Interested Article - Очерки античного символизма и мифологии

Очерки античного символизма и мифологии — историко-философское исследование А. Ф. Лосева , посвящённое истории античной философии и культуры.

Содержание работы

Работа состоит из нескольких очерков, в которых исследованы разные стороны античной культуры. Первый очерк носит характер введения. В нём излагаются наиболее интересные, с точки зрения автора, концепции античного символизма , прежде всего, Ф. Ницше и О. Шпенглера . Опираясь на изложенный материал, А. Ф. Лосев даёт собственную концепцию античности как типа культуры. Согласно его выводам, для античности характерны интуиции телесности и пластическая и визуальная выразительность, имеющая своей целью синтез бесконечного и конечного в конкретной, нередко мистически осмысленной, форме.

Второй очерк посвящён мифологическим и символическим аспектам ранней греческой философской мысли. А. Ф. Лосев проводит мысль о связи ранней античной науки и мифологии. Третий очерк — исследование терминологии Платона . А. Ф. Лосев проводит обзор всех мест в платоновских сочинениях, в которых используются термины « идея » и « эйдос » и даёт систематический анализ тех значений, которые имеют эти понятия в словаре философа.

Четвёртый очерк продолжает тематику предыдущего — он посвящён систематическому исследованию учения Платона об идеях. Автор находит пять основных типов значения понятия «идеи» у Платона. Первое — это «наивно-реалистическое», то есть, « идея » как обозначение внешнего вида вещи. Второе — «описательная», где понятие «идея» имеет значение целостности объекта. Третье значение получает у А. Ф. Лосева наименование «трансцендентального» — « идея » как понятие о сущности вещи. Четвёртое значение «идеи» у Платона А. Ф. Лосев называет «диалектическим» или « мифом ». Здесь идея, согласно его исследовательской концепции, имеет значение непосредственной, эстетически выразительной действительности. Пятая ступень в понимании «идеи» у Платона А. Ф. Лосевым названа «аритмологической». « Идея » трактуется здесь как число, то есть, конкретное сущее, выразительное само по себе.

Далее А. Ф. Лосев останавливается на таких аспектах учения Платона, как «скульптурная» и «телесная» выразительность. А. Ф. Лосев связывание понятие «идеи» как предельно выразительной познаваемой формы вещей с представлениями о пластической чёткости, существовавшими в античной культуре. Примерами такой пластичности А. Ф. Лосев называет античную скульптуру, античную математику с её понятием числа и античную гомоэротику , имеющую корни в фаллических первобытных культах.

Следующий очерк посвящён мировоззрению Аристотеля . А. Ф. Лосев ставит своей целью дать цельную картину мировоззрения этого философа. С этой целью он исследует аристотелевкую эстетику, поэтику и педагогику. А. Ф. Лосев находит в философии Аристотеля общие, по его мнению, для всей античной культуры черты. А. Ф. Лосев считает, что мировоззрение Аристотеля в целом представляет собой развёрнутое учение о судьбе как принципе существования конкретных вещей в мире.

Последний, шестой очерк, назван А. Ф. Лосевым «Социальная природа платонизма». Автор постулирует в качестве своей задачи — изобразить платонизм как цельное мировоззрение , являющееся специфическим продуктом античного общества V века до нашей эры. А. Ф. Лосев приходит к выводу, что общественно-политические взгляды Платона, выраженные им в диалоге «Государство» , являются неизбежным и строго логическим выводом, согласующихся с тенденциями античной философии и культуры.

История публикации

Работа опубликована в 1930 году в Москве под маркой «Издание автора». Переиздана в 1993 году в издательстве «Мысль» в 1993 году под общей редакцией А. А. Тахо-Годи и . Переиздана в 2013 году в издательстве "Академический Проект" в рамках серии "Философские технологии", подготовкой текста занималась А.А. Тахо-Годи.

Ссылки

Источник —

Same as Очерки античного символизма и мифологии