Гуслянка (напиток)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кава — опьяняющий напиток, приготовляемый из корней одноимённого растения . Распространён в государствах Океании , в частности, по всей Полинезии . Исторически употребление кавы было прерогативой мужчин из высших социальных слоёв, а функция напитка заключалась в коммуникации с духами предков . Христианские миссионеры пытались прекратить её употребление, и в некоторых местах их деятельность действительно привела к полному отказу от кавы, тогда как в других она стала символом тихоокеанской национальной идентичности, и в последние десятилетия XX века её наоборот стали пить чаще.
Слова «кава» и «кава-кава» происходят из тонганского и маркизского языков и означают «горький» . Местные названия включают когнаты слова «кава»: ’ава ( ’awa по-гавайски и ’ava по-самоански ), сакау ( понпейский язык ), сека ( Кусаие ); а также слова со значением «горький» ( якона по-фиджийски ) и «тихий» ( малок или малогу на языках северной части Вануату ) .
Реконструированное праполинезийское название кавы — *kava — согласно Lynch (2002) происходит от *kawaRi «горький корень», «корень, которым травят рыбу». Это слово означало имбирь зерумбет , из которого австронезийцы производили похожий слабоопьяняющий и горький на вкус напиток. В некоторых языках — в частности, маори — когнаты слова kawa означают «горький» и «кислый» на вкус .
Удвоенные формы kawakawa или kavakava используются для обозначения смолосемянников на Островах Кука ; на футунском языке словосочетание kavakava atua означает вид рода перец . Редупликация основы указывает на примерную похожесть, то есть означает «ложная кава» . В Новой Зеландии когнатом kawakawa называют , эндемик новозеландских и соседних островов ( Норфолка , Лорд-Хау и Кермадек ). Кавакава — священное для маори растение, символ смерти, однако не имеющее психоактивных свойств и названное исключительно по внешнему сходству с кавой .
Ареал употребления кавы простирается от Новой Гвинеи до Маркизских островов и от Гавайев до южных Островов Кука . В Вануату каву продолжают пить во время ритуалов только на острове Танна .
Кава — одомашненная разновидность Piper subbullatum , родина которой — Новая Гвинея и Филиппины . Первыми культивировать перец опьяняющий и употреблять его в пищу стали в Меланезии , либо в Новой Гвинее, либо на севере Вануату, примерно в 1000—500-х годах до нашей эры . Затем кава распространилась людьми культуры Лапита на восток, в Полинезию . Кава — эндемик Океании , другие австронезийские народы её не пьют. Также до XX века каву не культивировали в Новой Каледонии , на Острове Пасхи , в Палау , на островах Яп , в некоторых регионах Папуа — Новой Гвинеи , на атоллах из-за бедности почв . Кава добралась до Гавайев, но в Новой Зеландии не прижилась из-за холодного климата . На Ниуэ кава также растёт очень плохо, из-за чего её употребляли только жрецы . Употребление кавы, возможно, стало причиной того, что в Океании австронезийские народы почти не жуют бетель .
Перец опьяняющий выращивают в огородах вместе с другими корнеплодными овощами: таро и бататом . Растение размножают исключительно вегетативно . Урожай собирают на 3—5 год, выкапывая 5—10-килограммовый корень; корни кавы могут выступать подарками на официальных приёмах . Корень (сухой или свежий) затем толкут в ступе , натирают тёркой либо жуют (обычно молодые женщины, за исключением Вануату, где каву готовят молодые мужчины) .
В Меланезии употребление кавы происходит в особом здании — накамале .
С кавой связано два типа обрядов: употребление напитка и дарение корня растения уважаемому человеку; оба они представляют собой поклонение предкам и закрепляют иерархию в обществе . Каву пьют в здании или на улице, сидя разомкнутым кольцом; процесс направляет вождь или церемониймейстер, тогда как вне круга собираются зрители . В Западной Полинезии самый уважаемый участник церемонии сидит в центре, рядом с ним — люди немного более низкого статуса, рядом с ними — ещё более низкого, и так далее .
После того, как все участники (15—40 человек) собираются вместе, корень измельчают в специальной посуде, после чего добавляют к получившейся массе воду и подают участникам в деревянной чаше . В прошлом наиболее распространено было жевание кусочков корня, однако миссионеры запрещали этот метод из-за его негигиеничности . Самая важная часть ритуала — добавление воды в массу . Готовый напиток подают каждому человеку индивидуально, называя всех по имени; на Самоа для этого используются особые имена, которыми вне этой церемонии не пользуются . Получив напиток, человек хлопает в ладоши и проливает небольшое количество кавы богам, а затем выпивает остаток .
Менее формальные церемонии включают утреннюю чашку кавы, которую пили на островах Футуна и Ротума ; использование кавы жрецами Вануату для общения с духами и так далее . Современное неформальное употребление проходит несколько раз в неделю ночью; секулярная церемония кавы всё равно проводится для того, чтобы связаться с предками . В это время собравшиеся обсуждают насущные дела и политику . К 1980-м на Вануату каву стали пить в барах и мужчины, и женщины .
Некоторые бары продают исключительно традиционную каву, однако встречаются случаи, когда в барах подают дешёвые разновидности кавы, вероятность получить побочные эффекты от которых намного выше, а также смеси кавы с другими веществами, включая алкоголь .
Кава имеет седативное и расслабляющее действие и зачастую её пьют во время религиозных обрядов . Отношение к употреблению кавы менялось. Деятельность миссионеров привела к полному отказу от кавы на Таити , Островах Кука , Гавайях и Кусаие , тогда как в южной части Вануату отказ продлился с 1920-х до обретения страной независимости в 1979 году; после этого каву стали употреблять больше . На Островах Уоллис регулярные церемонии с кавой ушли в прошлое после Второй мировой войны , их проводят очень редко . Иногда каву переставали употреблять из-за того, что все посевы уничтожал тайфун , наводнение или вражеские войска . На островах Тикопиа и Анута каву перестали готовить в 1930-х, хотя её не пили, а лишь наливали богам . В 1990-х каву стали продавать за пределами традиционных мест производства, в том числе в таких крупных городах, как Лос-Анджелес и Окленд .
На Самоа употребление кавы сильно ритуализировано, тогда как в Тонга , на Футуна , Фиджи , Понпеи и в Вануату встречается как религиозное, так и секулярное её использование . В частности, иногда каву пьют во время католического Первого причастия . На острове Танна в Вануату сохраняется традиция ритуализированного употребления кавы, но её кульминация состоит в общении с духами предков, а не в подчёркивании иерархии участников .
Наиболее формальные церемонии с кавой проводят во время коронации верховного вождя . В Западной Полинезии проводить церемонию кавы разрешалось лишь после прохождения обучения . На Таити и Маркизских островах каву пили только жрецы и вожди, но не во время ритуалов . На Гавайях её обычно пили вожди, но к середине XIX века эта традиция также прервалась .
Основные активные вещества кавы — , действующие как релаксанты и имеющие также антибактериальные, анестетические и мочегонные свойства . У людей, пережёвывающих корни кавы, немеет рот . Употребление внутрь вызывает сонливость и расслабленность, и многие авторы противопоставляют её действие действию алкоголя . Несмотря на психоактивное действие , кава не вызывает привыкания .
Свежий корень кавы на 80 % состоит из воды. В высушенном виде содержит 43 % крахмала , 20 % пищевых волокон , 15 % кавалактонов, 12 % воды, 3,2 % сахаров , 3,6 % белков и 3,2 % минералов . Содержание кавалактонов зависит от сорта, возраста растения, места произрастания и времени сбора; оно падает от корней к листьям . В каве содержатся , и , в меньшем количестве — , и .
Кава и/или её основные активные компоненты имеют следующее действие :
Систематический обзор , выполненный Кокрановским сотрудничеством , заключил, что кава, вероятно, более эффективна для лечения тревожного невроза , чем плацебо . Всемирная организация здравоохранения заключила, что традиционное употребление разведённой водой массы из корней кавы несёт «допустимо низкий риск для здоровья» , однако экстракты , полученные с использованием органических растворителей, а также большое количество низкокачественной кавы вредны для печени .
Постоянное и частое употребление кавы не связано со снижением саккады и результатов когнитивных тестов, однако связано с повышенным уровнем энзимов печени .
Кава разрешена в большинстве стран. Она считается «вредным веществом» в Австралии, Новой Зеландии и на Фиджи . В Новой Зеландии и Австралии запрещено продавать экстракты кавалактонов, разрешается торговать только частями растения или напитками, разведёнными холодной водой . Вануату запрещает экспорт и употребление неблагородных разновидностей кавы и частей растения, которые нельзя употреблять в пищу .
В Великобритании продавать и импортировать в страну медицинские продукты с кавой запрещено, однако это можно делать для личного употребления
Европейский союз временно запрещал каву в 2002 году, однако запрос торгующих кавой тихоокеанских стран во Всемирную торговую организацию привёл к тому, что запрет смягчили в Германии . В Польше запрет на владение кавой действовал до 2018 года , после чего был заменён на запрет продажи кавы для употребления людьми .
Министерство здравоохранения Канады полностью запретило продажу кавы и содержащих её продуктов в 2002 году , запрет был снят спустя 10 лет .
Food and Drug Administration США выпустило рекомендацию, сообщающую о том, что пищевые добавки с кавой могут наносить ущерб печени .
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)