Князь Потёмкин-Таврический (броненосец)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Князь тишины́» (на бутлегерских кассетах назывался «Казнь тишины» ) — четвёртый студийный альбом советской и российской рок-группы « Наутилус Помпилиус », состоящий из заново записанных песен, ранее появлявшихся на предыдущих альбомах группы, « Невидимка » и « Разлука », или исполнявшихся на концертах . Сессии записи проходили в феврале—марте 1988 года в московской студии Александра Кальянова «Тон Сервис» в « Олимпийском », который в итоге занялся сведением. Весь альбом, кроме вокала Вячеслава Бутусова и саксофона Алексея Могилевского , был записан при помощи компьютеров . Активное участие принимали, в частности, певица Алла Пугачёва и мультиинструменталист и звукорежиссёр Владимир Елизаров .
Записи альбома предшествовали успех на фестивале « Рок-панорама-87 », перемены и разногласия в группе , переезд в Москву и уход сооснователя группы Дмитрия Умецкого . Одним из главных мотивов для создания альбома стали упрёки москвичей в халтурном звучании предыдущих альбомов группы . Ожидалось, что «Князь тишины» станет одной из первых выпущенных кооперативных пластинок. Альбом появился на прилавках магазинов в октябре 1989 года, спустя 11 месяцев после распада «золотого состава» группы .
Несмотря на важность пластинки для истории группы «Наутилус Помпилиус», при выходе она понравилась далеко не всем поклонникам их творчества: мало кто понимал её смысл и много кто считал, что новые аранжировки испортили хорошие песни. Бывший директор коллектива Александр Калужский написал негативную рецензию на альбом. Автор журнала «Мелодия», однако, похвалил музыкальные решения и тексты Ильи Кормильцева . В 2010 году альбом занял сороковое место в списке «50 лучших русских альбомов всех времен», составленном журналом « Афиша » по итогам опроса молодых российских музыкантов, а в мае 2012 года, в результате голосования, проводившегося сайтом OpenSpace.ru , альбом «Князь тишины» занял пятую позицию в списке 50 главных пластинок «Мелодии» .
Группа «Наутилус Помпилиус» была основана студентами Свердловского архитектурного института Вячеславом Геннадьевичем Бутусовым и Дмитрием Константиновичем Умецким 10 ноября 1982 года . К концу 1987 года «Наутилус Помпилиус», выпустившие к тому моменту уже три магнитоальбома (« Переезд », « Невидимка » и « Разлука »), обретшие новый имидж (« галифе , сапоги, ордена, макияж») и показавшие себя на фестивалях в Вильнюсе , Черноголовке , Подольске и , стали одним из самых востребованных и успешных коллективов СССР . С ростом популярности в группе начали возникать творческие разногласия: коммерческий успех, противный музыкантам, утомительные концерты и неблагоприятная обстановка в советском рок-обществе негативно сказывались на отношениях внутри группы .
В декабре 1987 года в Москве прошёл фестиваль « Рок-панорама-87 ». Основными представителями советского рока на мероприятии были « АВИА » из Ленинграда и «Наутилус Помпилиус». Бо́льшую часть участников составляли «филармонические артисты разной степени рок-н-ролльности в диапазоне от Александра Малинина до „ Арии “, коллективы из Прибалтики и Московской рок-лаборатории ». Выступление «Наутилуса Помпилиуса» 10 декабря привлекло особенное внимание зрителей .
Гастрольный 1987 год сильно утомил участников «Наутилуса Помпилиуса». Умецкий возложил на себя задачу продвижения группы и постройки «танка, который продавил бы всю страну»; он желал, чтобы сам коллектив остался в Москве и сосредоточился на студийной работе и развитии творческих идей . В этот период из группы был уволен звукооператор Андрей Макаров, работавший с Бутусовым и Умецким ещё с 1982 года .
После участия на «Рок-панораме-87» группе стали поступать предложения переехать в столицу, на которые уральцы изначально смотрели с немалым скептицизмом. В фильме «Серп и гитара» клавишник Алексей Могилевский рассуждает: «Пока мы являемся сибирскими медведями, мы будем представлять какой-то интерес: группа с Урала, но при этом не в лаптях, а в сапогах, да ещё с бантиками. Как только мы станем московскими не медведями, придётся ломать и себя, и многое другое». Бутусов дополняет: «Влияние Москвы на нас усилилось, и поступило предложение вообще переехать — здесь проще некоторые моменты решать… Все зависит от того, какую информацию мы соберём по этим организациям, что более выгодно и вообще, имеет ли смысл с ними связываться. Я настроен пессимистически, я приблизительно знаю обстановку везде. Найти то, что нужно, просто нереально. Чем это кончится — я не знаю и особых иллюзий на эту тему не питаю» .
По предложению Умецкого в декабре 1987 — январе 1988 года группа отправилась в Москву . Все участники (кроме Бутусова и Умецкого в группе тогда состояли клавишники Алексей Могилевский , Виктор (Пифа) Комаров и Алексей Хоменко , барабанщик Владимир (Зема) Назимов и мультиинструменталист и звукорежиссёр Владимир Елизаров ) проводили время вместе в общежитии МВТУ им. Баумана и спортзале , несколько раз посещали студию Юрия Чернавского (правда, занимались там «обивкой стен какой-то тканью», а не записью) по настоянию Умецкого , а также обдумывали вариант записи у Стаса Намина .
«Инициатива исходила, разумеется, от „царствующей“ особы: Алла начинала создавать свой „театр“ и внимательно присматривалась к потенциальным протеже. Встречались часто, на квартирах и в ресторанах, пили, говорили, танцевали. Слава радостно общался, однако упорно делал вид, что не понимает, что от него хотят. В то время он в очередной раз находился в странном, сумеречном состоянии. Только, что ушёл Умецкий — ушёл без скандала. Шумиха, раздутая вокруг „Наутилуса“, явно угнетала главного героя — жить ему было в лом. Тягостное впечатление он производил даже на близких людей — что уж там говорить о людях малознакомых. В конце концов, Алла Борисовна отступилась от Бутусова, произнеся по непроверенным слухам следующие исторические слова: „Мальчик или идиот, или очень хитер“» .
По воспоминаниям Алексея Могилевского, в один из дней, когда группа ходила в студию Чернавского обивать стены, они заметили отсутствие Бутусова: им сказали, что тот отправился на встречу с большим человеком. Пьяный Бутусов вернулся под утро, начал посыпать музыкантов блокнотиками с изображением певицы Аллы Борисовной Пугачёвой и сказал им, что это «только начало». На следующий день в конторе Чернавского выдавали зарплату; администраторы рассказали музыкантам, что Вячеслав Геннадьевич виделся с Пугачёвой: та хотела познакомиться с остальными участниками «Наутилуса» и их творчеством. Проснувшийся позднее Бутусов заявил коллегам, что на вечер у них запланирована встреча с певицей в её квартире. В тот же вечер по радио « Юность » Александр Градский вёл передачу про «Наутилус Помпилиус». Тогда Пугачёва впервые познакомилась с песнями группы .
Переезд группы в Москву в 1988 году и вливание в новую для неё «тусовку» послужили основными причинами появления альбома «Князь тишины». Рок-общество в Москве на тот момент практически отсутствовало, зато процветала поп-сцена. Музыканты начали получать негативные комментарии по поводу «убогого» звука « Разлуки » и « Невидимки », вследствие чего постепенно начала возникать идея студийного ремейка тогдашних хитов группы в виде магнитоальбома .
Бутусов и Умецкий с какого-то момента стали редко появляться рядом с группой: первый активно принимал участие в создании финского фильма о советской рок-музыке «Серп и гитара», изредка посещая общежитие и угощая музыкантов парой блоков дефицитных в то время сигарет « Camel », а второй «вплотную занялся московской жизнью» . На некоторое время Бутусов с Умецким остановились у невесты второго, сценаристки Алёны Аникиной, которая познакомила их со столичной богемой. В «Наутилусе Помпилиусе» началось «брожение» .
Музыкантов раздражала отчуждённость лидеров группы, но они пытались работать . Хорошие отношения с Пугачёвой поспособствовали знакомствам со звукорежиссёром Александром Кальяновым , Андреем Макаревичем и Леонидом Лебедевым , президентом совместного предприятия (на тот момент — кооператива ) «Синтез» , «вознамерившимся создать первый альтернативный „Мелодии“ государственный лейбл» («Синтез Рекордз» ). Лебедев пообещал группе немалый по тем временам гонорар в размере 50 тысяч рублей за запись грампластинки , а Кальянов предоставил студию («Тон Сервис» в « Олимпийском » ) .
В начале февраля Умецкий поставил ультиматум , пригрозив уходом из группы, если требования не будут выполнены: он желал, чтобы Хоменко (которого спустя годы называл «полным позорищем, которого никогда в жизни бы не допустил, если бы остался тогда в команде» ), Елизаров и тогдашний директор Александр Калужский ушли из «Наутилуса Помпилиуса», а сама группа на время приостановила гастрольную деятельность . Остальные музыканты, однако, настояли на продолжении концертов, а Вячеслав сказал Дмитрию: «Если ты всё решил, уходи» . После концертов 6—7 февраля во Дворце спорта в Лужниках «„ Звуковая дорожка “ представляет лауреатов» Умецкий покинул «Наутилус Помпилиус»; Елизаров стал его заменой в студии (и на концертах в Химках ) .
Работа над альбомом началась ещё в декабре 1987 — январе 1988 годов. Хоменко, звукорежиссёр и будущий бас-гитарист группы Виктор Алавацкий (имевший за плечами более чем десятилетний стаж работы в ресторанных ансамблях ) и Елизаров (также изредка присутствовали Бутусов и Умецкий) начали записывать партии для будущего альбома в музыкальный компьютер , находясь прямо в московском общежитии. Финны одарили Вячеслава Геннадьевича секвенсором , благодаря которому появилась возможность добиться нормального звука даже в домашних условиях :
Вся основная забивка производилась внутри этой общаги. Все эти сиквенсеры, как сейчас помню, Yamaha QX1 лежала на полу, а самый продвинутый Владимир Петрович Елизаров его осилил, связал все наши многочисленные синтезаторы в одну медийную цепочку и всё это забивал прямо туда. То, что он мог сыграть сам, он играл. То, чего не знал сам, играли те, кто играл на этих самых клавишных. А играли именно Хоменко, Могилевский и играл Виктор Комаров. Ударные партии забивались тоже в драм-машину, по тому времени инструмент дико модный и жутко дорогой. И всё это хозяйство, как бы, приобретало странный синтетический такой вот привкус, поскольку, как правило, всё это игралось вживе и, когда это всё перелегло на совершенно жесткую привязку к метру и ритму, значит, у самих нас возникало ощущение, что что-то не в порядке с темпами. Алексей Могилевский,
«Елизаров проделал огромную работу по подготовке и записи диска в самые сжатые сроки. Было бы несправедливо свалить на него вину за неудачу лонгплея, поскольку без него все вышло бы гораздо хуже» .
Синтетический звук, присутствовавший на «Невидимке» и «Разлуке» «от бедности», на «Князе тишины» «был сделан ради стильности». Вживую для альбома были записаны только вокалы, саксофон Могилевского и гитары .
С почти готовым альбомом в феврале 1988 года «Наутилус Помпилиус» пришли в студию к Пугачёвой и Кальянову . Запись проходила с февраля по конец марта (по другим сведениям — последняя сессия записи состоялась 5 марта ) в студии «Тон Сервис» . Участники спешили завершить запись и отправиться домой. Это был первый опыт «Наутилус Помпилиус» в профессиональной студии . Место звукорежиссёра занял Кальянов, Елизаров и Пугачёва также принимали в работе активное участие .
Бутусов пребывал в потерянном состоянии: он не видел смысла в идее нового альбома, пел без энтузиазма и постоянно болел, из-за чего пел с трудом . По словам Умецкого, ещё незадолго до его ухода у Бутусова начали проявляться симптомы, о которых предупреждали музыкальные педагоги: причиной послужил «непрофессионально подгруженный голос». Бутусов стал чаще уставать, его часто тошнило от перенапряжения связок . Его «первой учительницей по пению» на студии стала Пугачёва: по воспоминаниям Хоменко, «Бутусов стоял с наушниками, она — рядом с наушниками и с текстом и прямо карандашиком отмечала, что, мол, „тут ты спел, а отсюда давай, перепевай“» . Кадры фильма «Серп и гитара» показывают процесс записи вокала для песни «Шар цвета хаки» под руководством Пугачёвой . С записью вокала Могилевского проблем подобных Бутусову не возникало; в определённый момент Пугачёва даже спросила его: «Ты почему всё с первого раза поёшь классно?» . Запись альбома была завершена с «немалыми мучениями» .
«[Альбом] „Князь тишины“ — это по сути кавер-версия . Это ремейки были песен изданных и неизданных. Просто в кучу собрали всё то, что на тот период записи в Олимпийском в студии Аллы Борисовны, то, что считалось коммерчески выгодным для выпуска на „Мелодии“. Поскольку мы много материала играли на концертах, но не было записано, то сделали такой винегрет из песен. Но я не считаю его номерным альбомом» .
Альбом полностью состоит из ранее исполненных на ранних записях или концертах группой песен: то есть, фактически, это, по большей части, сборник лучших на тот момент хитов коллектива. Две песни взяты со второго магнитоальбома «Невидимка» (1985) — «Князь тишины» и «Прощальное письмо», ещё четыре — « Скованные одной цепью », « Взгляд с экрана », « Казанова » и «Шар цвета хаки» — с третьей записи коллектива, «Разлуки» (1986) . Остальные три песни альбома были ранее известны поклонникам лишь в концертном варианте — «Стриптиз», «Доктор твоего тела» и «Я хочу быть с тобой» .
«Скованные [одной цепью]» | |
Одна из самых скандальных и политических песен «Наутилуса». Первый куплет и начало припева |
|
Помощь по воспроизведению |
В «песне-речитативе» «Скованные одной цепью» описывается и критикуется « позднебрежневский и постбрежневский режим , который сам уже заврался и жил капиталистическими ценностями, изображая из себя что-то коммунистическое » . Бутусов рассказывал, что «Скованные одной цепью» «замышлялась, как программа к действию, где очень много всего сказано и недосказано», однако спустя пару лет она стала восприниматься авторами «словно точка в подведении итогов: вот тут плохо, тут и тут. Надо исправлять ошибки» . По его мнению, если изначально она была направлена на конкретную систему — Советский Союз, то сегодня она актуальна «в общечеловеческом понимании, безотносительно к политике» . В «Скованных» «в сжатом виде изложена информация о внешних болячках условного общества» . Схожие по тематике тексты «Скованные одной цепью» и впоследствии утерянный Бутусовым «Метод Станиславского» были написаны Кормильцевым в 1984 году, когда тот «в пижаме сидел по ночам в подъезде — дома ему курить не позволялось — и писал на кусочках бумаги тексты» . Из-за советской цензуры строка Кормильцева «За красным рассветом коричневый закат» («за коммунизмом — фашизм » ) преобразовалась в «За красным рассветом розовый закат» . В 1990 году, вероятно, в связи с изменениями в советском обществе, на концертах иногда звучала первоначальная версия . Также некоторое время под частичным запретом находилась строка «Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц» . Проигрыш для «Скованных» был придуман уже в студии Алексеем Могилевским, вдохновлённым Стингом и его альбомом The Dream of the Blue Turtles .
В 1982 году на автобусной остановке Бутусов купил двухтомный сборник «Антология венгерской поэзии», содержащий стихотворение поэта конца XIX – начала XX веков Эндре Ади «Jó Csönd-herceg előtt» (с венг. — «Впереди доброго Князя Тишины») в переводе Леонида Мартынова . Материала из сборника хватило не только на «Князя тишины», но и на несколько вещей из первого альбома группы — «Переезд» (1983) . Эндре Ади так объяснял своё стихотворение: «… это высшая сила, и я имел в виду не только то, что человек ночью, в одиночестве, отпугивает от себя жуткую, наводящую страх тишину, но и то, что горе мне, если бы я когда-нибудь, пока я жив, позволил бы себе замолчать и позволил бы, чтобы на меня навалилась тишина, которая страшнее Смерти…». Перевод «Jó Csönd-herceg előtt» попал на «Невидимку» без всяких изменений, кроме самого названия, которое было несколько сокращено . «Князь тишины» — самая любимая песня Бутусова из его репертуара, Песня по-прежнему не перестаёт его удивлять при каждом прослушивании, в особенности — стиль Ади . Когда в 2009 году Бутусова спросили о его видении смысла стихотворения, он ответил: «Я нашёл в молитвослове, что князем тишины называют Иисуса Христа » .
Текст « Взгляд с экрана » (в народе также известен как «Ален Делон») Ильи Кормильцева — вольный перевод главного хита английского поп-трио Bananarama « » : он поётся от лица девушки, мечтающей встретиться со своим кумиром . Версия Кормильцева представляла собой «смешные, даже издевательские стишки о пролетарской дурочке из многоэтажных кварталов, единственным утешением для которой среди фантасмагории родимого бытия стала фотография французского киноактёра Алена Делона на стене». Эта песня стала третьим совместным опытом Кормильцева и Бутусова в написании песен (предыдущим была композиция « Кто я? » из «Невидимки»). Автор текста насторожился, когда услышал «свои по замыслу ернические стишки» в мрачной и безысходной песенной интерпретации Бутусова . Главную музыкальную тему «Взгляда с экрана», «действительно пахнущую Францией» , написал Виктор «Пифа» Комаров , проигрыш был сочинён в студии .
Работа над «Стриптизом» началась после гастролей в Ленинграде, где местные музыканты, вдохновившиеся Depeche Mode , играли «жёсткую волну с тенденцией на утяжеление» . В ответ на сравнение «Стриптиза» с « Stripped », Бутусов ответил, что не помнит эту песню, однако отметил, что писал музыку к «Стриптизу» уже без ориентира на Depeche Mode, это был период другого влияния — (направления, впитывающего в себя черты разных стилей прошлого ) . Бутусов рассказывал, что «Стриптиз» создавался как «песня, которая должна бить по мозгам» и «запугивать подростков». Он называл её «тупой с точки музыкального содержания». Тогда готовилась новая и запоминающаяся, по мнению музыкантов, концертная программа. Планировалось сделать для песни пятнадцатиминутное вступление с целью «демонстрации возможностей синтезаторов»: тогда в группе было три клавишника — Могилевский, «Пифа» и Хоменко, некоторые из которых умели также играть и на других инструментах, что давало больше возможностей для трансформаций песни на концертах . Когда Кормильцев принёс текст, Умецкий «зашёлся от восторга», хотя Бутусов и Могилевский его энтузиазма не разделили . В первых версиях текста песни присутствовала нецензурная лексика («всё уже сказано и пора переходить на мат»), однако позднее от неё было решено отказаться для возможности её публичного исполнения . В интервью 2000 года Кормильцева спросили про строку «Страна умирает, как древний ящер с новым вирусом в клетках». Тот ответил, что «динозавр под воздействием вируса не умер, а мутировал», и, «сменив экономическую систему, он сохранил свои главные внутренние идеологические черты», а вирус, «оказывается, поразил не те органы». На вопрос «Может ли появиться новый вирус […]?» автор сказал, что «мы находимся лишь в начале мутации, и ещё неизвестно, что и куда у него [„ящера“] отрастёт» .
«Доктор твоего тела» | |
Конец первого куплета и припев, состоящий из трёх голосов: Пугачёвой, Могилевского и Бутусова |
|
Помощь по воспроизведению |
Текст «Доктор твоего тела» был написан Кормильцевым не позднее 1987 года . История записи вокала для «Доктора твоего тела» является одним из самых ярких примеров тогдашнего плачевного состояния голоса Бутусова — песня сложена из трёх голосов . Во время записи пластинки один из коллег подтолкнул Бутусова предложить Алле Пугачёвой самой принять участие в какой-нибудь песне альбома. Тогда же Бутусов передал ей просьбу. Та «деликатно отказалась»: «Я петь не буду. Я просто могу тебе показать, как можно украсить вокал и это сработает на эмоциональном уровне» . Во время записи «Доктора твоего тела» Пугачёва зашла в студию, увидела обстановку и дала инструкции Кальянову, а Кальянов — Бутусову. В конце концов певица предложила продемонстрировать примерный вокал для этой песни. Кальянов, в свою очередь, это записал . «Скрип» лидера группы был задвинут на дальний план, в то время как главными вокалами в припеве стали шёпот Аллы Пугачёвой и голос Могилевского . По словам Бутусова, музыканты спросили у певицы разрешения на использование её вокала, однако она сказала, «что не надо всего этого». Её партию оставили на записи на свой страх и риск . Хотя, по другим сведениям музыканта, он «позвонил Пугачевой, покаялся, что мы сделали пиратскую запись с её шепотом, и она разрешила его использовать» . Общеизвестным стал факт её участия в песне благодаря издателям, которые докопались и отметили её на пластинке .
«Я хочу быть с тобой» была составлена Бутусовым из двух отдельных стихотворений Кормильцева — куплета из одного стихотворения и припева из другого. На конверте пластинки «Князь тишины» в качестве авторов были указаны «Бутусов-Кормильцев, Бутусов», что на самом деле неверно . По свидетельствам самого Ильи Кормильцева и Дмитрия Быкова , Кормильцев «сочинил эти стихи в те пятнадцать минут, на которые опаздывала его тогдашняя девушка» . В то же время ходили слухи, что песня была написана в память о погибшей подруге Кормильцева или Бутусова . Изначально песня воспринималась, как обращение влюблённого мужчины к женщине: например, Вячеслава Геннадьевича к его супруге . В начале девяностых Илья Кормильцев посчитал, что количество девушек, претендующих на роль прототипа лирической героини песни, равнялось не менее чем шестидесяти четырём . В другом интервью Кормильцев говорил, что написал «Я хочу быть с тобой» весной, «уже пять лет как забыв, что такое сессии, после работы», в городе Ревда Свердловской области . По сведениям Леонида Порохни в книге «„Наутилус Помпилиус“. Мы вошли в эту воду однажды», тогда поэт «трудился переводчиком у итальянцев , которые строили в Ревде кирпичный завод» . По прошествии лет Бутусов стал замечать в ней и некоторый религиозный контекст: «К этой своей песне я долгое время относился чисто потребительски… Но вдруг — композиция приобрела в моём сознании религиозный, библейский смысл, и теперь я исполняю её с огромным воодушевлением» . При этом фраза «я хочу быть с тобой» понимается им как обращение человека к Богу . Также известно, что при написании текста Кормильцев писал «Тебя» с большой буквы, словно обращаясь к Богу . По словам Бутусова, раньше он воспринимал эту песню как страдание , однако позднее осознал, что «человек в ней приходит к осознанию того, что любовь незыблема» .
Текст «Казановы» был написан Кормильцевым в 1986 году в Ревде , а остальная часть песни создавалась перед очередной сессией записи «Разлуки». Бутусов придумал проигрыш и тему припева, а Могилевский помог ему воплотить идеи в полноценную мелодию . По мнению Бутусова, на данный момент «Казанова» «утратила свою актуальность» .
«Шар цвета хаки» — единственная песня авторства исключительно Бутусова на «Князе тишины». Она была написана весной 1986 года «в паническом ужасе, вызванном возможностью попасть на службу в армию» и рассказывала о « патологическом неприятии милитаризма » автором . В хит-параде « Московского комсомольца » песню «Шар цвета хаки» назвали «супербоевиком», что привело в недоумение автора А. Яковина: «Трудно подобрать более неподходящую характеристику для песни, так яростно возражающей против всех и всяческих боев» . Текст песни в «Разлуке» и «Князе тишины» несколько отличается. В первом варианте Бутусов поёт: «Я не видел людей страшней, чем людей цвета хаки», в то время как более поздняя версия звучит так: «Я не видел толпы страшней, чем толпа цвета хаки». По словам автора песни, Алексей Балабанов указал ему на то, что первый вариант неправилен с грамматической точки зрения . В «Шаре цвета хаки» усматриваются схожести мелодии и интонаций с песней группы Slade «I Don' Mind» с их третьего студийного альбома 1972 года Slayed? .
«Прощальное письмо» | |
Второй припев последнего музыкального номера «Князя тишины». В конце отрывка можно услышать саксофон Алексея Могилевского |
|
Помощь по воспроизведению |
Текст «Последнее письмо» был написан Бутусовым в 1981—1982 годах, только съехавшим от своих родителей, от «лица человека, который прощался с детством, он уходил в самостоятельное плавание». Он воспринимал Америку как некую легенду, миф — «с индейцами , ковбоями , приключениями в лесах Амазонки » . Умецкий, в свою очередь, дополнил текст строками «Мне стали слишком малы твои тертые джинсы / Нас так долго учили любить твои запретные плоды» . Песня вошла в альбом «Невидимка» как «добавка», заполнение пустого пространства для полноценности записи. Бутусов представлял себе звучание «Последнего письма» в популярном тогда стиле регги . Концерты 1987—1988 годов, как и альбом «Князь тишины», завершались именно «Последним письмом» (на пластинке название песни сменилось на «Прощальное письмо» ): ближе к концу песни инструменты замолкали один за другим и музыканты поочерёдно покидали сцену, оставляя Могилевского и его «одинокий саксофон» до конца песни . Популярность «Прощального письма» для Бутусова остаётся загадкой и по сей день , в то время как Умецкий «всегда ориентировался на эту вещь» и с самого начала был уверен в успехе песни, потому что «композиция была однозначно сильная» .
Ещё в 1988 году «Князь тишины» задумывалась как одна из первых кооперативных пластинок (наравне с новыми на тот момент записями « Машины времени », Владимира Преснякова и Владимира Кузьмина ). Прямым владельцем записанного материала, скорее всего, являлся «Синтез». Осенью всё того же 1988 года «Синтез» взялся за осуществление ещё одного проекта, связанного с «Наутилусом»: подготовку и выпуск концертного альбома группы. Работа велась в октябре, и материал был готов к производству. Заводы, однако, отказывались печатать продукцию кооперативов, а фирма « Мелодия » пыталась помешать планам новоявленных конкурентов . В итоге, обещанные Лебедевым 50 000 рублей не получил никто, кроме «чиновников из „Мелодии“». Лебедев передал фонограмму «Мелодии» за себестоимость . По воспоминаниям Александра Кальянова, на «Мелодию» «Наутилус» вывела Пугачёва .
Существуют снимок обложки кассеты «Князь тишины» издания «Синтеза», распространявшейся, вероятно, в 1988—1989 годах , и сведения очевидцев о существовании кассеты до выхода пластинки . Кассета содержала пять песен, в итоге не вошедших в издание «Мелодии»: «Чужой человек», «Мой брат Каин», «Бриллиантовые дороги», «Город братской любви» и «Дети любви» . Песни из готовящейся к выходу пластинки звучали на волнах «Молодёжного канала» радиостанции « Юность » .
Пока «Синтез» боролись за право выбраться на рынок , в начале августа 1988 года «Мелодия» выпустила сборную концертную пластинку «Наутилус Помпилиус / Бригада С» с записью выступления на « Рок-панораме-87 » (каждая сторона была выделена целиком на одну группу) — бутлег , к которому ни «Наутилус Помпилиус» , ни « Бригада С » не имели никакого отношения: выбор песен, запись и оформление осуществлялись непосредственно «Мелодией» без согласования с группами. После того, как музыкантам «Наутилуса» стало известно об уже практически выпущенном альбоме, Илья Кормильцев, по его же словам, «позвонил на фирму „Мелодия“ и поинтересовался возможным гонораром, на что ему вежливо ответили, что, мол, не „его это ума дело“». Песня «Скованные одной цепью» на этой пластинке ошибочно была названа «Круговой порукой»: в ответ на претензию Кормильцева «ему было сказано, что беспокоиться об этом надо самим авторам, а уж никак не выпускающим пластинку» . Пластинка разлетелась миллионным тиражом .
В итоге на прилавках магазинов «Князь тишины» появился лишь в октябре 1989 года, спустя 11 месяцев после распада состава группы по инициативе Бутусова, желавшего возобновить сотрудничество с Умецким . Точный тираж пластинки неизвестен. Вопреки комментариям фотографа «Наутилуса» Элияху Лемке о том, что он намного превышал миллион , существуют сведения, указывающие на то, что всего было продано 682 750 копий , как минимум 573 660 из которых — винилового издания . На бутлегерских кассетах альбом, по неизвестным причинам, был выпущен под названием «Казнь тишины» . В 1994 и 1997—1998 годах альбом был издан на аудиокассетах и компакт-дисках лейблом Moroz Records , а в 2014 и 2021 годах он был перевыпущен на виниле лейблом Bomba Music .
Альбом был назван по самой ранней по моменту создания из вошедших в него песен . Оформлением пластинки занимался М. Афанасьев, а снимки были сделаны Сергеем Борисовым . Лицевая обложка в народе вызывает ассоциации с научно-фантастическим романом Александра Беляева « Голова профессора Доуэля », а задняя (позднее использованная в качестве обложки CD-издания 1994 года) — с приключенческим романом Майн Рида « Всадник без головы » .
Далеко не все поклонники раннего «Наутилуса Помпилиуса» остались довольны пластинкой , как и новообразовавшимся эстрадным звучанием группы в целом , однако благодаря изданию её «Мелодией» именно она стала самой известной в дискографии группы, превосходя даже первоначально прославившую её «Разлуку» . По словам фотографа группы Элияху Лемке, «сейчас понятно, что ни в каком „ремейке“ (по крайней мере в том смысле, что вкладывали в это слово представители столичной звукозаписи) материал ранних альбомов не нуждался, однако в то время это было очевидно далеко не для всех» . Дмитрий Умецкий с самого начала создания «попсово-ресторанного варианта „Разлуки“» отнёсся к нему скептически; в особенности — к работе Хоменко .
Оценки критиков | |
---|---|
Источник | Оценка |
«Перекати поле» | |
«Мелодия» | (положительно) |
Менеджер группы в 1987—1988 годах Александр Калужский в статье для журнала «Перекати поле» 1990 года сравнил «Князя тишины» с «пластинками типа „ Оркестр клуба одиноких сердец Поля Мориа “». По его мнению, «опыт записи этой пластинки показывает, что при сэмплерной и секвенсорной технике хватило бы двух человек: Бутусова (голос) и Елизарова (голова и руки)». Калужский отметил участие «Мелодии» — «до такой безвкусицы в расстановке песен своим умом не дойти, даже если „будет еще одна пьяная ночь“». Калужский похвалил гитарное соло Елизарова на «Докторе твоего тела»; «Стриптиз», «Скованных», «Князя Тишины» и «Взгляд с экрана» данная запись, по его мнению, «почти не испортила»; к новым версиям «Казановы» и «Прощального письма» он отнёсся спокойно, отметив, что они тоже могут сыскать себе поклонников. Однако, Калужский очень негативно высказался о неудачных стилистических решениях песен «Шар цвета хаки» и «Я хочу быть с тобой» — «неверность нового прочтения по существу привела к искажению содержания» .
В старой версии первой из них [«Шара цвета хаки»] вся драматургия держалась на антимузыкальных, враждебных человеческому существу, воплях «Марш!..». Их сменили на мощный, но слаженный хор — и песня получилась ни о чём, этакая « Bohemian Rhapsody »... Во второй [«Я хочу быть с тобой»] каждый участник постарался сыграть настолько красиво, что интимное обращение трансформировалось в нечто прямо противоположное: я хочу, чтобы все слышали, как красиво я хочу быть с тобой. Александр Калужский,
Автор журнала «Мелодия» был настроен к пластинке положительно: «на первый взгляд амелодичные» музыкальные номера — «резкие, бескомпромиссные работы», «обладающие всеми признаками шлягеров», а стихи Кормильцева «по-снайперски точны». Журналист выделил «злые марши» — «Скованные одной цепью» и «Шар цвета хаки», сравнив последний с эпизодом нашествия из первой части Седьмой симфонии Шостаковича , а песня- ария «Я хочу быть с тобой» была прозвана «неторопливым барочным гимном в духе Вивальди » .
Элияху Лемке считает, что «старые песни, такие как „Князь тишины“, „Скованные“, „Прощальное письмо“ немало потеряли после переодевания в „грамотный“ эстрадно-цифровой елизаровский звук», однако альбом небесполезен за счёт присутствующих на нём единственных существующих студийных версий песен «Доктор твоего тела», «Я хочу быть с тобой» и «Стриптиз». «При всех своих очевидных недостатках и нетипичности звучания», «Князь тишины» "оказался бесценным документом эпохи «звёздного периода» «Наутилуса»" .
В 2010 году альбом занял сороковое место в списке «50 лучших русских альбомов всех времен», составленном журналом « Афиша » по итогам опроса молодых российских музыкантов . В мае 2012 года, в результате голосования, проводившегося сайтом OpenSpace.ru , альбом «Князь тишины» занял пятую позицию в списке 50 главных пластинок «Мелодии» . Альбом вошёл в аналогичный список радиостанции « Серебряный дождь » 2013 года .
Все тексты написаны Ильёй Кормильцевым , за исключением отмеченных, вся музыка написана Вячеславом Бутусовым , композиции «Скованные», «Стриптиз», «Я хочу быть с тобой», «Казанова» в соавторстве с Алексеем Могилевским .
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | « Скованные » («Скованные одной цепью» на переиздании 1997 года) | Вячеслав Бутусов, Алексей Могилевский | 4:23 | |
2. | «Князь тишины» | Эндре Ади (перевод — Леонид Мартынов ) | 3:37 | |
3. | « Взгляд с экрана » | 4:30 | ||
4. | «Стриптиз» | Вячеслав Бутусов, Алексей Могилевский | 4:56 |
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Доктор твоего тела» | 4:40 | ||
2. | «Я хочу быть с тобой» | Вячеслав Бутусов, Алексей Могилевский | 4:26 | |
3. | « Казанова » | Вячеслав Бутусов, Алексей Могилевский | 4:05 | |
4. | «Шар цвета хаки» | Вячеслав Бутусов | 2:40 | |
5. | «Прощальное письмо» (также известна как «Последнее письмо» и «Гудбай, Америка») | Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий | 3:47 |