Теория основного мифа
- 1 year ago
- 0
- 0
« Диале́ктика ми́фа » — философская работа А. Ф. Лосева , опубликованная в 1930 . Книга прошла предварительную цензуру, однако была издана автором с некоторыми добавлениями. Во время подготовки издания, 18 апреля 1930, автор был арестован, в том числе и по обвинению в распространении не прошедших цензуру сочинений. Издание было конфисковано. Первое переиздание книги в СССР появилось только в 1990 году. Отдельные фрагменты из так называемых «Добавлений к „Диалектике мифа“» стали публиковаться с 1992 года.
Книга посвящена теме мифа и мифологии . А. Ф. Лосев, анализируя понятие мифа , последовательно отвергает многочисленные трактовки понятия о мифическом, чтобы в конце прийти к следующему определению: «миф есть в словах данная чудесная личностная история». Под чудесным А. Ф. Лосев понимает, прежде всего, осмысленно-личностное начало, в противовес умозрительно-абстрактному. В конце работы автор намерен перейти к описанию логически необходимой (« диалектически необходимой», по выражению автора) картины «абсолютной мифологии», под которой, как это понятно из оставшихся фрагментов, следует понимать мир христианской онтологии , основанный на концепциях античности .
Миф Лосев понимает следующим образом: «Миф – необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая – категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность».
Таким образом, А. Ф. Лосев говорит, что подлинная, живая реальность может быть названа только мифом , а абсолютный, полноценный миф может быть только один — мир антично- христианской эстетики . Лосев показывает принципиальное единство в своих основах мировоззрения Античности и Средних веков , противопоставляя его мировоззрению Возрождения и Нового времени .
Конечная цель антично-средневекового мировоззрения — прославление Бога как единственной подлинной личности , миф о которой — и есть подлинная реальность. По Лосеву, в противоположность этому, конечная цель мировоззрения Возрождения и Нового времени — «убить Бога и занять его место».
Произведение называют антимарксистским . При этом в нем Лосев предсказывал, что после социализма с неизбежностью последует анархия .