Рулевое колесо
- 1 year ago
- 0
- 0
«Колесо» ( фр. La roue , в советском прокате — « Под песнь колёс ») — французский художественный фильм Абеля Ганса . Фильм сделанный, в то время уже маститым режиссёром, под впечатлением от творческих поисков молодых режиссёров ( Деллюка , Л'Эрбье и Жермены Дюлак ).
Машинист Сизиф живёт в маленьком домике среди железнодорожных путей. Вместе с ним живут сын Элия и приемная дочь Норма, родители которой погибли в железнодорожной катастрофе. Между Элия и Нормой постепенно зарождается любовь, но они всячески глушат в себе это влечение, будучи уверенными, что они родные брат и сестра. Сизиф тоже испытывает влечение к Норме, и желая избавить себя от её присутствия, выдает её замуж за инженера Эрсана. Элия случайно увидел паспорт отца и узнал, что Норма ему чужая, но она уже стала женой другого. Между Сизифом и Элиа возникает чувство вражды. Потеряв всех, Сизиф решает покончить с собой. Он загоняет свой паровоз в тупик и разбивает его.
В фильме Абель Ганс использует новые приемы ритмического монтажа. Самым эффектным эпизодом в этом отношении является так называемую «симфонию рельсов». Сизиф решает пустить под откос поезд и паровоз, который он ведёт и в котором едет Норма. Абель Ганс , эффектно применяет съемку с движения, создает всё возрастающее напряжение — темп движения паровоза ускоряется. Почувствовав недоброе, его помощник вовремя затормозил. Когда был включен тормоз и скорость движения стала снижаться, длина монтажных планов увеличилась. Зигфрид Кракауэр охарактеризовал фильм как «душещипательную драму, глупую сентиментальность которой несколько компенсирует на редкость кинематографичное раскрытие мира железной дороги» .
Рене Клер критикуя картину за надуманную «литературность» и отмечая, что для него «истинный сюжет этого фильма не в его странной интриге, а в изображении поезда, рельсов, сигналов, клубов пара, гор, снега, облаков», писал :
„Колесо“ — это совершенный образец фильма в романтическом духе. Как в романтической драме, вы найдете в произведении Абеля Ганса неправдоподобие, поверхностную психологию, постоянное стремление к зрительным эффектам (как в романтической драме ― к эффектам словесным), но вы найдете там удивительно лирические моменты, вдохновенность движения и, я бы сказал, возвышенное рядом с гротеском.
1. В. Комаров . История зарубежного кино. Том 1. Немое кино . — М.: «Искусство», 1965.