Interested Article - Санто, Тивадар

Тивадар Санто , Теодор Санто ( венг. Szántó Tivadar , нем. Theodor Szanto ; 3 июня 1877 , Вена 7 января 1934 , Будапешт ) — венгерский пианист и композитор. Дядя дирижёра Ласло Халаса .

Биография

Происходил из еврейской семьи Шмулевичей . С 1893 г. учился в Будапештской музыкальной академии у Кальмана Чована и Ганса фон Кёсслера , затем в Берлине у Ферруччо Бузони ( 1898 1901 ) . Концертировал в Берлине, исполняя сонаты Бетховена , Листа и собственные сочинения . С 1905 г. жил в Париже , с 1914 г. — в Швейцарии, в 1922 г. вернулся в Венгрию . Широко концертировал, давая сольные концерты и исполняя камерную музыку; считался одним из значимых пианистов своего времени . Был особенно известен как исполнитель французской ( Равель , Дебюсси ) и венгерской ( Барток , Кодаи ) музыки.

Среди его учеников — Луи Аско ( фр. Luis Ascot ) , .

Творчество

Автор ряда фортепианных транскрипций органных и хоровых сочинений Иоганна Себастьяна Баха , фортепианной сюиты в пяти частях, переложенной из балета Стравинского « Петрушка » .

В 1906 г. по просьбе автора переписал фортепианную партию концерта Фредерика Делиуса , придав ей большую эффектность и виртуозность. Концерт в этой, одобренной автором редакции , Т.Санто исполнил впервые в 1907 г. и затем также в 1912, 1913 и 1921 гг. Наряду с этим Концерт Ф.Делиуса продолжает исполняться и в оригинальной версии 1904 года .

Интересовался музыкой Японии, и по крайней мере в трёх его сочинениях (опера, оркестровая и фортепианная сюиты) заметно японское влияние . Некоторые из «японских» сочинений Т.Санто записаны в 1999 г. в исполнении .

Избранные произведения

оперы
для фортепиано
  • Восточные этюды, op.1
  • Драматическая элегия, op.3
  • Контрасты (сюита, 1912)
транскрипции
  • И. С. Бах. Фантазия и фуга для органа (BWV 542)
  • И. С. Бах. Органное вступление к хоралу
  • И. Стравинский. Петрушка

Награды

Примечания

  1. Дата рождения приведена в соответствии с 1-м примечанием раздела III./3. Realismus und Exotik ( Revers P. . — Stuttgart: Franz Steiner, 1997. — S. 152. — (Arch. Musikwissenschaft. — Bd. 41). — ISBN 3-515-07133-4 . ) и статьёй в . На от 19 июля 2014 на Wayback Machine указана дата рождения 3.3.1877 .
  2. Дата смерти приведена в соответствии с данными от 19 июля 2014 на Wayback Machine и статьи в . В том же примечании в книге Das Fremde und das Vertraute… (см. выше Rever P., S. 152) дата смерти указана 1.1.1934 .
  3. Б.Барток в письме своему другу Яношу Бушиции ( рум. János Buşiţia ) в декабре 1931 г. после записи имени Тивадара Санто в скобках написал: «раньше был Шмулевичем!» ( )
  4. Roberge M.-A. // Music of the twentieth-century avant-garde : a biocritical sourcebook / Ed. by L. Sitsky. — Westport: Greenwood Press, 2002. — P. 85. — ISBN 0-313-29689-8 .
  5. Hopkins C. (англ.) . Oxford Index (2001). — (текст из Grove Music Online). Дата обращения: 11 апреля 2014.
  6. .
  7. , p. 80.
  8. (англ.) . Luis Ascot. Дата обращения: 11 апреля 2014. 13 апреля 2014 года.
  9. (англ.) . Portuguese music research & information centre. Дата обращения: 11 апреля 2014. 13 апреля 2014 года.
  10. (англ.) . Hyperion. Дата обращения: 11 апреля 2014. 29 апреля 2014 года.
  11. (англ.) . BBC. Дата обращения: 11 апреля 2014.
  12. (англ.) . BBC. Дата обращения: 11 апреля 2014. Архивировано из 16 июня 2013 года.
  13. Grove’s Dictionary of Music and Musicians. — 5th ed. — 1954. — Vol. 8. — P. 263.
  14. (англ.) . Naxos Digital Services Ltd. Дата обращения: 11 апреля 2014. 3 мая 2014 года.
  15. (англ.) . Pianorarescores — PRS Libraries. Дата обращения: 11 апреля 2014. Архивировано из 13 апреля 2014 года.
  16. Terauds J. (англ.) . Musical Toronto (21 января 2013). Дата обращения: 11 апреля 2014. 13 апреля 2014 года.
  17. Knytt E. E. . — Stanford University, 2010. — P. 579.
  18. , p. 18.

Литература

  • . // Bartók and his world / Ed. by P. Laki. — Prinston University Press, 1995. — P. 3-63. — ISBN 0-691-00634-2 .
  • Latham A. The Oxford Dictionary of Musical Works. — Oxford University Press, 2004. — P. 126.
  • Revers P. Realismus und Exotik: Theodor Szantos «Taifun» und Eugen d’Alberts «Mister Wu» // Revers P. Das Fremde und das Vertraute: Studien zur musiktheoretischen und musikdramatischen Ostasienrezeption. — Stuttgart: Franz Steiner, 1997. — S. 155—187.
  • (англ.) // Perspectives on Ernst von Dohnanyi / Ed. by J. A. Grymes. — Scarecrow Press, 2005. — P. 71-81 . — ISBN 0-8108-5125-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Санто, Тивадар