Interested Article - Смольский, Дмитрий Брониславович

Дми́трий Бронисла́вович Смо́льский ( белор. Дзмі́трый Бранісла́вавіч Смо́льскі ; 25 июля 1937 , Минск 29 сентября 2017 год , там же) — советский и белорусский композитор, лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1980) и Премии Ленинского комсомола БССР (1972), Народный артист Белорусской ССР (1987), член СК Беларуси (1961), профессор Белорусской Государственной Консерватории (1986). Отец Виктора Смольского .

Биография

Родился 25 июля 1937 года в Минске в семье белорусского музыковеда . Музыкальная среда, в которой он вращался с раннего детства, способствовала раннему проявлению увлечения музыкой (первая нотная публикация юного композитора относится к 12-летнему возрасту). С 7-ми лет начались регулярные занятия музыкой (по классу скрипки) сначала в Московской центральной музыкальной школе, а затем в музыкальной школе-десятилетке при Белорусской государственной консерватории. Тогда же начались занятия по композиции, проходившие под руководством известного белорусского композитора Е. К. Тикоцкого . В 1955 г. Д. Смольский поступает в Московскую консерваторию в класс проф. Ю. Шапорина , однако через год по состоянию здоровья он вынужден был вернуться в Минск. Д. Смольский закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции проф. А. В. Богатырёва (1960), а затем аспирантуру под руководством проф. Московской консерватории Н. И. Пейко (1967).

С 1962 по 2014 гг. Д. Смольский вёл класс композиции в Белорусской государственной академии музыки .

Основным фактам биографии Дмитрия Смольского посвящён фильм Белорусского телевидения «10 откровений Дмитрия Смольского» (автор Т. Дубкова).

В 1969 г. у Дмитрия Смольского родился сын Виктор , ставший известным гитаристом.

Д. Б. Смольский похоронен на Восточном кладбище. Над установлена чёрная стела с рельефным бронзовым портретом и мемориальной надписью.

Творчество

Творческий путь Дмитрия Смольского начался в конце 1950-х гг.

Выступив с симфонией «Октофония» (1967) и камерной ораторией «Песни Хиросимы» на стихи японских поэтов, написанными в серийной технике, Дмитрий Смольский вступил в противостояние с общепринятым официозным стилем, господствующим в то время в искусстве Беларуси. В эти же годы появляются пьесы авангардного плана и в его камерной музыке. В серийной технике написаны «Остинато» для флейты и фортепиано, Соната для флейты и фортепиано (1967), сюита для фортепиано «Игра света». В это же время он сочинил произведения с элементами юмора (Концертино для скрипки, Вариации для духовых и ударных). Этот мягкий юмор в более позднем творчестве композитора превратился в сарказм с элементами трагифарса («Вариации с белорусским менталитетом», 15-я симфония, отдельные части других симфоний и пр.).

Главной темой сочинений Смольского было философское осмысление жизни и судьбы человека в тоталитарном обществе, глубина психологического состояния человеческой личности в драматических ситуациях.

В 15-ти симфониях Дмитрия Смольского в драматическом, трагическом или саркастическом аспекте отразилась вся сложность переживаний личности в её взаимодействии с агрессивностью, либо равнодушием окружающего мира.

Кроме симфоний большой успех имели оперы Д. Смольского «Седая легенда» (по повести В. Короткевича ) и «Франциск Скорина»; монументальные оратории «Мая Радзіма» на стихи белорусских поэтов и «Паэт» о творчестве и жизни Янки Купалы ; инструментальные концерты (для фортепиано, скрипки, виолончели, цимбал); камерно-инструментальные и вокальные сочинения. Музыка Д. Смольского с успехом звучала во многих странах мира (Германия, Франция, Италия, Россия, Южная Корея, США и др.), а CD с записями его симфоний, выпущенный британской фирмой «Олимпия» был признан лучшим на конкурсе компакт-дисков в США в 1992 г.

Дмитрий Смольский занимался педагогической деятельностью. На протяжении более полувека работы в Белорусской государственной консерватории (ныне Белорусская государственная академия музыки) он воспитал не одно поколение композиторов, среди которых есть заслуженные деятели искусства Беларуси, лауреаты национальных премий, доценты, профессора.

Награды и звания

Сочинения

Сценические произведения :

Оперы: «Седая легенда», либр. В. Короткевича (1978, II ред. 2010); «Франциск Скорина» (1988); концертная опера «Апалон-заканадаўца» по мотивам оперы Вардоцкого (1991).

Симфонические произведения :

Симфония № 1 (1962), Октофония (1967), № 2 (1982), № 3 с солирующим ф-но (1985), № 4 с солирующей скрипкой (1986), № 5 для камерного оркестра (1987), № 6 (1989), № 7 (1990), № 8 со стихами И.Бродского (1992); № 9 с солирующей электрогитарой (1994); № 10 "Десять откровений"с солирующим альтом (1996); № 11 (2003); № 12 (2005); № 13 (2007); № 14 (2010); № 15 (2014).

Оркестровые сочинения :

Праздничная увертюра (1963), Музыка для струнных, 2-х труб, баяна и оркестра (1965), поэма «Беларусь» (1968), Симфоническая картина (1974); «Ария» для камерного оркестра (1978), «Сымон музыка» для скрипки, ансамбля скрипачей и камерного оркестра (1982)

Инструментальные концерты :

Для фортепиано с оркестром № 1 (1960), № 2 (1975), Концертино для скрипки (1972), для виолончели (1973); для цимбал и народного оркестра № 1 (1961), № 2 «Памяти И.Жиновича» (1974), № 3 (1983), Концерт для фортепиано № 2(1996).

Для эстрадного оркестра :

«Бассо-остинато» на тему белорусской народной песни «Чаму ж мне не пець».

Камерно-инструментальная музыка :

Для фортепиано. Соната № 1 (1956), № 2 (1959), Вальс (1964), сюита «Игра света» (1964), Три прелюдии и фуги (1982). Для флейты и ф-но: Вариации на бассо-остинато (1963), Соната (1965). Для валторны и фортепиано: Скерцо, Экспромт (1980). Для скрипки и ф-но: «Элегия и Токката памяти Д. Шостаковича » (1975), «Распев», Танец (1977). Вариации для духовых и ударных (1971), Эдегия и Рондо для альта и ф-но (1973), Три пьесы для цимбал и ф-но (1973), Рондо для виолончели и ф-но (1979), Две пьесы для цимбал соло (1981), Струнный квартет (1983), «К вопросу о взаимопонимании» для флейты и фагота (1989).

Вокальная музыка:

Вокальные циклы: «Девичьи лирические» на сл. А. Астрейко (1959), «Испанский триптих» на сл. Ф. Г. Лорка (1971), «Вокальный цикл на стихи Ф. И. Тютчева » (1976), «Пять лирических интермеццо» на ст. Г. Гейне (1978), Триптих для голоса, скрипки и ф-но на ст. А. Пашкевич , «Три монолога» на сл. Я. Полонского (1978, «Вокальный цикл на стихи А. Вознесенского » (1979), «Вокальный цикл на стихи М. Цветаевой » (1980), «Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой » (1980), «Вокальный цикл на стихи Б. Пастернака » (1983).

Эстрадные песни : Более тридцати.

Хоровые произведения :

«Партызанскі трыпціх» на сл. М. Танка (1971). Поэма «Петрусь» (1979), «Край мой» на сл. Н. Гилевича (1979).

Музыка к театральным постановкам :

«Константин Заслонов» (1967), «Таблетку под язык» (1972), «Вор» (1973).

Музыка к кинофильмам .

«Речицкая лирическая» (1966), «Пётр Куприянов и другие», «Сказание о Минске» (1967). «Была война» (1972), «Обратная связь» (1973), «Волчья стая» (1975).

Литература

  • Юденич Н. Н. Надежды и сомнения. Советская музыка.1967, № 5
  • Ауэрбах Л. «Нашы кампазітары. Дзмітрый Смольскі. Сяргей Картэс» Мн, «Беларусь», 1973
  • Ракова Е. Дмитрий Смольский. Мн.,1975
  • Ауэрбах Л. Д.Смольский. Белорусские композиторы. М.,1978
  • Дубкова Т. Дмитрий Смольский. М., 1980
  • Мдивани Т. Г., Сергиенко Р. И. «Кампазітары Беларусі». Мн., «Беларусь», 1997

Примечания

Ссылки

Источник —

Same as Смольский, Дмитрий Брониславович