Робине, Жан Батист Рене
- 1 year ago
- 0
- 0
Робине Тестар ( фр. Robinet Testard , до 1450 , Пуатье (?), Франция — после 1531 , Коньяк (?), Франция) — французский миниатюрист и художник, придворный графов Ангулемских (с 1515 года — герцогство).
Робине Тестар — художник, чьи работы трудно атрибутировать, так как не был подписан ни один из его манускриптов . В 1894 году анонимный художник-миниатюрист, условно названный раньше «Мастер Карла Ангулемского», был идентифицирован искусствоведом Paul Durrieu с Робине Тестаром, известным по документам уплаты жалования графом Ангулемским .
Тестар начал свою карьеру художника в Пуатье . Известно, что он работал для семьи Карла, графа Ангулемского (1459—1496) в Коньяке, с 1484 года был его не только придворным художником, но и камердинером . Карл Орлеанский ( фр. Charles d’Orléans ; 1459—1496) — граф Ангулемский с 1467 года , второй сын графа Жана Ангулемского и Маргариты де Роган , отец французского короля Франциска I .
Бухгалтерские документы графа сохранили сведения об уплате жалования художнику за 1473 — 1487 годы . Известно, что он не только иллюминировал рукописи, но и «реставрировал» рукописи, находившиеся в собрании своего господина, обновляя миниатюры и инициалы .
Когда граф Ангулемский умер в 1496 году , Тестард стал работать на вдову графа — Луизу Савойскую ( фр. Louise de Savoie ; 1476—1531). В 1497 году бухгалтерская книга сообщает о дорогом подарке художнику, сделанном Луизой Савойской. Луиза Савойская была неофициальным главой правительства Франции в начале правления сына, в 1515— 1525 годах , и официальным регентом в годы испанского плена Франциска I после поражения короля при Павии . Она окружила себя итальянцами, покровительствовала искусству. В последний раз Робине Тестар упоминается в 1531 году , когда по случаю смерти своей матери Франциск I выделил её придворному художнику 80 ливров .
Манера живописи Тестара старомодна даже в понимании своей эпохи . В его миниатюрах отсутствует перспектива, он не стремится к реалистической трактовке изображения. Но тщательное изучение его миниатюр и их источников (которыми для него были современные ему гравюры) показывает, что Тестар был весьма внимателен к передовому искусству своей эпохи, а также пытался интегрировать его в привычные для французской провинциальной аристократии образы. Композиции его миниатюр созданы часто либо под влиянием или непосредственно по образцу работ нидерландской и немецких художников, таких как Мастер E. S. , Мастер Игральных карт , Israhel van Meckenem , Мастер карт Таро , созданных под влиянием или при непосредственном участии Андреа Мантеньи . Интерьеры и пейзажи изображаются художником в простом и схематичном виде, что часто создаёт впечатление театральных декораций . Тестар любит добавлять второстепенных персонажей (обычно женщин и детей) в сценах, где другие художники ограничивались только действующими лицами иллюстрируемого фрагмента .
Художник чётко прописывает контуры фигур, не пользуется светотенью, умело использует узоры и украшения, чтобы изобразить одежду, часто украшает её мехом. Детальность изображения художником одежды позволяет использовать его миниатюры для реконструкции костюмов его эпохи . Эти особенности придают разнообразие и утонченность его миниатюрам. Часто он изображает с гротескным преувеличением «восточные» «азиатские» лица, которые не так легко спутать с изображениями других современных художников.
Некоторые работы художника представляют цветную разрисовку чёрно-белых гравюр, подшитых в манускрипт . В отдельных случаях он копировал оригиналы от руки, в других случаях он использовал их в качестве основы для новых композиций, сюжет которых часто не совпадает с оригиналом. В частности гравюра «Битва кентавров », выполненная Мастером IAM of Zwolle , превратилась у художника в «Царство мёртвых» .
Всего художнику современные искусствоведы атрибутируют до 35 сохранившихся кодексов. Особую известность приобрёл манускрипт «Нравоучительная книга о шахматах любви» с миниатюрами к трактату Эврара де Конти. Кодекс содержит необычную миниатюру, изображающую графов Ангулемских за игрой в шахматы на доске 5 х 5.
Работы художника достаточно сложно отличить от манускриптов, выполненных его мастерской.
Название | Большие французские хроники |
Livre d’heures à l’usage
de Rome et de Poitiers |
Livre d’heures à l’usage de Poitiers |
Missel à l’usage de l’abbaye
Saint-Jean de Montierneuf de Poitiers |
Le secret de l’histoire
naturelle contenant les merveilles et choses mémorables du monde |
Dialogue à la louange du sexe féminin |
Jeu des échecs moralisés
,
написана Jacob de Cessoles |
Часослов Карла Ангулемского |
«Подражание Иисусу Христу»
Фомы Кемпийского и «L’Échelle de paradis» Ги II |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата | 1471 | около 1475 | около 1500 | около 1485 | 1480—1485 | около 1500 | около 1500 | 1475—1498 | между 1488 и 1496 годами |
Место хранения |
Национальная библиотека Франции
(BNF),
Fr. 2609 |
Pierpont Morgan Library,
Ms.M1001 |
Bibliothèque municipale de Besançon,
Ms.150 |
BNF, lat. 873 | BNF, Fr.22971 | BNF, Fr. 2242 | BNF, Fr.2471 | BNF, Lat.1173 | BNF, fr.929 |
Описание |
Иллюстрированная рукопись
для Жана II Меришона, генерала-лейтенанта короля в Пуату, выполнена совместно с Мастером Маргариты де Роан (автор финальной миниатюры) |
38 больших миниатюр,
20 сцен, занимающих часть страницы, одна маленькая миниатюра |
7 миниатюр большого
размера и одна маленькая. |
Одна миниатюра
принадлежит художнику, остальные миниатюры атрибутированы Maître d’Yvon du Fou |
Манускрипт посвящён
Маргарите Наваррской, сестре короля Франциска I |
Книга рассматривает игру
в шахматы как предлог, чтобы морализировать о мире и обществе |
7 больших миниатюр,
17 раскрашенных гравюр, 24 календарные миниатюры |
2 миниатюры предшествующие
обоим текстам |
|
Миниатюра из кодекса |