Interested Article - Берос
- 2020-03-07
- 2
Беро́сс , правильнее Берос ( греч. Βηροσσός , лат. Berossos , эллинизированная форма аккадского имени «Бел-уцур» или «Белриушу» , др.-рус. Верос ) (ок. 350/340 — 280 / 270 до н. э. ) — вавилонский историк и астролог эллинистического времени ; жрец бога Бэла в Вавилоне ; современник селевкидского царя Антиоха I Сотера (281—261 гг. до н. э.).
Берос прославился написанным им на греческом языке сочинением по истории древней Месопотамии — « Вавилонская ( халдейская ) история» (Вавилоника — Babyloniaka , Халдика — Chaldaika ) в 3 томах, которое он посвятил Антиоху I Сотеру.
Возможно, что Беросу принадлежит особый труд по астрономии, название которого известно в латинском варианте — «Procreatio». Однако, под данным названием могут упоминаться отрывки из 1-й книги исторического сочинения Бероса, в которой писалось о сотворении мира.
Берос у древних писателей
Сведения о Беросе и его сочинениях сохранилось до нашего времени в отдельных отрывках, воспроизведённых рядом античных и средневековых авторов на различных языках (греческом, латинском, армянском, сирийском, древнерусском). На Бероса, в основном через хронологические и, в меньшей степени, через астрологические выдержки, ссылаются некоторые позднеантичные и средневековые языческие и христианские писатели.
Античная греческо-латинская традиция
О Беросе среди античных авторов писали на греческом языке : грамматик Аполлодор Афинский (около 180 — после 120 до н. э. , «Хроника»), историк Александр Полигистор Милетский (около 100 — 40 до н. э., «Преемства»), доксограф Аетий ( I век до н. э. , «Мнения философов»), историк-иудей Иосиф Флавий (около 37 — около 100 , «Иудейские древности», «Против Апиона»), астроном-философ Клеомед (вторая половина I века н. э. , «О круговращении небесных тел»), географ Павсаний (около 110 — около 180 , «Описание Эллады»), философ Клавдий Элиан (около 170 — после 222 , «О природе животных». XII, 21), историк Абиден (около II века , «Об ассирийцах») и философ Атеней Навкратийский (рубеж II — III веков , «Пирующие софисты». Кн. 14, 639c).
Помимо этого, ещё и у Евдема Родосского ( IV век до н. э. ) приводился отрывок, соответствующий космогонии вавилонской поэмы « Энума элиш » («Когда наверху…»), взятый, очевидно, из Бероса. Намного позже, заимствуя у Евдема (имя Бероса при этом не упоминается), эти сведения из «халдейской теологии» приводит философ Дамаский Диадох (около 462 — после 538 , «О началах: Апории…». III. 2.3.1, 125)
Имеются выдержки из Бероса и на латинском языке . Их приводят: архитектор Марк Витрувий Поллион ( I век до н. э. , «Об архитектуре»), философ Луций Анней Сенека Младший ( 4 до н. э. — 65 н. э. , «Естественнонаучные вопросы»), писатель-эрудит Гай Плиний Старший ( 23 — 79 , «Естественная история»), и римский грамматик Цензорин (середина III века , «О дне рождения»).
Христианская традиция
Из греческих христианских писателей важные сведения о Беросе оставили: Татиан ( 112 — 185 , «Речь против эллинов»), Теофил Антиохийский ( II век , «К Автолику»), Клемент Александрийский (около 150 — около 215 , «Протрептик»), Евсебий Памфил Кесарейский (около 263 — 339 , « Хроника », «Приготовление к Евангелию»), Георгий Синкелл (рубеж VIII — IX веков , «Избранная хронография»), Косма Индикоплевст ( VI век , « Христианская топография ») и Агафий Миринейский ( 536 — 582 , «О царствовании Юстиниана»).
Среди латинских христианских писателей о Беросе упоминает Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ( 165 — 240 , «Апологетик»)
Армянский язык
В армянской исторической традиции Бероса цитируют некоторые хронисты: историк Моисей Хоренский (около 410 — около 490 , «История Армении») и армянский переводчик «Хроники» Евсевия Кесарийского ( VI век ).
Сирийский язык
На сирийском языке Бероса в основном использовал яковитский патриарх Михаил Сирин ( 1126 — 1199 , «Хроника»).
Славянская традиция
В некоторых древнерусских переводах ( Козьма Индикоплов , XV век), летописях (« Густынская летопись », XVII век), азбуковниках и хронографах имеются краткие отрывки из Бероса (Вероса). Преимущественно это отрывки о допотопных царях, но не всегда со отсылкой к источнику. Имеются ссылки на Бероса и у Матвея Стрыйковского ( 1547 — между 1586 и 1593 , «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси». Кн. 1).
«Вавилонская история»
« Вавилонская история (Вавилоника) » Бероса состояла из 3-х книг. Она представляла собой развернутую картину исторического развития Месопотамии от сотворения мира до владычества Ахеменидов . Книга, очевидно, предназначалась для греков и македонян, прибывших в регион в 331 до н. э. Подобно своему древнеегипетскому «коллеге» жрецу-историку Манефону , также писавшему свою «Египтику» в условиях повышения интереса эллинистических греков к истории Древнего Востока вследствие завоевательных походов Александра Македонского , Берос основывал свой труд на аутентичных и достоверных материалах из храмовых и царских архивов и библиотек. Берос писал в стиле хроники, оспаривая греческие взгляды на историю Востока. Сочинение Бероса обладало значительной исторической ценностью, несмотря на насыщенность материалами мифологического содержания.
Сочинение Бероса охватывает события от начала мира до Потопа (кн. I), от Потопа до Набонассара , то есть до 747 до н. э. (кн. II), от Набонассара до Александра Великого (кн. III).
Первая книга сочинения Бероса посвящена истории допотопной Месопотамии и содержит по большей части обработанные религиозные тексты и мифы , в том числе цикл мифов творения мира и человека. В частности, по цитатам других авторов можно восстановить изложенный вавилонским жрецом рассказ о сотворённом благим богом мудрости и воды Эа первом получеловеке-полурыбе Оаннесе , вышедшем из моря на землю, а также космогонию древних жителей Месопотамии и мифы о возникновении богов.
Вторая и третья книги описывают события после потопа, то есть историческую составную сочинения Бероса — собственно историю Старовавилонского и Нововавилонского царств и Ассирийской империи с приложенным списком царей. Событиям последних перед написанием труда веков отведена третья книга, которая, в частности, описывает падение Ассирии, возвышение Нововавилонского царства и персидское завоевание страны.
Изучение древних клинописных текстов обнаруживает соответствие им хронологических списков Бероса, а также известных нам деталей труда, например, имён семи братьев Оаннеса. Клинописные надписи подтверждают достоверность книги III и как исторического источника.
Вавилонские цари по Беросу и Астрономическому канону
Набонассар(ос)-------------------------------------------------------Нобонассар(ос) ( Набу-нацир ) (747 до н. э.), 14 лет
-----------------------------------------------------------------------------Нади(ос) ( Набу-надин-зери ), 2 года
Фул-----------------------------------------------------------------------Кинзер(ос) ( Набу-мукин-зери ) и Пор(ос) ( Пулу ), 5 лет
-----------------------------------------------------------------------------Илулай(ос) ( Улулай ), 5 лет
Мародах Балдан-----------------------------------------------------Мардокемпад(ос) ( Мардук-апла-иддин II ), 12 лет
-----------------------------------------------------------------------------Аркеан(ос) ( Саргон II ), 5 лет
«брат Сенехериба»-------------------------------------------------- без царя , 2 года
Акис ( Мардук-закир-шуми II ), 30 дней-------------------------
Валад ( Мардук-апла-иддин II вторично), 6 мес.-----------
Элиб(ос), 3 года--------------------------------------------------------Белиб(ос) ( Бел-ибни ) (702 до н. э.), 3 года
-------------------------------------------------------------------------------Апаранади(ос) ( Ашшур-надин-шуми ), 6 лет
-------------------------------------------------------------------------------Регебелос ( Нергал-ушезиб ), 1 год
-------------------------------------------------------------------------------Месесимордак(ос) ( Мушезиб-Мардук ), 4 года
Сенехериб ( Синаххериб ), 18 лет---------------------------------- без царя , 8 лет
Асорданий, сын, 8 лет------------------------------------------------Асарадин(ос) ( Асархаддон ), 13 лет
Самог(ес), 21 год-------------------------------------------------------Саосдукин(ос) ( Шамаш-шум-укин ), 20 лет
Сарданапал(ос) ( Ашшурбанапал ), брат, 21 год---------------Кинеладан(ос) ( Кандалану ), 22 года
Набопалассор(ос) 21 год---------------------------------------------Набопалассар(ос) ( Набопаласар ), 21 год
Набокодросор(ос), сын, 43 года-----------------------------------Набоколассар(ос) ( Навуходоносор II ), 43 года
Эвилмарадух(ос) (Амилмарудох(ос)), сын, 2 г. (12 л.)------Иллоарудам(ос) ( Амель-Мардук ), 2 года
Нериглисар(ос), зять, 4 года----------------------------------------Неригасолассар(ос) ( Нергал-шар-уцур ), 4 года
Лаборосоардох(ос) ( Лабаши-Мардук ), 9 месяцев------------
Набоннид(ос) (Набоден(ос)), 17 лет-------------------------------Набонадий(ос) ( Набонид ), 17 лет
Кир(ос), сын Камбис(ес)а , 9 лет------------------------------------Кир(ос) ( Кир II Великий ), 9 лет.
Камбис(ес), 8 лет--------------------------------------------------------Камбис(ес) ( Камбис II ), 8 лет.
Дарей(ос), 36 лет--------------------------------------------------------Дарей(ос) первый ( Дарий I Великий ), 36 лет.
Ксеркс(ес)------------------------------------------------------------------Ксеркс(ес) ( Ксеркс I ), 21 год.
---------------------------------------------------------------------------------Артаксеркс(ес) первый ( Артаксеркс I Макрохейр ), 41 год
Дарей(ос)-------------------------------------------------------------------Дарей(ос) второй ( Дарий II Нот ) 19 лет.
---------------------------------------------------------------------------------Артаксеркс(ес) второй ( Артаксеркс II Мнемон ), 46 лет.
Артаксеркс(ес) Ох(ос)---------------------------------------------------Ох(ос) ( Артаксеркс III Ох ), 21 год.
----------------------------------------------------------------------------------Арог(ос) ( Артаксеркс IV Арсес ), 2 года.
----------------------------------------------------------------------------------Дарей(ос) третий ( Дарий III Кодоман ) 4 года.
Астрономия и астрология
Витрувий сообщает, что Берос основал на острове Кос астрологическую школу и таким образом познакомил греков с месопотамской астрологической традицией; он же приписывает Беросу изобретение солнечных часов чашеобразной формы (так называемого скафиса). Возможно также, что именно Берос познакомил греческих астрономов с шестидесятеричной системой счисления , издавна принятой в вавилонской астрономии.
Среди учеников Бероса известны астрологи ( IV — III вв. до н. э.) и Критодем ( III век до н. э. ).
Память
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Бероса кратеру на видимой стороне Луны .
Источники
Берос:
- Берос. [Из Иосифа Флавия и Татиана] // Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. — Т. I: От Геродота до Плутарха. — М.: Иерусалим: Гешарим, 1997. — С. 55 — 61.
- Берос. История Месопотамии в изложении Бероса // История Древнего Востока: Тексты и док.: Учеб. пособие для студентов вузов… / Под ред. В. И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 297—308.
- Berosus Chaldaeeus // Fragmenta historicorum Graecorum . — Parisiis, MDCCCXLVIII (1848). — Vol. 2. — P. 495—510.
- Berossos. Babyloniaka // Schnabel P. Beross und die babylonish-hellenistische Literatur. — Leipzig; Berlin: Teubner, 1923. — S. 249—275.
- Berossos // Die Fragmente der griechischen Historiker / Hg.F. Jacoby. — Berlin; Leiden, 1923—1958: FGrH III C 1 Nr. 680. S. 364—410; FGrH II B Nr. 244 °F 83f; FGrH III A Nr. 273 °F 79, 81; Nr. 275 °F 4.
- Burstein M.S. The Babyloniaca of Berosus: [Engl. transl., comment.] / Mayer S. Burstein // Sources from the Ancient Near East. — Malibu (California): Undena Publications, 1978. — Vol. I, fasc. 5. — 44 p.
- Verbrugghe G. P., Wickersham J. M. Berossos and Manetho: Introduced and Translated: Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. — Ann Arbor (Michigan): University of Michigan Press, 1996. — P. 35 — 67.
Древние произведения:
- Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Пер., ст. и примеч. М. В. Левченко . — М.; Л.: Изд-во АН, 1953. — 221 с. — Берос: С. 59, 212 (указ.)
- Агафий Миринейский ' . О царствовании Юстиниана. — М.: Арктос; Вика-пресс, 1996. — 256 с.
- Витрувий ' . Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — 2-е изд., испр. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.
- Густынская летопись / Подгот. текста Ю. В. Анхимюка, С. В. Завадской и др. — СПб. : Дм. Буланин, 2003. — 202 с. — ( Полное собрание русских летописей ; Т. 40).
- Дамаский Диадох. О первых началах. Апории, относящиеся к первым началам и их разрешение; Комментарии к «Пармениду» Платона. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. — С. 357, 935.
- Иосиф Флавий . Иудейские древности: В 2 т. — Т. 1: Кн. 1 — 12. — М.: АСТ; Ладомир, 2002. — 784 с.
- Клеомед. / Пер. А. И. Щетникова // ΣΧΟΛΗ . — 2010. — Т. 4, вып. 2. — С. 349—415.
- Иосиф Флавий . Против Апиона // Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. — T. 2: Кн. 13—20; О древности иудейского народа (Против Апиона). — М.: АСТ; Ладомир, 2002. — 613 с.
- Косма Индикоплов . Книга нарицаема Козьма Индикоплов. Древнерус. пер. по рукописи 1495 г. / Изд. подгот. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. — М.: Индрик, 1997. — 776 с. — С. 297, 298.
- Моисей Хоренский. История Армении / Нов. пер. Н. О. Эмина (с примеч. и прил.). — Посмерт. изд. — М.: Лазарев. ин-т вост. яз., 1893. — XXXVI, 324 с.
- Моисей Хоренский . История Армении / Мовсес Хоренаци; Пер. с древнеармян. яз., введ. и примеч. Г. Саркисяна. — Ереван: Айастан, 1990. — 291 с.
- Павсаний . Описание Эллады: В 2 т. — T. 2. Кн. VII—X / Пер. с древнегреч. С. П. Кондратьева; Под ред. Е. В. Никитюк. — М.: АСТ; Ладомир, 2002. — 503 с.
- Сенека . Естественнонаучные вопросы // Сенека, Луций Анней. Философские трактаты. — СПб: Алетейя, 2001. — 400 с.
-
Татиан
. Речь против эллинов // Сочинения древних христианских апологетов / Пер. П. Преображенского. — СПб., 1895.
- переизд.: Татиан. Речь против эллинов // Ранние отцы Церкви: Антология. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.
- переизд.: Татиан. Речь против эллинов // Сочинения древних христианских апологетов. — СПб.: Алетейя. 1999. — С. 10 — 49.
- Татианн. Слово к эллинам / Пер., ст. и прим. Д. Е. Афиногенова. // Вестн. древ. истории. — 1993. — № 2. — Беросс: С. 264.
- Тертуллиан . Апология. — М.: АСТ; СПб.: Северо-Запад пресс, 2004. — 432 с.
- Феофил. К Автолику // Сочинения древних христианских апологетов / В рус. пер. прот. П. Преображенского. — СПб., 1895.
- Цензорин . О дне рождения / Ред. И. Холодняк (Iwan Cholodniak). — СПб.: Имп. акад. наук, 1889.
- Цензорин. Книга о дне рождения // Вестник древней истории. — 1986. — № 3. — С. 224—237.
Литература
На русском языке:
- // Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь. — Пг., 1901. — Т. 2. — Стб. 410—415.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. IIIa: Бергер — Бисы. — С. 583.
- Берос // Куталев Д. Новая астрологическая энциклопедия: Биогр. часть. — Томск: Зодиак, 1997. — Кн. I. — С. 24.
- Берос // Энциклопедический лексикон. — Т. 5: Бар — Бин / [Изд. А. А. Плюшара]. — СПб., 1836. — С. 419—420.
- Бухарин М. Д. // Вестн. древ. истории. — 2000. — № 2. — С. 88 — 100.
- Бухарин М. Д. Мегасфен, Гекатей Абдерский и Беросс // Бонгард-Левин Г. М., Бухарин М. Д., Вигасин А. А. Индия и античный мир. — М.: Вост. лит., 2002. — С. 130—137.
- Дубровская О. Н. Краткая история астрологии. — М.: РИПОЛ классик, 2002. — Берос: С. 203—204 и др.
- Дьяконов И. М. История Мидии: От древнейших времен до конца IV века до н. э. — М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. — Беросс: 35 — 40 и сл.
- Красный Г. Я. / Г. Красный // Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе… — СПб. Изд. … Брокгауз-Ефрон, [1909]. — Т. 4. — Стб. 325—327.
- Кузенков П. В. // Θεοδουλος: Сб. ст. памяти проф. И. С. Чичурова. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. — С. 116—169.
- Кузенков П. В. — М.: Рус. изд. центр, 2014.
- Сидаш Т. Г. // Порфирий. Сочинения. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. — С. 497—657. — Беросс: С. 550—552, 554, 560, 609.
Иностранная:
- // Hofmann J. J. Lexicon universale, historiam sacram et profanam omnis aevi, omniumque gentium… explanans. — T. 1: Literas A, B, C, continens. — Lugduni Batavorum (Leiden), MDCXCVIII (1698). — P. 522.
- Cornelius F. Berossos und die altorientalische Chronologie // Klio. — 1942. — 35. — S. 1 — 16.
- Drews R. The Babylonian Chronicles and Berossus // Iraq. — 1975. — 37. — P. 39 — 55.
- Komoróczy G. // Acta Antiqua / Academiae scientiarum Hungaricae. — Budapest, 1973. — T. XXI. — P. 125—152.
- Kuhrt A. Berossus’ Babyloniaka and Seleucid Rule in Babylonia // Kuhrt A. / S. Sherwin-White (Hgg.), Hellenism in the East: The interaction of Greek and non-Greek civilizations from Syria to Central Asia after Alexander. — London, 1987. — P. 32 — 56.
- Lehmann-Haupt C. F. Berossos / Lehmann-Haupt // Reallexikon der Assyriologie [und Vorderasiatischen Archäologie]. — Bd. 2: Ber — Ezur und Nachträge. — Berlin; Leipzig, 1938. — S. 1 — 17.
- Lehmann-Haupt C. F. Berossos’ Chronologie und die keilschriftlichen Neufunde // Klio: Beiträge zur alten Geschichte. — 1908. — 8. —S. 227—251.
- Lehmann-[Haupt] C. F. Die Dynastien der babylonischen Königliste und des Berossos // Klio: Beiträge zur alten Geschichte. — Leipzig, 1903. — 3. — S. 135—163.
- López R. E. // CEN Technical Journal. — [1998.] — 12 (3). — P. 347—357.
- Meyer Е. Das chronologische Syslem des Berossos // Klio: Beiträge zur alten Geschichte. — Leipzig, 1903. — 3. — S. 131—134.
- Oussani G. / Gabriel Oussani // Catholic Encyclopedia. — 1913. — Vol. 2.
- Sayce A. H. / A[rchibald] H[enry] S[ayce] // Encyclopaedia Britannica. — Vol. III: Austria lower — Bisectrix. — 11th ed. — N. Y., co 1910. — P. 808.
- Schmitz L. / L[eonhard] S[chmitz] // A Dictionary of Greek and Roman biography and mythology / Ed. by W. Smith. — Boston: Little, Brown and co., 1867. — Vol. 1. — P. 484—485.
- Schnabel P. Die babylonische Chronologie in Berossos’ Babyloniaka / Paul Schnabel. — Berlin: Peiser, 1908.
- Schnabel P. Beross und die babylonish-hellenistische Literatur / Paul Schnabel. — Leipzig; Berlin: Teubner, 1923.
- Spoerri W. Beross / W. Sp[oerri] // Der Kleine Pauly: Lexikon der Antike. — Bd. 1: Aachen — Dichalkon. — München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1979. — Sp. 1548.
- Schwartz E. / Schwartz // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft: Neue Bearbeitung. — Bd. III, hbd. 1: Barbarus — Campanus. — Stuttgart, 1897. — Sp. 309—316.
- Verbrugghe G. P., Wickersham J. M. Berossos and Manetho: Introduced and Translated: Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. — Ann Arbor (Michigan): University of Michigan Press, 1996. — X, 239 p.
- 2020-03-07
- 2