Interested Article - Вариант «Зомби»

Вариа́нт «Зо́мби» советский детективный фильм 1985 года режиссёра Евгения Егорова, снятый на антифашистскую тему.

Сюжет

Действие происходит в середине 1980-х годов . В вымышленной африканской стране Лемурия действует группа неофашистов во главе с ультраправым фанатиком доктором Стэннардом ( Валерий Ивченко ). Быстрыми темпами изготовляется небывало мощное психотронное оружие , проводятся секретные опыты над людьми. Преступную организацию заинтересовали психоневрологические разработки профессора Лесникова ( Аристарх Ливанов ). Советского учёного похищают на международном симпозиуме и доставляют на африканскую базу неофашистов.

Стэннард вознамерился либо завербовать Лесникова, либо не отпускать его живым. Поэтому он вполне откровенен с пленником. Лесников узнаёт о скором создании психотронной установки «Сивилла», обладающей тотальным зомбирующим действием. Экспериментальные модели уже разработаны. Силовик Стэннарда полковник Роджерс ( Альгирдас Паулавичюc ) демонстрирует их в действии. Лесников становится свидетелем кровавых бесчинств и ритуальных убийств.

Усыпив бдительность охраны, Лесников пытается бежать, но попытку пресекает вошедшая к нему в доверие Лючия Джинелли ( ) — оперативный агент Стэннарда. Лесникова собираются расстрелять, однако в последний момент предпочитают сделать «ещё хуже для него» — блокируют память о последних днях и доставляют обратно на место похищения. Лесников обречён на бесплодные и болезненные попытки вспомнить о пережитом ужасе, об опасности для человечества — без возможности что-либо предпринять.

Однако Лесникову и его друзьям удаётся получить шифр памяти. Ситуация становится достоянием гласности, план Стэннарда разоблачён. Но «Сивилла» уже готова к действию. Стэннард отдаёт приказ включить психотронное излучение. Лишь меткий артиллерийский залп африканских повстанцев уничтожает античеловеческое оружие вместе с его создателями. Тем временем в Европе взяты под стражу оставшиеся в живых сообщники Стэннарда, в том числе зомбированная Джинелли.

Идейно-художественная концепция

Наиболее активная демонстрация фильма пришлась на вторую половину 1987 года . Советская кинокритика встретила картину прохладно (среди оценок встречалась даже «постыдно слабая»). Однако критики недооценивали концептуальный замысел, который делает «Вариант „Зомби“» заметным явлением перестроечной кинематографии.

Важный эпизод фильма — разговор захваченного Лесникова со Стэннардом. Гражданин СССР выступает как адепт гуманизма и демократии . Неофашист- ницшеанец проповедует идею «создания нового человека». Сама терминология Стэннарда: «Мы создаём здесь человека будущего» — перекликалась в этом отношении с программой КПСС (хотя параметры «нового человека», разумеется, не совпадали).

В словах Стэннарда звучит острая неприязнь к западной демократии, к её гуманистическим комплексам, идущим от христианства , Возрождения и Просвещения .

Лесников : А как же ваш свободный западный мир?
Стэннард : Он ещё недостаточно свободен. Что, не ожидали?

Лесников спрашивает о «хозяевах из военно-промышленного комплекса». Стэннард отвечает: «Скоро придёт час, когда мы сметём тех, кто сейчас, не думая о будущем, швыряет нам миллионы».

Позиция Стэннарда коррелирует с идеологией ВАКЛ . Если же учесть технократические акценты, возникают ассоциации с французским фашистом Эженом Делонклем — безотносительно к соображениям сценариста и режиссёра. Позиция Лесникова основана на горбачёвском новом мышлении , совместном противостоянии СССР и Запада глобальной угрозе экстремизма .

Характерен также эпизод с интервью Стэннарда после разоблачений. Фраза неофашиста: «Гласность должна иметь пределы» — отсылала к консервативным кругам номенклатуры и агитпропа , выступавшим именно с такой установкой.

Прототип «Лемурии»

Приблизительным аналогом вымышленной «Лемурии», которая находится «у берегов Южной Африки» — неофашистским плацдармом, где реализовывалась ультраправая общественная модель — являлась Южно-Африканская Республика эпохи апартеида .

В ролях

Съёмочная группа

Примечания

Ссылки

Источник —

Same as Вариант «Зомби»