Interested Article - Макарий I (архиепископ Кипрский)

Архиепи́скоп Мака́рий I ( греч. Αρχιεπίσκοπος Μακάριος Α΄ , в миру Мака́риос Христодули́дис Мирианте́фс , греч. Μακάριος Χριστοδουλίδης Μυριανθεύς ; ум. 4 августа 1865 , Никосия ) — епископ Кипрской православной церкви , Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра .

Биография

Родился в начале XIX века в селе Продромос в долине Маратаса (византийское название Мирианфуса), поэтому вместо фамилии Христодулидис использовал прозвище Мирианфевс. В 10 лет он стал послушником в Монастыре Троодитисса , обучался музыке в Киккском монастыре .

В 1823 году митрополитом Пафским Панаретом был рукоположён в сан иеродиакона , после чего начала служить при нём. Затем служил диаконом при трёх предстоятелях Кипрской православной церкви: архиепископе Панарете , архиепископе Иоанникие и архиепископе Кирилле I . Современники характеризовали его как «образованного, благоразумного, рассудительного и достойного священного звания» .

23 августа 1854 года скончался архиепископ Кирилл, после чего архидиакон Макарий духовенством и представителями мирян, точное число которых неизвестно , был избран предстоятелем Кипрской православной церкви. 26 августа того же года состоялась его епископская хиротония, которую совершили: епископ Пафский Харитон, епископ Китийский Мелетий и епископ Киренийский Мелетий .

Вступив в должность предстоятеля, он занялся делом епископа Пафского Харитона, который находился в конфликте с собственной паствой, которая обвиняла его в безразличии, бесцельных расходах и в отвратительном управлении. В конце концов этот вопрос завершился смертью епископа Харитона в 1855 году и избранием на Пафскую епархию епископа , способного иерарха и односельчанина архиепископа Макария I . Пользовался уважением как греков, так и турок. В ходе реформ танзимата христиане получили право свидетельствовать в судах наравне с мусульманами и проводить перепись имущества умерших христиан с помощью церковных представителей вместо османских чиновников. Новый 1856 года разрешал свободное строительство новых храмов, школ и благотворительных церковных учреждений, что было использовано архиепископом Макарием на благо Церкви. Священников освободили от обязанности собирать саранчу в церковные праздники. В Никосии и в других крупных городах были учреждены 2 совета, административный и судебный, в которых могли участвовать архиереи, а также созданы мэрии. В административный совет Никосии (итаре меджлис) входило 13 членов, в том числе архиепископ и ещё 3 христианина, избираемых жителями крупнейших городов. Христиане получали свободный доступ к государственным и общественным должностям. Вызвавшее в период Танзимата множество дискуссий намерение Высокой Порты ввести жалованье православному духовенству в Османской империи так и не было осуществлено .

Когда в ходе реформ был разрешён церковный звон, кипрский наместник в 1857 году не хотел допустить использования колоколов в Никосии из-за смешанного населения. Архиепископ Макарий I обратился в связи с этим к великому везиру Аали-паше , но тот поддержал Кани-пашу. Весной 1858 года Эконом церкви Пресвятой Богородицы Фанеромени попытался повесить колокол, но Макарий I, не желая портить отношения с властями, велел его снять. В сентябре 1858 года французский консул Дарасс ходатайствовал о разрешении колокольного звона. Несмотря на обещание великого везира французскому послу в Константинополе, кипрский наместник бездействовал. Когда эконом решил установить колокол, архиепископ снова запретил это, приказав дожидаться разрешения наместника. Первый колокольный звон в столице раздался только 29 октября 1858 года, когда зазвонил колокол кафедрального собора апостола Иоанна Богослова, вскоре — и колокол церкви пресвятой Богородицы в Фанеромени .

В 1858 года в Константинополе в ходе подготовки к созыву Народного временного совета по церковным вопросам в Османской империи было решено, что Кипрскую церковь должны были представлять 2 человека — клирик и мирянин. На собрании в Никосии киприоты выдвинули представителями архиепископа Макария и дидаскала О. Павлидиса, однако по неизвестным причинам они не поехали в Константинополь .

Был во главе «образовательного прорыва» 1859 года: было увеличено число преподавателей Греческой школы Никосии и составлен её устав, создана Школы благородных девиц в , назначена первая учительница, Эрато Карики, и обеспечено финансирование школ. Двумя годами позже, в конце 1861, министерство церковных дел и образования Греции послало начальным школам Никосии несколько сотен книг под 44 разными наименованиями, а также географические атласы, глобусы и таблицы арифметики. Книги ещё 61 наименования широкого интереса были посланы в греческую школу столицы. Это первая подтверждённый дар Греческого королевства кипрскому образованию, огромного национального значения и символизма . На средства Архиепископии для обучения были посланы в Афины будущие архиепископ Софроний III и митрополит Китийский .

Из-за тяжёлого положения Антиохийского Патриархата после Дамасской резни 1860 года впервые получил миро для Кипрской Церкви в Константинополе . Он отстроил здание Архиепископии (1862—1863), построил здание Великого синода и завершил строительство зданий комплекса Архиепископии, просуществовавших в таком виде до изменений внесённых в конце XX века .

В 1864 году Синод Кипрской Церкви во главе с Макарием низложил митрополита Киринийского Мелетия из-за недовольства им жителей епархии. Чтобы ограничить произвол местных архиереев, Синод также принял меры по защите церковного имущества. Митрополитам запрещалось продавать какие-либо церковные владения и брать в долг деньги от имени митрополии без разрешения Синода .

Жизнь и архиепископская служба Макария завершилась рано, поскольку он стал жертвой последней большой эпидемии холеры на Кипре. Архиепископ Макарий отказался покинуть свою паству и Никосию где холера косила людей в силу плотности населения. Он 4 августа 1865 гола. Согласно источникам на его похоронах присутствовали несколько всего священников по причине паники, вызванной холерой. Напротив участие народа было массовым, включая многих осман , которые оплакивали его смерть. Одна из греческих газет Смирны в некрологе о Макарии писала в августе 1865 года: «Смерть этого почтенного архиерея омрачила сердца всех жителей острова без исключения, создала огромный и невосполнимый вакуум, поскольку общепризнанно что с трудом будет найден достойный наследник иерарха отличившегося многими добродетелями, характером, сторонника правды и бедных, самоотречения и христианского поведения. Архиепископ стал жертвой его достойной преданности, поскольку не захотел оставить свою паству в час опасности» .

Примечания

  1. Παυλίδης Α. (греч.) // Μεγάλη Κυπριακή Εγκυκλοπαίδεια. — 1988. — Τ. 9 . — Σ. 249—250 . 29 июня 2021 года.
  2. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLII : « Львовский собор Максим, блаженный, Московский ». — С. 546. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-047-9 .
  3. Πέτρος Παπαπολυβίου. (греч.) . Περί Ιστορίας (15 июня 2015). Дата обращения: 29 июля 2018. 25 июля 2018 года.
  4. // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXIV : « Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 8-59. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-039-4 .

Литература

  • Соколов И. И. История Православной Церкви в XIX веке. Кн. 1: Православный Восток. — М.: Московское подворье. Свято-​Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. — С. 330
  • Χάκεττ ᾿Ι., Παπαϊωάννου Χ. ᾿Ι . ῾Ιστορία τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας τῆς Κύπρου. — ᾿Αθῆναι, 1923. — Τ. 1. — Σ. 330—331
  • Θιλίππου Λ. ῾Η ᾿Εκκλησία Κύπρου ἐπὶ τουρκοκρατίας. — Λευκωσία, 1975. — Σ. 156—162
  • Παυλίδης Α. // Μεγάλη Κυπριακή Εγκυκλοπαίδεια. 1988. — Τ. 9. — Σ. 249—250
  • Μιχαήλ Μιχάλης. (греч.) . — Λευκωσία: Κέντρο Επιστημονικών Ερευνών, 2005.
  • Louis K. D. Makarios I, 1854-65: The Tanzimat and the Role of the Archbishop-Ethnarch // The Archbishops of Cyprus in the Modern Age: The Changing Role of the Archbishop-Ethnarch, their Identities and Politics / Ed. V. Andrekos, M. N. Michael. — Camb., 2013. — P. 88-105.
Источник —

Same as Макарий I (архиепископ Кипрский)