается заметное влияние хип-хоп -культуры, в том числе в наложенных поверх «минусовок» текстах на социально-политические темы. ( , ). Численный и инструментальный состав групп весьма разнообразен, причём зачастую используются нехарактерные для жанра инструменты — аккордеон , флейта , виолончель (Zenzile). Издаётся ряд специализированных музыкальных сборников ( French Dub System, Dub in France, Dub Addicts ) .

Нидерланды

Австрия

Австрия, а точнее Вена, известна как место проведения фестивалей, посвящённых даб- и чилаут -музыке.

Германия

Традиционно преобладание техно . Лейблы: Basic Channel , .

Россия

В СССР самым известным коллективом, игравшим даб и регги , был Комитет охраны тепла [ источник не указан 1828 дней ] . В России даб-сцена активно развивается. Выпускается серии сборников «Dub Community of Russia» , «Dub Adventures in Russia», ежегодные сборники Волжского Даба и т.д. В июне 2012 состоялась первая вечеринка в саундсистемном формате на настоящей саундсистеме.

Япония

Новая Зеландия

Комментарии

  1. Диджеем или toaster’ом на Ямайке традиционно называется человек, исполняющий словесные импровизации или, реже, поющий под музыку на дискотеке, то есть тот, кого в других странах принято называть MC . Роль диск-жокея (в обыденном понимании) в ямайской саунд-системе выполняет селектор .

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 мая 2009. 12 мая 2013 года.
  2. . Дата обращения: 10 мая 2009. 14 сентября 2009 года.
  3. от 4 августа 2009 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Даб