Родился (по разным источникам) в
Каире
,
Александрии
или
Никосии
в семье Элефтериоса Христу (Eleutherios Christou), греческого промышленника и производителя шоколада, и киприотки Лилики Тавернари (Lilika Tavernari). Обучался в Английской школе
Александрии
, где и брал первые уроки игры на фортепиано.
В то же время обучался музыке под руководством австрийского композитора
Ханса Редлиха
, а с 1949 года занимался инструментовкой в
Риме
под руководством итальянского композитора
.
В 1951 году возвратился в
Александрию
, в которой в 1961 году женился на Терезии Хореми (Theresia Horemi).
В 1969 году организовал Международный фестиваль современной музыки в
Хиосе
.
Музыкальный стиль Яниса Христу на протяжении его творческого пути менялся, постепенно эволюционировав от умеренного модернизма с элементами тональности (например, в Первой симфонии, 1949—1950) к атональному мышлению (например, Токката для фортепиано с оркестром, 1962). В большинстве поздних сочинений разрабатывается тема архаических сакральных культов, используются элементы перформанса и инструментального театра (уничтожение скрипки в «Мистерионе», 1965—1966), нетрадиционные приёмы игры на музыкальных инструментах, актёрская декламация, голосовые эффекты на грани эпатажа и
китча
— всё для создания атмосферы магического ритуализированного действа.
Сочинения
симфония № 1 (1949-50)
симфония № 2 (1957-58)
симфония № 3 (1962)
«Музыка-феникс» («Phoenix Music») для оркестра (1949)
«Латинская литургия» («Latin Liturgy») (1953)
«Шесть песен на стихи Т. С. Элиота» для меццо-сопрано с фортепиано (1955) или оркестром (1957)
опера-оратория «Гильгамеш» (1958)
Токката для фортепиано с оркестром (1962)
музыка к трагедии «Прикованный Прометей»
Эсхила
(1963)
«Языки пламени (оратория Пятидесятницы)» («Tongues of Fire (a Pentecost oratorio)») (1964)
«Персы» («Persians»), музыка к драме Эсхила (1965)
«Мистерион» («Mysterion») для оркестра, магнитофонной ленты, хора и солистов (1965-66)
«Praxis for 12» для 11 струнных и управляющего ими пианиста (1966)
«Anaparastasis I (The baritone)» (1968)
«Anaparastasis III (The pianist)» (1968)
музыка к трагедии «Царь Эдип»
Софокла
/ Oedipus Rex (1969)
опера «Орестея» («Oresteia», неоконченная) (1967-70)
Литература
Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — с. 606 —
ISBN 5-85270-033-9
Papaioannou I. G., Janis Christou and the metaphysics of music. L., 1971.
Angermann, Klaus (ed.). 1994. Jani Christou, im Dunkeln singen: Symposion Jani Christou, Hamburg, 1993. Symposionsberichte des Musikfestes Hamburg. Hofheim: Wolke, 1994.
ISBN 3-923997-58-2
.
Leotsakos, George. 2001. «Christou, Jani».
The New Grove Dictionary of Music and Musicians
, second edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan Publishers.
Lucciano, Anna-Martine. 1987.
Γιάννης Χρήστου — Έργο και Προσωπικότητα ενός Έλληνα Συνθέτη της Εποχής μας
, translated into Greek and edited by Giorgos Leotsakos. Athens: Vivliosynergatike.
Lucciano, Anna-Martine. 2000.
Jani Christou: The Works and Temperament of a Greek Composer
, translated into English by Catherine Dale. Contemporary Music Studies 18. Australia and Amsterdam: Harwood Academic. New York and London: Routledge.
ISBN 9057021587
.
Slonimsky, Nicolas. 1965. «New Music in Greece».
Musical Quarterly
51:225-35.