Шахматы не глядя на доску
- 1 year ago
- 0
- 0
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Кригшпиль ( нем. kriegspiel «военная игра») — вариант шахмат , изобретённый (внуком экономиста Садлера ) в 1899 году и основанный на оригинальной игре кригшпиль , разработанной Георгом фон Рассевицем ( нем. Georg von Rassewitz ) в 1812 году и опубликованной в 1824 году.
В кригшпиле каждый игрок видит лишь свои фигуры , а фигуры противника не видит. Поэтому в игре нужен посредник (или компьютер), действующий как судья и владеющий всей информацией о ходе игры. Когда игрок, в свою очередь, пытается сделать ход, судья объявляет, легален этот ход или нет. Если ход нелегален, игрок пытается походить опять; если же легален, ход совершается. Обоим игрокам даётся информация о шахах и взятиях. Игрок может, также, спросить судью, есть ли на доске легальное взятие пешкой, и если ответ будет положительный, он обязан сделать попытку съедения пешкой (и если она не удастся, далее может пытаться делать любые ходы).
Поскольку положение фигур противника неизвестно, кригшпиль не является игрой с полной информацией . Шахматный кригшпиль основан на одноимённой военной игре , применявшейся в Пруссии в XIX веке для тренировки офицеров .
Существует несколько правил игры в кригшпиль. Самые распространённые основаны на правилах сервера « », на котором кригшпиль носит название « Wild 16 ». Правила эти следующие .
Игра ведётся на трёх досках:
Каждый игрок видит только свои фигуры, фигур противника не видит (но может отслеживать их количество). Полную картину видят зрители и посредник.
Ход игры таков.
Сначала посредник объявляет:
Игрок делает ход. Если чья-либо пешка может «взять» пешку противника посредник объявляет:
Если фигура «съедается», посредник объявляет:
Если ход недопустим (например, пешка может «есть» по диагонали, но ходить по диагонали не может), посредник объявляет:
и игрок делает новую попытку хода.
Чтобы избавить игроков от необходимости проверять все взятия пешками, посредник сообщает игроку поле, на которое можно сделать «взятие». Но поле не объявляется, если ход пешкой может поставить шах . Взятия на проходе объявляются, но при этом не сообщается, что это было именно взятие на проходе.
Например: ход под шах; ход ферзя, ладьи или слона через поля, занятые фигурами противника; ход пешкой на поле, занятое фигурой противника.
В случае шаха , мата или пата , посредник объявляет:
О превращении пешек не объявляется.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Иногда правила кригшпиля используют в шахматной композиции . При этом в вариантах решения ходы чёрных заменяются соответствующими объявлениями.
Пример кригшпильной задачи показан справа. Белые должны поставить мат в 8 ходов, где бы ни находился чёрный слон, и как бы ни ходили чёрные. (Отметим, что в реальной игре чёрные не могут видеть ходов белых, но в задаче, в которой белые должны победить, надо предполагать наихудший сценарий, то есть правильные и наилучшие ходы чёрных.)
Это пат , поскольку изначально чёрный слон стоял на «a1».
Это тоже пат. Поэтому белые не должны ходить ни конём, ни слоном, поскольку обе эти фигуры могут случайно взять чёрного слона. По этой же причине, белая ладья должна ходить лишь по белым полям, но при этом достижима для неё лишь половина белых полей.
Белые пытаются сыграть
Далее белые пытаются сыграть
Теперь, если чёрные сыграют
то
Иначе
(это безопасно, так как чёрный слон не может оказаться на «h8» и быть взят, поскольку на предыдущем ходе его не было на «g7»)
(если невозможно, то
и
В обеих версиях в начале игры объявляется, какой из слонов остаётся.
В сёги игра, аналогичная кригшпилю, называется цуйтатэ сёги .