Interested Article - Скобелевский комитет

Скóбелевский комитéт ( также Скóбелевский комитéт увéчным вóинам) — крупнейшая российская общественная организация, созданная для благотворительных целей при Николаевской академии Генерального штаба в 1904 году, в разгар Русско-японской войны . Со временем деятельность комитета обрела немалую просветительскую составляющую, а её военно-кинематографический отдел до 1916 года обладал исключительно монопольным правом производить документальные съёмки на фронтах Первой мировой войны .
Пережив три русские революции, комитет был ликвидирован при Советской власти в апреле 1918 года.

Создание

Скобелевский комитет попечения о раненых (первоначально — Комитет имени генерал-адьютанта М. Д. Скобелева для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам) был создан в связи с Русско-японской войной в ноябре 1904 года в Санкт-Петербурге по инициативе сестры М. Д. Скобелева , княгини Н. Д. Белосельской-Белозерской и с самого начала находился под высочайшим покровительством императора Николая II .

Княгиня Н. Д. Белосельская-Белозерская, 1903

Фактически, Николай II одобрил образование комитета раньше — 15 апреля 1904 года . Первый устав утвердили 16 июня 1905 года, согласно ему полное название было «Комитет имени генерал-адъютанта М. Д. Скобелева для выдачи пособий больным и раненым воинам» .

Кроме Председательницы комитета его учредителями были генерал-адьютант князь К. Э. Белосельский-Белозерский , генерал-адъютант князь Д. Б. Голицын , генерал-адьютант А. Н. Куропаткин , статс-секретарь князь М. И. Хилков , генерал от кавалерии П. Д. Паренсов , генерал от инфантерии Н. И. Гродеков , генерал от артиллерии А. Д. Свиньин , генерал от инфантерии Ф. Ф. Палицын , действительный тайный советник В. П. Череванский , генерал-лейтенант Н. П. Михневич , генерал-майор А. Н. Маслов , генерал-майор А. Н. Эрдели, генерал-майор Д. К. Абадзиев , генерал-майор М. И. Ушаков, флигель-адьютант полковник В. Н. Воейков .

Целями комитета были сбор денежных пожертвований для выплаты пособий раненым и больным воинам, а также назначение пенсий военным нижних чинов, лишившихся трудоспособности в ходе боевых действий . Первоначально комитет находился в ведении Министерства внутренних дел . Комитет располагался в одном с академией здании на Суворовском проспекте , 32б . Совет комитета, его основной орган управления, состоял из выбранной пожизненно председательницы — княгини Н. Д. Белосельской-Белозерской и шести членов — военных деятелей России, избираемых на три года на общем собрании . Фактическим председателем комитета являлся товарищ председательницы начальник Николаевской академии Генерального штаба генерал-лейтенант Д. Г. Щербачёв .

Деятельность

В первое десятилетие комитет существовал в основном как благотворительное учреждение . Средства комитета включали ежегодные и единовременные взносы его членов, единовременные пожертвования лиц всех сословий (деньгами, разного рода имуществом, в том числе недвижимым), кружечные и всякого рода другие сборы, доходы от устраиваемых комитетом публичных мероприятий, а также проценты с имеющихся капиталов и недвижимости . Сбор средств производила созданная по всей стране сеть отделений .

В 1908—1910 годах комитет участвовал в организационных мероприятиях и сборе средств для возведения монумента генералу Скобелеву в Москве . Благотворительные вечера с балами-аукционами проводились не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и далеко за пределами столиц. В 1909—1911 годах комитету были пожертвованы крупные усадьбы, в которых устраивались инвалидные дома: Ковровский во Владимирской губернии, Касаевский в Симбирской, Улановский в Черниговской губерниях, а также усадьба в Минской губернии .

В 1909 году был учреждён знак Скобелевского комитета в двух степенях — золотой и серебряный. Знаки присуждались оказавшим особые заслуги комитету лицам по баллотировке большинства Совета комитета в 3/4 голосов. Право ношения знака 1-й степени также давалось почётным членам комитета , членам-учредителям, председательнице и товарищу председательницы. Знак 2-й степени — председателям местных отделений и членам Совета комитета. Право на ношение знака являлось пожизненным .

Идеологически организация отличалась верностью монархическому строю . По состоянии на 1910 год в Совет комитета входили: генерал от инфантерии А. Д. Свиньин , генерал-лейтенант А. Н. Маслов , полковник, флигер-адъютант П. П. Скоропадский , профессор Николаевской академии Генерального штаба А. К. Байов , протоиерей Г. И. Шавельский .

Листовка сбора в помощь пострадавшим от войны.
10 коп. на открытые письма солдатам.
1914—1917 гг.

Основным источником доходов комитета вопреки уставу были его торгово-промышленные предприятия. По заданию комитета многочисленные артели инвалидов вырабатывали различные кустарные изделия: письменные принадлежности, настольные календари, роговые очки, противогазы и другое . В 1912 году для комитета приобрёли шестиэтажный доходный дом на пересечении 10-й Рождественской с Мытнинской улицей постройки 1910 года , где среди прочего впоследствии устроили кинолабораторию для обработки плёнки, а также участок по изготовлению надписей .

К началу Первой мировой войны комитет из ведения Министерства внутренних дел перешёл к Военному министерству .

Почтовые открытки, выпущенные Скобелевским комитетом
в разные годы

С 1914—1915 годов коммерческие интересы комитета нашли отражение и в широкой просветительной деятельности, для этой цели были созданы военно-кинематографический , издательский, граммофонный и другие отделы .

Под маркой комитета в продажу поступали серии изобразительных почтовых открыток — одними из первых были фотооткрытки с изображением русских солдат — участников Первой мировой войны . За документально-фотографическими последовали оригинальные художественные, к созданию которых привлекались художники Г. И. Георгиев, Н. С. Самокиш , А. С. Першин, В. Н. Михайлов-Северный, Г. А. Заборовский. Бóльшая часть открыток содержала цветные изображения, напоминающие акварельный рисунок, на них портреты лиц императорской фамилии, военные действия русской армии, солдатский быт, приготовленные для борьбы с неприятелем снаряды и другие, связанные с темой войны и ориентированные на поддержание веры у населения в победу над врагом . Также комитетом издавались книги и фотоальбомы. К составлению одного из альбомов привлекли П. А. Оцупа . Публикации комитета выходили в журналах и газетах «Вечерний курьер», « Кине-журнал », «Кино-газета», «Московский вечерний час», « Одесский листок », « Петроградский листок », «Проэктор», «Раннее утро», « Русская Воля », «Русский инвалид», «Свободный журнал», « Сине-фоно » и впоследствии — «Известия Московского Совета», «Новая Петроградская газета» . В феврале 1916 года комитет анонсировал выпуск собственного журнала «Экран России», посвящённого интересам отечественной кинематографии. Его важнейший отдел «Кинематограф для войск» имел корреспондентов на всех фронтах Русской армии .

Поскольку интерес к неигровому кино в России был изначально высок , помимо производства собственной кинохроники комитет прокатывал военные фильмы, снятые во Франции, Великобритании, и нередко выпускал их русские варианты .

Возникший к августу 1916 года кризис с поставляемой из-за границы негативной и позитивной киноплёнкой вынудил российских владельцев кинофабрик объединиться для оформления ходатайства к Правительству о ввозе в Россию из Америки потребного количества плёнки через Архангельский порт. Инициативу ходатайства возложили на Скобелевский комитет, единогласно избрав его представителя полковника Я. П. Левошко председателем комиссии , а также собрания. Аналогичное обращение адресовали директору Московского отделения акционерной компании « Кодак » г-ну П. Гастону Доону .

В результате последовавшей после Февральской революции реорганизации комитет из монархического стал эсеро-меньшевистским . В марте 1917 года дела от подполковника Я. П. Левошко принял назначенный управляющим делами комитета подпоручик В. И. Дементьев . Московское отделение комитета возглавил В. М. Бреннер . В апреле 1917 года мандат от Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов на представительство в комитете получил Г. М. Болтянский .

Постановлением Временного правительства с июня 1917 года комитет находился под опёкой Министерства государственного призрения, в конце июля просветительный отдел вновь отошёл Военному министерству . После разделения имущества комитета на благотворительный и просветительный отделы, последний стал именоваться Скобелевским просветительным комитетом и перешёл в ведение Министерства народного просвещения .

По новому уставу, принятому на общих собраниях сотрудников в Петрограде и Москве в декабре 1917 года, правление комитета стало выборным . Главнейшей задачей комитета становилось «распространение знаний в широких народных массах Российской республики и поднятие культурного их уровня, вместе с развитием художественного вкуса» . Эти задачи ложились на три основных отдела комитета: издательский, просветительно-научный и кинематографический .

Военно-кинематографический отдел

По поручению Военного министерства комитет осуществлял документальные съёмки военно-образовательного и воспитательного содержания ещё до образования профильного отдела . Для заложенной в 1913 году в Царском Селе Палаты-хранилища собрания «Войны России» (впоследствии — Государева Ратная палата ) были выпущены фильмы «Гимнастика на машинах», «Конская езда г.г. офицеров» .

Кадры из фильма «Гимнастика на машинах», 1913

Отдельные показы проходили в присутствии императора Николая II . К моменту официального открытия военно-кинематографического отдела в марте 1914 года фильмов о состоянии войск, строевой службе, военном быте было произведено уже не менее шести . По воспоминаниям комиссара Скобелевского комитета Михаила Кресина , идея создания киноотдела в 1913 году принадлежала штабс-капитану Н. Д. Селивановичу (1882—1915) (в других источниках — Селиванов ). Возглавил отдел полковник Я. П. Левошко, ставленник Николаевской военной академии

Кроме кинохроникальных фильмов отдел также производил специальные драмы и комедии на военные темы . Поскольку на первых порах комитет не располагал собственной технической базой, его фильмы печатались в чужих лабораториях и после отдавались в прокат другим фирмам, — этим объясняется отсутствие единообразия в их техническом оформлении, а также наличие фабричных марок прокатчиков в заголовках . Собственное киноателье вскоре появилось в Москве на Верхней Масловке , а кинолаборатория — в Петрограде — комитет выкупал у кинопредпринимателей принадлежавшие им здания вместе с оборудованием. Руководство отдела оставалось в Петрограде, перебравшись в 1915 году на Николаевскую улицу , 8 .

Из-за начавшейся Первой мировой войны закрылись границы, остановился импорт иностранной кинопродукции — это поспособствовало быстрому развитию собственной кинопромышленности . Возрос и интерес зрителей к кинохронике как источнику информации о войне, изменившей жизнь всей страны в целом и буквально каждой семьи в отдельности. Многие крупные кинопредприниматели захотели производить съёмки в действующей армии на фронте. Первым с ходатайством направить своих операторов обратился Дранков , за ним аналогичные просьбы последовали от Торгового дома Ханжонкова , « Пате́ » и « Гомо́н », но никому из них получить разрешение не удалось . Воспользовавшись покровительством царя, комитет получил монополию на производство кинохроники военных действий — к съёмкам теперь допускались только находившиеся у него на службе кинооператоры, направляемые на различные участки фронтов приказом начальника Штаба Верховного Главнокомандующего . В разное время к отделу были прикомандированы Георг Эрколь , Александр Ягельский , Николай Топорков , Янис Доред (И. Д. Доред), Пётр Новицкий , Пётр Ермолов , Станислав Зебель . Военную цензуру при проведении съёмок на театре военных действий осуществляли специально выделенные офицеры .

«Открытие Тавризской железной дороги» (1914)

Скобелевский комитет на все фронты разослал операторов. Операторы переносили все тяготы фронтовой жизни, работали под огнём противника и дали немало образцов хороших хроникальных фильм («Падение Перемышля», «Взятие Эрзерума», «Осада Львова» и т. п.)

Александр Медведкин , из анализа кинохроники Скобелевского комитета, 1927

Хроникальная и игровая кинопродукция военной поры отличалась идеологической ангажированностью и в основном содержала монархический и милитаристский дух . Кроме фильмов с начала войны по 1915 год регулярно выходили выпуски «Русской военной хроники» (не менее 21 выпуска) .

С 1915 года работал Владислав Старевич , призванный на военную службу и тут же взятый комитетом в качестве режиссёра . Июльский номер « Кине-журнала » анонсировал с 1 сентября 1916 года «регулярный выпуск исключительно русских картин производства комитета. Программы будут выпускаться четыре раза в месяц и заключать в себе: русскую драму, русскую комедию и русскую военную хронику» . На службу в отдел были приглашены операторы-хроникёры московского отделения Pathé и Gaumont , а также группа кинематографистов, в числе которых были Борис Михин , Александр Иванов-Гай , Александр Левицкий , фоторепортёры Александр Дорн и (также работавший в лаборатории) .

Качество лент не интересовало людей типа Ф. Кару , забравших все дела кинематографического отдела в свои руки. Их гораздо больше заботила коммерческая выгода, и поэтому, ради быстроты выпуска фильмов, проявка и печать уникального материала очень часто производились неквалифицированными людьми на полукустарной, примитивно оснащённой фабрике.

Владимир Магидов , из материалов международной научной конференции, Москва, 18 июня 2014

К 1916 году руководство Военно-кинематографического отдела перебралось в Москву ( Саввинское подворье на ул. Тверской , 24, кв. 1) , его отделение работало в Киеве (ул. Столыпинская , 7) . К марту 1916 года отделение открыли на Юге России, в Одессе (ул. Дерибасовская , 18), его представителем назначили , представлявшего на Юге французскую компанию Gaumont , в середине года — в Самаре (представитель Р. Ф. Кару) .

Монополия комитета на съёмку событий Первой мировой войны просуществовала до конца 1916 года .

По инициативе Г. М. Болтянского в конце марта 1917 года был организован отдел социальной хроники, занимавшийся съёмками важнейших общественных событий в среде рабочего класса, сам Болтянский стал его заведующим . Под давлением исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов отделом социальной хроники были произведены съёмки народных митингов и демонстраций в день первомайского праздника в Петрограде (съёмки анологичных мероприятий прошли во Владивостоке, Ярославле, Москве) . К июлю был дополнительно организован отдел народного кинематографа (его представитель — О. О. Лавцевич) и отдел цветной фотографии под руководством К. Ф. Коняева .

Августовская забастовка внешне благотворительного, а по существу государственного киноотдела в Петрограде явилась отголоском серии забастовок, охватившей весной — летом 1917 года более двух десятков разных кинопредприятий обеих столиц. В забастовке киноотдела приняли участие 250 человек. Требованиями были: прибавка жалования, введение в правление представителей рабочих и служащих, контроль над финансовыми операциями, приём и увольнение рабочей силы. Бастующие были жёстко подавлены управделами комитета В. И. Дементьевым .

Основная часть снятых комитетом революционных событий с июля по октябрь 1917 года предназначалась для собственного киножурнала «Свободная Россия», всего успели выйти 13 номеров .

К концу 1917 года военно-кинематографический отдел назывался кинематографическим и подразделялся на три секции: художественная, социальная и научная. В январе 1918 года при отделе открыли «Студию экранного искусства», к работе в ней привлекались А. Н. Бенуа , Н. Н. Евреинов , В. Л. Юренева , одним из выступивших там с лекцией был В. Э. Мейерхольд .

С начала 1918 года Военно-кинематографический отдел именовался Социально-кинематографическим отделом комитета, а должность помощника заведующего занял М. Е. Кольцов .

В целях распостранения социалистических идей за рубежом Правительство Советской Республики направляло для проката за границей наиболее удачные с точки зрения идеологии фильмы комитета. В архиве документооборота сохранилась телеграмма Петроградского отделения Скобелевского просветительного комитета Московскому отделению и Моссовету о двух лентах 1917 года «Царь Николай II, самодержец Всероссийский» и «Октябрьский переворот. Вторая революция» .

Кинофильмы

1913
  • Гимнастика на машинах (документальный)
  • Конская езда г.г. офицеров (документальный)
  • Лейб-гвардии Сапёрный батальон. Июля 8 дня 1913 года (документальный)
  • Наводка моста через Неву (документальный)
  • Наводка мостов (документальный)
  • Прожекторная станция (документальный)
  • Редут и способы преодоления проволочных заграждений (документальный)
  • Ротное учение (документальный)
  • Смена караула лейб-гвардии Павловского военного училища (документальный)

1914
  • Наши казаки на войне (документальный)
  • Открытие Тавризской железной дороги (документальный)
  • Подвиг рядового Василия Рябова (реж. А. Иванов-Гай ; совместно с Обществом «Гомон» ; не сохранился)
  • Страничка жизни (документальный)

1915
  • Без жён (реж. В. Старевич )
  • Белый генерал (реж. Н. Спиридонов и А. Иванов-Гай ; совместно с Акционерным обществом А. Дранков ; не сохранился)
  • Бой под Барановичами (документальный)
  • В огне страстей и страданий (реж. А. Иванов-Гай )
  • Жизнь — это глупая шутка (реж. А. Иванов-Гай ; не сохранился)
  • Житель необитаемого острова / Фавн (реж. В. Старевич )
  • И жизнь разбита… и тяжкий звон цепей… / Солнце всходит и заходит (реж. Н. Ларин)
  • История одной девушки
  • Кавказская туземная дивизия. Молитва перед боем (документальный)
  • Как немец обезъяну выдумал (реж. В. Старевич )
  • Лилия Бельгии (реж. В. Старевич )
  • Люди — рабы… только море свободно / Тайна Чёрного моря (реж. В. Старевич и Н. Ларин)
  • На ратный подвиг во славу русского оружия
  • Ночные приключения дарят нам наслаждения (реж. В. Старевич )
  • Обстрел Керасунда и Орду. Приморский район (документальный)
  • Падение и сдача Перемышля 9 марта 1915 г. / Падение, сдача и вступление русских войск в Перемышль (документальный)
  • Портрет (реж. В. Старевич ; сохранились 2 части)
  • Последний нынешний денёчек (реж. Н. Ларин)
  • Тамань / Герой нашего времени (реж. В. Старевич ) , не сохранился)

1916
  • 1914 — 1916 гг.
  • Английские войска в Москве (документальный)
  • Арина — мать солдатская
  • Бациллы войны и мира (реж. В. Старевич )
  • Белый генерал
  • Бог правду видит, да не скоро скажет
  • Бой в Буковине (документальный)
  • Буковинский прорыв / Боевые действия кавалерии в Буковине (документальный)
  • Бывали дни весёлые, гулял я, молодец… (реж. А. Ивонин) (не сохранился)
  • В лагере турецких военнопленных на острове Нарген (Каспийское море) (документальный)
  • Великие битвы великой войны
  • Галицийский прорыв / Боевые действия армии генерала Щербачёва (документальный)
  • Генерал-адьютант А. А. Брусилов, Главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта, одержавший блестящие победы в в начатом им с 22 мая с. г. наступлении на Австрию
  • Генерал-адьютант А. А. Брусилов, его штаб и пленные, взятые в последних боях
  • Германские варвары в Бельгии (документальный)
  • Дамы курорта не боятся даже чёрта / Женщины курорта не боятся даже чёрта
  • Дачный астроном
  • Два подростка
  • Доброе сердечко
  • Женитьба Поля
  • Жених по дешёвой цене
  • Жизнь пчёл (научная)
  • Знамёна победно шумят (документальный)
  • К гибели «Португалии» (документальный)
  • Каторжанка / Песнь тайги (реж. В. Старевич )
  • Когда я на почте служил ямщиком… (реж. Н. Ларин)
  • Кощунство немцев в Дубно (документальный)
  • Кощунство немцев в Почаевской лавре (документальный)
  • Лихо одноглазое (реж. Н. Ларин)
  • Любовные вибрионы (реж. В. Старевич )
  • На варшавском тракте / Дочь корчмаря (не сохранился)
  • Надежда России (реж. Н. Ларин)
  • Наши враги у нас в плену (документальный)
  • Не для меня придёт весна / Похмелье любви (реж. А. Ивонин)
  • Немецкие кощунства над православными святынями в освобождённых нашими доблестными войсками городах Дубно и Почаеве (документальный)
  • Пан Твардовский (реж. В. Старевич )
  • Песня тайги (реж. В. Старевич )
  • Под вечер осенью ненастной (реж. Н. Ларин)
  • Под русским знаменем / Вторая Отечественная война 1914—1915 гг. (документальный)
  • Полёты военных лётчиков на Кавказском фронте / Полёты над завоёванной землёй в Анатолии (документальный)
  • Польская бригада (документальный)
  • Приговор неба безумию земли
  • Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно
  • Спите, орлы боевые
  • Так вот тебе, коршун, награда за жизнь воровскую твою! (реж. Н. Ларин)
  • Тяжёлый крест достался ей на долю (реж. А. Ивонин)
  • Улетело, как сон, моё счастье
  • Умер бедняга в больнице военной
  • Чучело гороховое
  • Штурм и взятие Эрзерума
  • Эй вы, залётные, мчитесь быстрее (реж. А. Ивонин)
  • Эрос и Психея
  • Я вас люблю, и вы поверьте

1917
  • 1-е мая всемирный праздник труда и братства народов в Кронштадте
  • 1-е мая Всемирный праздник труда и братства народов (Петроград)
  • В дни мирных переговоров на фронте
  • Великие дни революции в Москве (28 февраля — 4 марта 1917 г.) (документальный)
  • Государственное совещание в Москве 12—15 августа 1917 г. (документальный)
  • Красотка Настя
  • Манифестация 18-го июня
  • Невольники страстей и порока / Шквал (реж. Н. Ларин)
  • Октябрьский переворот. Вторая революция (документальный; частично сохранился)
  • Похороны жертв революции (3 серии, в т. ч. «Похороны жертв революции в Киеве. Украинское движение» )
  • Рыцарь лёгкой наживы / Радотель (реж. Н. Ларин)
  • Спекулянты / Дочь спекулянта (реж. А. Ивонин; не сохранился)
  • Товарищь Елена / Елена Чернецкая
  • Царь Николай II, самодержец Всероссийский

1918
  • Всероссийский съезд Советов (документальный)
  • К открытию и роспуску Учредительного собрания (документальный)
  • Красная Финляндия (февраль 1918 г.) (частично сохранился)
  • Открытие и роспуск Учредительного собрания (документальный)
  • Первомайские торжества 1918 г. в Москве (документальный)
  • Полтора пуда (документальный)
  • Похороны 5 января (документальный)
  • Разоружение московских анархистов (документальный)

Количество произведённых комитетом фильмов до сих пор даже приблизительно не подсчитано .

Ликвидация

В декабре 1917 года комитет был переименован в Скобелевский просветительный комитет . Государственная комиссия по просвещению под председательством А. В. Луначарского на первое время предоставила просветительной организации самостоятельность. Управляющим делами и фактически председателем Правления комитета остался В. И. Дементьев, Г. М. Болтянский был избран его заместителем .

Я явился в Смольный и получил распоряжение о съёмках. Скобелевский комитет продолжал существовать. Луначарский дал ему автономию. Из воспоминаний Григория Болтянского

Однако идейная позиция комитета находилась под строгим государственным контролем Наркомпроса РСФСР , отслежившего отныне выпуск всей его кинопродукции .

В начале марта 1918 года имущество Петроградского отделения комитета эвакуировали в Москву. На заседании Государственной комиссии по просвещению, проходившем 19 марта 1918 года под председательством Н. К. Крупской , было принято решение о передаче комитета Наркомпросу РСФСР и о национализации его киноотдела (других отделов это тогда не коснулось). Но уже 15 апреля 1918 года комитет был окончательно ликвидирован , что совпало с декретом СНК РСФСР «О памятниках Республики» от 12 апреля 1918 года и уничтожением одним из первых Памятника генералу Скобелеву в Москве . Всё имущество и капиталы комитета вскоре были национализированы .

Вдогонку, летом 1918 года постановлением Наркомпроса многие фривольные картины комитета оказались запрещенными к демонстрации. В их числе: «Дамы курорта не боятся даже чёрта» , «Любовнику не повезло», «Ревнивая собака», «Тёмные души» .

Национализированное в результате Октябрьского переворота техническое оборудование и лаборатория комитета послужили основной материальной базы первых советских киноучреждений. Движимое и недвижимое имущество в Петрограде достались созданному Петроградскому кинокомитету северных коммун («Киносев») во главе с Д. И. Лещенко . На базе Московского филиала создали Всероссийский фото-кино комитет (ВФКК), в дальнейшем отдел (ВФКО) — при Наркомпросе . Операторы, режиссёры, технический персонал, принявшие революцию, в дальнейшем составили кадровый костяк советской кинематографии .

Библиография

  • . — Петроград: Издательство Скобелевскаго комитета, 1915. — 48 с.
  • . — Петроград: Издательство Скобелевскаго комитета, 1915. — 48 с.
  • Руссат Е. Р. Зарницы войны // Рассказы . — Петроград: Скобелевский комитет, 1915. — 224 с.
  • Басов-Верхоянцев С. А. Конек-Скакунок // Русская сказка . — Петроград: Издание Скобелевского комитета, 1917. — 64 с. — (Серия революционная. Дешёвая народная библиотека).
  • Свобода и дисциплина // (К солдатам) . — Петроград: Издательский отдел Скобелевского комитета, 1917. — 14 с. — (Серия общественно-политическая).
  • Зверства противника в очерках и фотографических документах / сост. В. Л. Кублицкий-Пиоттух. — Петроград: Скобелевский комитет о раненых, 19--. — 96 с.

Комментарии

  1. Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская, урожд. Скобелева (1846(7)—1920) — супруга крупного нефтяника Т. Ф. Белосельского-Белозерского, одного из акционеров фирмы «Биофильм» .
  2. Согласно раннее опубликованным исследованиям историка кино В. С. Росоловской датой высочайше утверждённого Устава комитета считалось 29 февраля 1909 года .
  3. В числе почётных членов комитета были В. Н. Коковцов , Д. А. Милютин , А. А. Поливанов , П. А. Столыпин , В. А. Сухомлинов , В. Б. Фредерикс .
  4. В. М. Магидов о комитете: «…полублаготворительное, полувоенное, полугосударственное учреждение, отличающееся от частных фирм более откровенным проявлением своей преданности престолу и монархическому строю» .
  5. По воспоминаниям А. А. Ханжонкова комитет «вообще выколачивал деньги, чем возможно. Например, администрация добивалась разрешения на исключительное право сдачи напрокат спальных матрацев пассажирам железных дорог» .
  6. Первый номер «Экрана России» был главным образом посвящён картине комитета «Штурм и взятие Эрзерума» (1916) .
  7. В комиссию, избранную общим собранием владельцев российских кинофабрик, также вошли А. П. Бишов (представитель Торгового дома А. П. Бишов и Г. И. Ширман), А. О. Дранков , , С. А. Френкель , Ф. Э. Кару и А. В. Голдобин в качестве секретаря .
  8. Реорганизация Скобелевского комитета проходила под контролем Исполнительного комитета Петроградского и Московского Советов рабочих и солдатских депутатов , большинство в которых имели эсеры и меньшевики .
  9. В. И. Дементьев, будучи сотрудником военного министерства, в 1915 году издал брошюру «Кинематограф, как правительственная регалия», в которой выступал за превращение кинематографии в государственную монополию . Советский историк кино Ванда Росоловская характеризует его как «представителя мракобесия и монархической реакции в кинематографии» .

    В брошюре Дементьева погромная агитация замечательно тесно сплетается с национал-шовинизмом и дряхлыми славянофильскими идеями о самобытности «русской культуры» и «русского самосознания», порабощённых германским рационализмом. Ванда Росоловская , «Русская кинематография в 1917 г.» 1937

  10. По изысканиям РГАКФД последних лет удалось установить, что к середине лета 1913 года Скобелевским комитетом было произведено не менее восьми документальных фильмов .
  11. В деятельности Скобелевского комитета Яков Павлович Левошко принимал участие с конца 1906 года .
  12. В рукописи о кинодеятельности Скобелевского комитета Г. М. Болтянский приводит ряд фильмов о военных успехах под руководством российского самодержца: «Царь в завоёванном крае», «Знамёна победные шумят», «Под русским знаменем» и другие .
  13. Ф. Э. Кару — директор-распорядитель, один из руководителей Военно-кинематографического отдела в Москве .
  14. По существу

    …Скобелевский комитет представлял собою особый тип государственно-капиталистического кинопредприятия, сходный с некоторыми предприятиями военного министерства или с государственными спирто-водочными заводами, но более кустарное, более мелкое по масштабам и производящее не обычные материальные ценности, но ценности идеологические. Ванда Росоловская , «Русская кинематография в 1917 г.» 1937

  15. Из всех выпусков киножурнала «Свободная Россия» сохранился только пятый номер (между тем к моменту национализации в Петрограде имелись все номера .
  16. Исследовавший архивные киноматериалы В. Н. Баталин , начальник научно-справочного отдела РГАКФД, определил, что в тексте заголовка допущена серьёзная ошибка: съёмки проведены не в Павловском училище , а в Павловском лейб-гвардии полку . Поэтому название фильма должно было быть «Смена караула лейб-гвардии Павловского полка» .
  17. Комедия «Дамы курорта не боятся даже чёрта» в 1918 году ещё была в прокате на переферии Республики, в частности в Барнауле .

Примечания

  1. , с. 126.
  2. , с. 502.
  3. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 16280. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
  4. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 16280. Оп. 1. Д. 1. Л. 27—32.
  5. , с. 71.
  6. , с. 29.
  7. , с. 502—503.
  8. , с. 127.
  9. , с. 214.
  10. , с. 72.
  11. , с. 4.
  12. , с. 128.
  13. Рунов В. А. Гений войны Скобелев. «Белый генерал» . — М. : Эксмо, 2013. — 398 с. — ISBN 978-5-699-66930-1 .
  14. Надайчик С. Е. // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : журнал. — 2009. — Сентябрь ( № 9 (71) ). — С. 130—137 . — ISSN . 31 октября 2023 года.
  15. , с. 209—210.
  16. Знак Скобелевского комитета для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам // Справочник благотворения // Сборник сведений о наградах благотворительных, просветительных и других обществ и учреждений / Извлечение из положений, уставов и правил . — Петроград, 1916. — С. 44—45. — 68 с.
  17. . Энциклопедия благотворительности Санкт-петербург . Дата обращения: 5 октября 2023. 10 октября 2023 года.
  18. , с. 124.
  19. , с. 71—72.
  20. Ханжонков А. А. // Первые годы русской кинематографии // Воспоминания . — М., Л.: Искусство, 1937. — С. 107. — 174 с. 3 ноября 2023 года.
  21. Клещёва Мария, Княжицкая Татьяна. . Витражи в России (ноябрь 2020). Дата обращения: 18 октября 2023. 1 июня 2023 года.
  22. Киностудия «Ленфильм» (5 марта 2023). Дата обращения: 18 октября 2023. 2 ноября 2023 года.
  23. , с. 503.
  24. , с. 503—505.
  25. , с. 27.
  26. , с. 86.
  27. , с. 75.
  28. Гращенкова И. Н. Репертуарная политика. От лубка до Льва Толстого // История российской кинематографии (1896—1940 гг.) . — М. : Канон+, 2016. — С. 61. — 767 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-88373-049-7 .
  29. Малышева Г. Е. Великобритания в Первой мировой войне. Киносъёмки 1914—1917 гг. из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов. // Первая мировая. Неоконченная война // материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны 1914—1918 гг. «Проблемы поиска и публикации российских и зарубежных источников о Первой мировой войне 1914—1918 гг. на современном этапе развития исторической науки», Москва, 18 июня 2014 г. / отв. ред. Е. И. Пивовар ; сост. И. А. Анфертьев. — М. : РГГУ, 2015. — С. 608—609, 611. — 777 с. — (Библиотека Российского общества историков-архивистов). — 500 экз. ISBN 978-5-7281-1677-6 .
  30. , с. 121.
  31. , с. 33.
  32. Королёва Г. В. . Российский государственный архив кинофотодокументов (4 июня 2016). Дата обращения: 9 ноября 2023. 9 ноября 2023 года.
  33. Ханжонков А. А. // Первые годы русской кинематографии // Воспоминания . — М., Л.: Искусство, 1937. — С. 102. — 174 с.
  34. , с. 77, 81.
  35. , с. 76—81.
  36. , с. 132.
  37. , с. 133.
  38. , с. 22.
  39. , с. 36.
  40. , с. 37.
  41. , с. 74.
  42. , с. 127—128.
  43. , с. 141.
  44. Магидов В. М. Зримая память истории // О документальном кино в СССР . — М. : Советская Россия, 1984. — С. 61—62. — 140 с.
  45. , с. 399.
  46. // Сине-фоно : журнал. — 1913. — 9 ноября ( № 3 ). — С. 25 . 9 мая 2022 года.
  47. , с. 3—4.
  48. , с. 16—17.
  49. , с. 4.
  50. , с. 129.
  51. , с. 129.
  52. , с. 17.
  53. , с. 134.
  54. , с. Адресный отдел, 2.
  55. , с. 32.
  56. , с. 215—216.
  57. , с. 26.
  58. , с. 129—130.
  59. Беседа с оператором м-ром Эрколь // Кине-журнал. — 1915. — Март ( № 5—6 ). — С. 125 .
  60. , с. 23.
  61. , с. 22.
  62. Князькова И. В. . Российский государственный архив кинофотодокументов (23 мая 2013). Дата обращения: 6 октября 2023. 10 октября 2023 года.
  63. , с. 17.
  64. , с. 130.
  65. Изволов Николай. // Киноведческие записки : журнал. — 2000. — № 49 . — С. 21—29 . — ISSN . 17 сентября 2021 года.
  66. , с. 131.
  67. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2057. Оп. 1. Д. 43. Л. 4. 58 л. (Доклад Г. М. Болтянского о деятельности Скобелевского комитета в области кино).
  68. Дерябин Александр. // Киноведческие записки : журнал. — 2001. — № 55 . — С. 5—41 . — ISSN . 20 августа 2022 года.
  69. , с. 17—18.
  70. Ханжонков А. А. // Первые годы русской кинематографии // Воспоминания . — М., Л.: Искусство, 1937. — С. 96. — 174 с.
  71. Ясман З. Его оружием была кинокамера // Наука и жизнь : журнал. — 1967. — № 11 . — С. 8—13 .
  72. , с. 53.
  73. , с. Адресный отдел, 1.
  74. , с. L1.
  75. , с. 79—80.
  76. , с. 50.
  77. , с. 74.
  78. , с. 51.
  79. , с. 139.
  80. , с. 133—134.
  81. , с. 55—56.
  82. , с. 136.
  83. Михайлов В. П. История организации кино-фотодокументальных материалов в государственных архивах СССР, 1917—1941 гг. // Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук . — М. : б. и., 1955. — С. 42. — 352 с.
  84. Скобелевский просветительный комитет. Отдел народнаго кинематографа . — М. : Кинематографический отдел Скобелевского комитета, 1917. — 14 с.
  85. Баталина А. // Киноведческие записки : журнал. — 2004. — № 70 . — С. 166—215 . — ISSN . 2 июня 2023 года.
  86. , с. 147—148.
  87. Самое важное из всех искусств // Ленин о кино / Сборник документов и материалов . — 2-е изд., доп. — М. : Искусство, 1973. — С. 65. — 242 с.
  88. , с. 147.
  89. , с. 1—285.
  90. , с. 13—16.
  91. , с. 45—46.
  92. , с. 52.
  93. , с. 53.
  94. , с. 19.
  95. , с. 54.
  96. , с. 61.
  97. , с. 62.
  98. , с. 86.
  99. , с. 162.
  100. , с. 64.
  101. , с. 86, 162.
  102. , с. 67.
  103. . Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации . Дата обращения: 30 ноября 2023.
  104. , с. 32.
  105. , с. 71.
  106. Барыкин Евгений. . Проект «Чапаев» — Журнал «Сеанс» (27 мая 2011). Дата обращения: 15 января 2024.
  107. , с. 75.
  108. // Раннее утро : газета. — 1915. — 13 октября.
  109. , с. 79—80.
  110. , с. L.
  111. , с. 142.
  112. , с. 159.
  113. , с. 24.
  114. , с. 45.
  115. , с. 52.
  116. , с. 105.
  117. , с. 36—37.
  118. , с. 85.
  119. , с. 160.
  120. , с. 86—87.
  121. Баталин В. Н. Военнопленные в кинохронике Первой мировой войны. 1914—1916 гг. // Первая мировая. Неоконченная война // материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны 1914—1918 гг. «Проблемы поиска и публикации российских и зарубежных источников о Первой мировой войне 1914—1918 гг. на современном этапе развития исторической науки», Москва, 18 июня 2014 г. / отв. ред. Е. И. Пивовар ; сост. И. А. Анфертьев. — М. : РГГУ, 2015. — С. 595. — 777 с. — (Библиотека Российского общества историков-архивистов). — 500 экз. ISBN 978-5-7281-1677-6 .
  122. // Раннее утро : газета. — 1916. — 21 сентября.
  123. , с. 46.
  124. , с. 87.
  125. , с. 47.
  126. , с. 163.
  127. , с. 48.
  128. , с. 83.
  129. , с. 78.
  130. , с. 35.
  131. , с. 39.
  132. , с. 137—138.
  133. , с. 38, 80.
  134. , с. 34—35.
  135. , с. 75—76.
  136. , с. 346—348.
  137. , с. 144.
  138. , с. 142.
  139. , с. 142—143.
  140. , с. 148—149.
  141. Баландина Александра. . Газета.Ru (12 апреля 2018). Дата обращения: 18 октября 2023. 24 сентября 2018 года.
  142. . Архивы Санкт-Петербурга . Дата обращения: 6 октября 2023.
  143. // Алтайский луч : газета. — 1918. — 17 июля ( № 95 ). — С. 1 . 10 октября 2023 года.
  144. , с. 140.
  145. Н. Л. // Кино-газета. — 1924. — 4 ноября ( № 45 (61) ). — С. 2 . 10 октября 2023 года.
  146. , с. 125.

Литература

  • . — СПб. : Типография Штаба отдельнаго корпуса пограничной стражи, 1909. — 31 с.
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1916. — Январь ( № 1—2 ).
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1916. — Февраль ( № 3—4 ).
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1916. — Март ( № 5—6 ).
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1916. — Май ( № 9—10 ).
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1916. — Июнь ( № 11—12 ).
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1916. — Июль ( № 13—14 ).
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1916. — Август — сентябрь ( № 15—18 ).
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1916. — Ноябрь ( № 21—22 ).
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1916. — Декабрь ( № 23—24 ).
  • Хроника / Москва // Кине-журнал. — 1917. — Январь ( № 1—2 ).
  • / Под ред. Ц. Ю. Сулиминского. — М. : Ж. Чибрарио де Годэн, 1916. — 192, 80 с.
  • Росоловская В. С. Русская кинематография в 1917 г. // Материалы к истории . — М. Л. : Искусство, 1937. — С. 71. — 200 с. — (История кинематографии). — 3000 экз.
  • Вишневский В. Е. . — М. : Госкиноиздат, 1945. — 192 с. — 2000 экз.
  • Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России . — М. : Искусство, 1963. — 406 с.
  • Малышева Г. Е. «Русская военная хроника» 1914—1915 гг. — киножурнал Скобелевского комитета // Киноведческие записки : журнал. — 1993. — № 18 . — С. 77—97 . — ISSN .
  • Вишневский В. Е. Документальные фильмы дореволюционной России, 1907—1916 // Справочник / вступ. ст. Н. Изволова. — М. : Музей кино, 1996. — 285 с.
  • Кальянов А. Ю. Воочию увидеть на экране правдивое воплощение подвигов наших героев, наших чудо — богатырей // Военно-исторический журнал. — 2001. — № 1 . — С. 68—72 . — ISSN .
  • Конычева Н. В. Скобелев Михаил Дмитриевич — «яркий символ величия России»: Скобелевскому комитету — 100 лет // Восток / Oriens : журнал. — 2007. — № 4 . — С. 209—210 . — ISSN .
  • Чорбачиди С. А. Скобелевский комитет попечения о раненых (1905—1918) — издатель изобразительных открыток // Книжная культура // опыт прошлого и проблемы современности / к 285-летию основания Академической типографии в России / материалы V Международной научной конференции (Москва, 24—26 октября 2012 г.) / в 2 т. . — М. : Наука, 2012. — 543 с.
  • Малышева Г. Е. // Вестник архивиста : журнал. — 2012. — Июль—сентябрь ( № 3 ). — С. 3—17 . — ISSN . 30 сентября 2020 года.
  • Магидов В. М. // Вестник архивиста : журнал. — 2012. — Октябрь—декабрь ( № 4 (120) ). — С. 55—70 . — ISSN . 15 января 2022 года.
  • Магидов В. М. // Вестник архивиста : журнал. — 2013. — Январь—март ( № 1 (121) ). — С. 65—81 . — ISSN .
  • Майоров Николай. О развитии кино-, фотодела в период Первой мировой войны // Первая мировая война в зеркале кинематографа // материалы международной научно-практической конференции, 8—9 октября 2014 г. : сборник. — М. : ВГИК, 2014. — С. 26—34 . — ISBN 978-5-871-49-170-6 .
  • Малышева Галина. Киносъёмки операторов Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета в тылу и на фронтах Первой мировой войны // Первая мировая война в зеркале кинематографа // материалы международной научно-практической конференции, 8—9 октября 2014 г. : сборник. — М. : ВГИК, 2014. — С. 15—25 . — ISBN 978-5-871-49-170-6 .
  • Малышева Г. Е. // Первая мировая война в зеркале кинематографа // Материалы международной научно-практической конференции 8—9 октября 2014 г. / ред-сост. Д. Л. Караваев, С. М. Ишевская, А. В. Лагутина; авт. предисл.: А. П. Николаева-Чинарова, Р .М. Моисеева, Н. А. Копылов. — сборник статей. — М. : ВГИК, 2014. — 124 с. — ISBN 978-5-871-49-170-6 .
  • Малышева Г. Е. // Вестник архивиста : журнал. — 2014. — Октябрь—декабрь ( № 4 ). — С. 119—130 . — ISSN .
  • Поздняков А. Н. Гл. XVII. Скобелевское начало // Листья аканта. История и предыстория «Ленфильма». 1914—2014 . — СПб. : Киностудия «КиноМельница», 2014. — 284 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-994820 -2-9.
  • Магидов В. М. // Первая мировая. Неоконченная война // материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны 1914—1918 гг. «Проблемы поиска и публикации российских и зарубежных источников о Первой мировой войне 1914—1918 гг. на современном этапе развития исторической науки», Москва, 18 июня 2014 г. / отв. ред. Е. И. Пивовар ; сост. И. А. Анфертьев. — М. : РГГУ, 2015. — С. 122—154. — 777 с. — (Библиотека Российского общества историков-архивистов). — 500 экз. ISBN 978-5-7281-1677-6 .
  • Малышева Г. Е. Кинофильмы Скобелевского комитета по истории Брусиловского прорыва 1916 г. Изучение и научно-техническая реконструкция киносъёмок Российским государственным архивом кинофотодокументов // Первая мировая. Неоконченная война // материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны 1914—1918 гг. «Проблемы поиска и публикации российских и зарубежных источников о Первой мировой войне 1914—1918 гг. на современном этапе развития исторической науки», Москва, 18 июня 2014 г. / отв. ред. Е. И. Пивовар ; сост. И. А. Анфертьев. — М. : РГГУ, 2015. — С. 391—402. — 777 с. — (Библиотека Российского общества историков-архивистов). — 500 экз. ISBN 978-5-7281-1677-6 .
  • Баталин В. Н., Малышева Г. Е. // Вестник архивиста : журнал. — 2017. — № 3 . — С. 35—50 . — ISSN .
  • Малышева Г. Е. // Вестник архивиста : журнал. — 2019. — Январь—март ( № 1 ). — С. 39—57 . — ISSN .

Ссылки

  • . Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербург . Дата обращения: 6 октября 2023.
  • Федорин Д. В. . Военно-Учёный Архив (19 сентября 2023). Дата обращения: 3 декабря 2023.
Источник —

Same as Скобелевский комитет