В Википедии есть статьи о других людях с фамилией
Ван
.
Ван Би
(
кит.
王弼
,
пиньинь
Wáng Bì
, 226—249), второе имя
Фусы́
(辅嗣) — китайский философ, один из основоположников философской школы
Сюань-сюэ
, близкой к
даосизму
, но популярной среди конфуцианцев. Прожил всего 23 года. Оказал большое влияние на развитие философии в Китае. Был крупным чиновником в
царстве Вэй
эпохи Троецарствия. Свои взгляды излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Автор сочинений «Чжоу и чжу» («Комментарий к „
Чжоуским переменам
“») в шести главах и «
Лао-цзы
чжу» («Комментарий к „Лао-цзы“»)в двух главах. Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Практически до сих пор значительная часть официальных трактовок классических трактатов строится на его комментариях. Главным теоретическим оппонентом Ван Би был
Пэй Вэй
. Начало изучению философского наследия Ван Би было положено работами советского китаеведа
А.А. Петрова
. В 1999 году в книге «ЛАОЦЗЫ — Обрести себя в Дао» И.И. Семененко впервые издал комментарии Ван Би на русском языке.
Примечания
↑
Ames R. T.
Wang Bi //
(англ.)
↑
Wang Bi //
(швед.)
— 1999.
Литература
Петров А. А. Ван Би и основные проблемы его философского мировоззрения (226—249 гг. н. э.). Тезисы дисс. … канд.наук. Л., 1935.
Петров А. А. Ван Би (226—249): Из истории китайской философии. Труды ИВ АН СССР. Т.13. М.-Л., Изд-во АН. 1936. 137 с 1700 экз.
История китайской философии. М., 1989 С. 226—230.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 -С.34-35.
ISBN 5-244-00757-2
1999,
И. И. Семененко «ЛАОЦЗЫ — Обрести себя в Дао» — сопровождается комментарием Ван Би к Дао Дэ Цзину: (М.;Изд."Республика",1999.
ISBN 5-250-02678-8
)
Феоктистов В. Ф. Был ли Ван Би идеалистом? Еще раз о категориях «ю» и «у» // Всероссийская конференция "Философия Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация. М., 2002. С.13-16.
Lynn, Richard, trans. The Classic of Changes: A New Translation of the I Ching as Interpreted by Wang Bi. New York: Columbia University Press, 1994.
Lynn, Richard, trans. The Classic of the Way and Virtue; A New Translation of the Tao-te Ching of Laozi as Interpreted by Wang Bi. New York: Columbia University Press, 1999.
Rump, Arian and Wing-tsit Chan, trans. Commentary on the Lao-tzu by Wang Pi. Honolulu: University of Hawai’i Press, 1979.
Wagner, Rudolf. Language, Ontology, and Political Philosophy in China: Wang Bi’s Scholarly Exploration of the Dark (Xuanxue). Albany, NY: State University of New York Press, 2003.