Interested Article - Лебрен, Жан-Батист

Жан-Батист-Пьер Лебрен ( фр . Jean-Baptiste-Pierre Lebrun ; 16 февраля 1748 , Париж 7 августа 1813 , Париж ) — французский художник, коллекционер, арт-дилер и торговец картинами, муж художницы Элизабет Виже-Лебрен .

Биография

Жан-Батист-Пьер Лебрен родился 16 февраля 1748 года, он был сыном художника Пьера Лебрена (ок. 1700—1771), который приходился внучатым племянником художнику Шарлю Лебрену .

С 1775 года он стал одним из главных арт-дилеров и экспертов по живописи в Париже , специализируясь на реставрации старых мастеров, особенно голландских, и издании их каталогов в коммерческих целях. В его собственную коллекцию входили " Уличные музыканты у дверей " Очтервельта, а позже " Непорочное зачатие " Мурильо.

Его первый брак был заключён в Нидерландах 11 января 1776 года в Сент-Эсташ с художницей Элизабет Виже . Он впервые встретился с ней ещё в 1775 году, и сделал предложение руки и сердца, хотя брак не одобрялся из-за его репутации повесы и игрока, но, тем не менее, она согласилась. В браке у них была одна дочь, Жанна Жюли Луиза Лебрен (1780—1819), которая в 1800 году вышла замуж за Гаэтана-Бернара Нигриса (ок. 1766—ок. 1831), директора Императорского театра в Санкт-Петербурге.

В 1778 году он купил бывший дворец Любер на улице Клери в Париже. Спустя десять лет, в 1788 году он открыл " Саль-Лебрен ",где в неоклассицизм были оформлены галерея и аукционный зал древностей и картин Грёза , Фрагонара и других мастеров, в том числе Ватто «Взволнованный любовник» и «Хорды».

В 1781 году он и его жена отправились в Брюссель , чтобы купить картины из коллекции принца Карла Александра Лотарингского .

В первые годы Французской революции его жена оставалась монархисткой и покинула Францию осенью 1789 года. Желая принять участие в создании национального музея в Луврском дворце , он вышел из состава музейной комиссии и вступил в переговоры с министром внутренних дел Жаном-Мари Роланом де ла Платьером .

После отставки ла Платьера 23 января 1793 года и ухода жирондистов к власти пришёл Робеспьер , который также благосклонно относился к этой идее. В следующем месяце Лебрен купил несколько картин для Лувра при поддержке Жака-Луи Давида , но без ведома правительства в том числе «Святое семейство», приписываемое Рембрандту , и «Портрет Сюзанны Фурман» Питера Пауля Рубенса .

Он публиковал брошюру под названием «Краткое изложение истории гражданина Лебрена».

Сославшись, на то, что его бросила жена, Жан-Батист-Пьер развёлся с ней в 1794 году, чтобы защитить своё имущество. Он стал незаменимым в управлении новым Лувром и продолжал составлять каталоги эмигрантских коллекций, проводя различие между работами, которые должны были попасть в национальные коллекции, и работами, которые можно было бы продать, чтобы принести доход государству.

В 1795 году он стал экспертом-хранителем музея, организовав галереи итальянских, французских и североевропейских произведений искусства. Будучи помощником комиссии по искусству, он также опубликовал «Очерки о жизни художника в искусстве, скульптуре, архитектуре и гравюре» в 1794-1795 годах, но приход к власти Наполеона Бонапарта привёл к уходу Лебрена из Национального музея. Уход из Национального музея вверг его в долги, и 14 января 1807 года он был вынужден продать Зал Лебрен и особняк своей бывшей жене.

Жан-Батист-Пьер Лебрен умер 7 августа 1813 года в возрасте 65 лет в Париже.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. (нидерл.)

Ссылки

Источник —

Same as Лебрен, Жан-Батист