Interested Article - До и после полуночи
- 2020-03-23
- 1
«До и по́сле полу́ночи» — информационно-развлекательная телепрограмма Центрального телевидения , выходила в эфир с марта 1987 по 1991 год .
Автор и ведущий — Владимир Молчанов . Производитель — Главная редакция информационных программ ЦТ СССР .
История
Идея принадлежит Владимиру Молчанову: программа задумывалась в формате телевизионного журнала. По замыслу автора, зритель не получал сухую информацию, а как будто «листал» журнал, «где есть музыка, где есть милый, интересный человек». При этом темы и приглашённые гости относились к негласно запрещённым в СССР (например, сюжеты о жизни людей на Западе) .
Передача выходила раз в месяц в ночь с субботы на воскресенье. В связи с разницей часовых поясов в СССР, она шла в течение дня в разных регионах в разных версиях: сначала был эфир на Дальний Восток (в 11:30 по московскому времени). В это время руководство телевидения смотрело выпуск в телецентре « Останкино ». Поэтому редакция ставила в выпуск песни народов мира и интервью на мирные темы. В 23:30 по московскому времени в эфир шла уже принципиально другая передача, где авторы говорили и показывали всё, что хотели .
Первым гостем стал артист Андрей Миронов . Это было его последнее интервью на телевидении . Когда Миронова не стало, Молчанову не позволили об этом сообщить в программе «Время», так как Миронов был народным артистом РСФСР , в то время как программа « Время » давала некрологи на народных артистов СССР , маршалов и высших государственных деятелей. 22 августа 1987 года Молчанов сообщил об уходе артиста из жизни в эфире программы «До и после полуночи» .
Одной из составляющей передачи была музыка. В первой программе в конце впервые в СССР был показан клип « We Are the World ». Среди музыкальных гостей программы: Status Quo , Удо Линденберг и Альфред Шнитке , а также — Ив Монтан . Некоторые композиции было запрещено пускать в эфир, в частности, в течение нескольких месяцев была запрещена « Метель » Георгия Свиридова , поскольку тогда же Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим под эту музыку возлагал цветы к памятнику погибшим во время войны в Афганистане . Также были запрещены две песни Аллы Пугачёвой — « Паромщик » и « ». По мнению редакторов, в первой содержался намёк на Солженицына , а под крысоловом подразумевался генсек Горбачёв .
Именно в программе «До и после полуночи» впервые прозвучала песня « Россия » Игоря Талькова, запрещённая везде , а также впервые показаны клипы «Мадонна» Александра Серова и « Сиреневый туман » Владимира Маркина .
В январе 1991 года в программе обсуждались вильнюсские события , несмотря на запрет темы в информационном эфире и даже отказ Молчанова в связи с этим вести программу «Время». В студию «До и после полуночи» были приглашены Егор Яковлев , Ион Друцэ , Элем Климов . После этого выпуска редакция потеряла былую свободу действий. Молчанов вспоминал: «К нам стали приходить на монтажи — смотреть, что мы монтируем, чего раньше не было» .
Первая версия передачи была закрыта по инициативе самого Молчанова в июне 1991 года, но, несмотря на это, через несколько месяцев программа вернулась в эфир. С 1992 года Молчанов стал сотрудничать с Ren TV , где работал следующие 8 лет . «До и после полуночи» выходило 3 года в эфир не чаще раза в месяц.
В 1994-м году программа возродилась под названием «До и после» и выходила по субботам на 1-м канале Останкино , начиная с 23 апреля , сорок недель (позже на ОРТ ). Основу составляли репортажи сотрудников агентства « Рейтер » , студия программы располагалась в здании гостиницы «Славянская» .
С образованием ОРТ «До и после» стало выходить в эфир раз в месяц. Широкую известность получил выпуск о причинах убийства Соломона Михоэлса и последовавшие за ним 16 заседаний суда . В результате Молчанов зачитал в эфире утверждённый Останкинским судом текст опровержения . Передача выходила на Первом канале до 1996 года, после чего перешла на только что образованный в 1997-м году канал компании-производителя. «До и после» выходило на Ren TV до мая 1998-го.
В еженедельном режиме вещание возобновлено в 2006 году на канале « Ностальгия », где выходят в эфир как передачи советского периода (повтор), так и новые выпуски, подготовленные тем же ведущим в схожем формате (под названием «До и после…» с Владимиром Молчановым ).
Записи передач — раритет. Хотя премьерный выпуск сохранился в архиве автора. Сам Молчанов признаётся :
Они были либо размагничены, либо их просто разворовали. Эта запись уцелела чудом: я её нашел у себя дома. Сел с женой, посмотрел, а потом долго смеялся. До чего же наивно смотрится сейчас.
В декабре 2010 года стало известно, что архив телепередачи не уничтожен. 60 выпусков программы, созданных в 1987—1991 годах, находятся в Гостелерадиофонде .
Значение
Программа стала одним из знаковых журналистских прорывов Перестройки , перевернув представление советских зрителей о современном телевидении.
Её выпуски широко обсуждались общественностью .
Ведущий вспоминал в одном из своих интервью :
Когда мы вышли в эфир первый раз в ночь с 7 на 8 марта 1987 года, мы вообще были единственными. На советском телевидении больше не было ни одной программы, кроме программы «Время», которая выходила в прямой эфир. И не было ни одной программы, которая говорила бы о том, о чем говорили мы. В принципе нам было просто. Поскольку зрителю больше ничего не предлагалось, то нас смотрела вся страна. Потом мы поняли, что раз мы единственные — у нас есть шанс сказать то, что хочется сказать, то, о чём на советском телевидении никогда не говорилось. Но тогда сенсациями становились в основном исторические разоблачения. Не было грязи с банями и прочим.
Передачу сравнивали с легендарной программой « Взгляд ». Её ведущий Сергей Ломакин вспоминал:
Свобода слова просто обрушилась на нас в период « гласности », и какой-то там совсем свирепой цензуры не было. К тому же уже эфирились « Прожектор перестройки » и молчановская «До и после полуночи».
— газете « Музыкальная правда » (28 мая 2010)
Даже один из ведущих «Взгляда» признавал :
В тот же период шла передача Владимира Молчанова «До и после полуночи» — на порядок выше по качеству контента и по ведению. Она выходила раз в месяц, время показа было не самое лучшее… Но у «Взгляда» была фора один к четырем! Вот передача и стала, как теперь говорят, культовой
В 1987 году первыми в стране показали в эфире Рождественскую церковную службу (как получасовое приложение к программе). В числе первых стали говорить в эфире о репрессиях, эмиграции, диссидентах .
Критика
В понедельник, 9 марта 1987 года, после первого выпуска, на общей телевизионной летучке программу назвали проамериканской, а также антисоветской .
Из воспоминаний Молчанова :
Одни были в восхищении от программы, а другие просто её ненавидели, и тут возникло: «А кто разрешил?» Но время такое было, уже 1987 год, руководство телевидения должно было показывать власти, что они что-то меняют. Телевидение обретало человеческое лицо . Вот тут я со своей программой и своей бригадой оказался очень кстати.
По слухам, программу поддерживали и защищали Александр Яковлев (секретарь ЦК КПСС) и Эдуард Шеварнадзе , а, наоборот, требовали закрытия — Владимир Крючков (председатель КГБ СССР) и Егор Лигачёв (член Политбюро ЦК КПСС). Программа держалась в эфире на балансе между сторонниками и противниками .
Самый большой поток критики со стороны зрителей обрушился на редакцию, когда в одной из первых программ обсуждалась проблема СПИДа с гостем студии Вадимом Покровским . То, что ведущий произнёс слово « презерватив », вызвало шквал негодования по поводу развращения молодого поколения. Как отметил сам Молчанов после, письма прислали в основном школьные учителя .
Творческий коллектив
- Ольвар Какучая — журналист, создатель программы
- Андрей Плахов — режиссёр
- Игорь Соловьёв — режиссёр
- — ассистент режиссёра, режиссёр
- — режиссёр
- Владимир Молчанов — автор, ведущий
- — ведущая
- Владимир Давыденко (20.05.1953) — композитор, музыкальный редактор, автор сюжетов.
- Александра Ливанская — тележурналист, рубрика «Репортажи из провинции»
- Владимир Андриевский — тележурналист
- Борис Костенко — тележурналист
- Ирина Зайцева — тележурналист
- — тележурналист, шеф-редактор
- Евгений Киселёв — репортёр
- Леонид Парфёнов — репортёр
- Владислав Флярковский — репортёр
- Александр Гурнов — репортёр
- Алексей Денисов — тележурналист, рубрика «Неизвестная Россия».
- Виолетта Сергеева (Вологдина) — ассистент режиссёра.
- — внештатный корреспондент.
- Олег Рясков — оператор — съемка путча 1991 года.
- Александр Куприн — режиссёр
В искусстве
Владимир Асмолов , «Дефицит общения»:
…Очень ему хочется
Хоть разок мелькнуть
В «До и После полночи»
Рядом с кем-нибудь,…
См. также
- « Взгляд »
Примечания
- от 14 февраля 2015 на Wayback Machine
- ↑ Эфир Отечества. Создатели и звезды отечественного телевидения о себе и своей работе. Сборник интервью. Книга первая / Составитель В. Т. Третьяков . — Москва: Алгоритм, 2010 год. — С. 199—211. — ISBN 978-5-9265-0741-3 .
- . Дата обращения: 13 января 2010. 4 ноября 2011 года.
- (рус.) . Дата обращения: 30 августа 2021. 30 августа 2021 года.
- . Дата обращения: 29 июля 2018. 1 января 2020 года.
- ↑ от 8 января 2018 на Wayback Machine // Радио «Орфей», 7 марта 2015
- . Дата обращения: 2 августа 2017. 2 августа 2017 года.
- . Дата обращения: 2 августа 2017. 3 августа 2017 года.
- от 6 августа 2016 на Wayback Machine Коммерсантъ , 7 октября 1999
- ↑ . Дата обращения: 4 июля 2016. 21 сентября 2016 года.
- ↑ от 6 августа 2016 на Wayback Machine Коммерсантъ , 16 апреля 1994
- . Дата обращения: 14 января 2016. 6 августа 2016 года.
- от 28 июня 2016 на Wayback Machine Коммерсантъ , 15 ноября 1995.
- . Дата обращения: 13 января 2010. 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 12 апреля 2011. Архивировано из 27 декабря 2010 года.
- от 22 марта 2012 на Wayback Machine
- (недоступная ссылка)
- от 29 августа 2008 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 23 мая 2011. 20 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 17 июня 2018. 17 июня 2018 года.
Ссылки
- 2020-03-23
- 1