Interested Article - Сетер, Мордехай

Мордехай Сетер ( ивр. מרדכי סתר ‎; 26 февраля 1916 , Новороссийск 8 августа 1994 , Тель-Авив ) — израильский композитор, лауреат премии Энгеля (1945), лауреат Государственной премии Израиля (1965).

Биография

Родился в Новороссийске в 1916 году, в 1926 году вместе с семьёй переехал на территорию подмандатной Палестины . В 1932—1937 годах учился в Нормальной школе музыки в Париже, cреди учителей Сетера были Лазар Леви (фортепиано), (теория), Надя Буланже и Поль Дюка (композиция). После возвращения в Тель-Авив преподавал. С 1951 года работал в консерватории Израиля (ныне — ), где в 1972 году получил место профессора. Вышел на пенсию в 1985 году .

Творчество

Мордехай Сетер начал свою творческую биографию как автор вокальных сочинений. В поисках оригинального стиля композитор сочетал полифонические техники эпохи Возрождения , усвоенные им во время учёбы у Буланже, и мелодии и ритмы литургической музыки сефардов и йеменских евреев . Так, в Мотетах (1940) Сетер использовал традиционные литургические мелодии, заимствованные из сборников Авраама Идельсона , в качестве cantus firmi . В этот период Сетер был близок к композиторам Александру Босковичу и Эдёну Партошу , эмигрировавшим в Палестину из Венгрии. Композиторов объединяли общие взгляды на соотношение местной культуры и академической музыки: находясь под влиянием творчества Бартока и Стравинского , Сетер, Боскович и Партош были убеждены, что музыка израильских композиторов должна отражать местный мелос и ритмику, обладать культурной самобытностью .

Сетер неоднократно писал музыку для балетных постановок. Среди хореографов, работавших с композитором, были Марта Грэм , выступившая автором либретто для балетов «Легенда о Юдифи» (1962), «В мечтах и наяву» (1962) и «Роковой камень» (1974), и Сара Леви-Танай , поставившая балеты «Добродетельная жена» и «Полуночная молитва» (оба — 1957) . «Полуночную молитву» Сетер впоследствии расширил и переработал в ораторию для солиста, трёх хоров и оркестра. Оратория принесла композитору награду Prix Italia и Государственную премию Израиля .

Либретто «Полуночной молитвы» было написано писателем , который почти целиком составил его из фрагментов других текстов (в том числе, либретто включает отрывки из Библии и еврейской религиозной поэзии XVII века). Действие сочинения разворачивается в душе иудея, переживающего мистические видения во время одинокой . В соответствии с содержанием этого ритуала произведение открывает плач о рассеянии евреев, однако в кульминации текст либретто отступает от исходной молитвы: ораторию завершает «Аллилуйя», посвященная восстановлению Иерусалимского храма и национальному искуплению. В оратории молящийся иудей представлен солистом, в то время как хоры отображают действующих лиц видений: Легенду, Народ и Глас с небес . При этом каждому из хоров соответствует особый музыкальный стиль. Хор, отображающий Легенду, исполняет украшенные мелизмами речитативы, напоминающие литургическую музыку, Народ представлен традиционными мелодиями йеменских евреев, исполняемыми в гомофонном складе , а Глас с небес отображён полифоническим пением в ренессансном стиле .

Внешние изображения

Начиная с 1970-х годов, Сетер сосредоточился на сочинении камерной и фортепианной музыки. В этот период Сетер продолжил разрабатывать оригинальные лады , обычно включающие от 12 до 25 ступеней — ранее подобные звукоряды он использовал в симфонических произведениях «Полуночная молитва» и «Иерусалим» (1966) . Так, в «Иерусалиме» ступени лада были сгруппированы в четыре пентахорда , разделённые дважды увеличенными примами . В то же время Сетер отказался от использования фольклорных мелодий, а за его творчеством закрепилась репутация абстрактной музыки, не выражающей национальную самобытность. Израильский композитор и дирижёр объяснял интровертный стиль позднего творчества Сетера неприятием, которое вызвала у композитора общая эйфория, последовавшая за победой Израиля в Шестидневной войне .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #130816922 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Mordechai Seter // (англ.) — 2010.
  3. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. (англ.) . The National Library of Israel . Дата обращения: 12 ноября 2020. 16 марта 2021 года.
  5. Seter, Ronit (1989). "East And West In The Motets By Mordecai Seter, 1951". Proceedings of the World Congress of Jewish Studies . II : 181—183. ISSN . JSTOR .
  6. , pp. 3—4.
  7. Seter, Ronit (2014). "Israelism: Nationalism, Orientalism, and the Israeli Five". The Musical Quarterly . 97 (2): 269—271. ISSN . JSTOR .
  8. Seter R. (англ.) . Encyclopedia.com . Encyclopaedia Judaica. Дата обращения: 16 ноября 2020. 29 апреля 2021 года.
  9. , p. 11.
  10. Ringer, Alexander L. (1965). . The Musical Quarterly . 51 (1): 290—291. ISSN . JSTOR .
  11. Sheked Y. . American Symphony Orchestra (1 июня 2009). Дата обращения: 2 января 2021.
  12. Seter R. (англ.) . Jewish Music Research Centre . Дата обращения: 1 декабря 2020. 28 февраля 2021 года.
  13. Fleisher R. Twenty Israeli Composers: Voices of a Culture. — Detroit : Wayne State University Press, 2018. — P. 116—117. — doi : .
  14. , p. 5.
  15. Haggai Hitron. . Haaretz.com (28 сентября 2006). Дата обращения: 17 января 2021.

Литература

  • Golomb U. Mordecai Seter’s Midnight Vigil (Tikkun Ḥatzot, 1961): Deconstructing Israelism, National and Biographical Myths / Golomb U., Seter R. // Journal of Musicological Research. — 2019. — Vol. 38, no. 3—4. — P. 329–347. — ISSN . — doi : .
  • Shelleg A. Imploding Signifiers: Exilic Jewish Cultures in Art Music in Israel, 1966–1970 // Hebrew Studies. — 2019. — Vol. 60, no. 1. — P. 255–291. — doi : . — JSTOR .
Источник —

Same as Сетер, Мордехай