Улица Э́лизабетес
(
латыш.
Elizabetes iela
) — улица в исторической части города
Риги
. Пролегает от
Рижского порта
(улица Экспорта) до железнодорожной насыпи у
центрального вокзала
. Общая длина — 2222 метра
.
Является одной из наиболее интересных улиц города по количеству достопримечательностей и памятников архитектуры. К улице Элизабетес примыкают
парк Кронвалда
,
Эспланада
и
Верманский парк
.
Содержание
История
Улица была запланирована при создании плана городской застройки после сожжения деревянных зданий рижских предместий в ходе
Отечественной войны 1812 года
. Был создан новый проект по трассировке рижских улиц, при реализации которого была проведена улица Александровская (ныне Бривибас), названная в честь царя
Александра I
, а также Елизаветинская, которая получила название в честь супруги Александра российской императрицы
Елизаветы Алексеевны
. Предместья были успешно реконструированы во время правления рижского губернатора
Филиппа Осиповича Паулуччи
. Фактически Елизаветинская улица выполняла функцию рубежа, который пролегал между территорией, свободной от городской застройки (в военной традиции такие места в истории европейских городов-крепостей назывались
эспланадами
(или гласисами), и первыми деревянными зданиями с садами и частными огородами, которые располагались в предместьях (форштадтах). На месте бывшей эспланады сегодня в Риге располагаются общественные и репрезентативные здания, а также цепь городских парков, один из которых сохранил название
Эспланада
.
Улица Елизаветинская тянулась от Первой выгонной дамбы (
Ганибу
) в юго-восточном направлении, охватывая древнюю часть города, до берега
Даугавы
в районе нынешнего
Центрального рынка
. В 1885 году улица была продлена в сторону
порта
, до нынешней улицы Экспорта. Через некоторое время Елизаветинская улица была укорочена: был отделён участок на территории
Московского форштадта
от железной дороги до Даугавы, который был назван
Тургеневской улицей
.
Застройка улицы Элизабетес весьма неоднородна: встречаются двухэтажные деревянные строения и более высокие каменные, выполненные преимущественно в стиле
национального романтизма
, вертикального и декоративного
модерна
.
Характер застройки во многом связан с расположением улицы на запретном для деревянного строительства городском рубеже (был введён с 1860 года); в то же время к улице примыкал участок, на котором строительство деревянных сооружений было разрешено до 1885 года. На облик улицы оказывает влияние близость ряда городских парков и бульваров.
Дом
2
— здание, построенное в 1974 году для Центрального Комитета
КПЛ
(архитекторы
, А. О. Удрис, А. Я. Станиславскис); ныне — Центр международной торговли.
Дома
4
и
12
построены по проектам архитектора
Карла Фельско
(1883 и 1897).
Жилой дом №
33
был спроектирован архитектором
М. О. Эйзенштейном
и выполнен в необычном стиле декоративного модерна с преобладанием тенденции к насыщению фасадов мифологическими символами. Это здание отличает богатая декоративная отделка, соответствующая концепции
horror vacui
(«боязни незаполненных пространств» в изобразительном искусстве).
Дом
55
— гостиница «
» (ныне «Radisson Blu Hotel Latvija»).
Дом
61
— кинотеатр «
Splendid Palace
» (1923, архитектор
)
. Первый кинотеатр в балтийских странах, в котором демонстрировались звуковые фильмы. Первое в городе здание из железобетона, построено по заказу киномагната
Василия Емельянова
. Здание кинотеатра и декоративная отделка интерьеров признаны памятниками культуры государственного значения
.
Известные жители
№ 13:
в 1945—1958 годах в доме проживал выдающийся латышский писатель-романист и государственный деятель
Вилис Лацис
.
с 1948 по 1992 год в доме проживал писатель
Николай Задорнов
(в 2009 году открыта мемориальная доска).
№ 24: в квартире 55 с 1918 года жил известный рижский художник
Карлис Падегс
(1911—1940).
№ 57:
в квартире на третьем этаже в 1945—1956 годах проживал известный латвийский дирижер, народный артист СССР
Арвид Янсонс
с супругой Ираидой и сыном
Марисом
, впоследствии прославленным российским дирижёром. После отъезда Янсонсов в Ленинград квартиру предоставили писателю
Андрею Упиту.
После его смерти в квартире был создан мемориальный музей;
в квартире 26 проживали известные художники
Р. Сута
и
А. Бельцова
, квартира стала мемориальной
;
(латыш.)
(xls).
.
Рижская дума
(1 января 2016). Архивировано из
12 апреля 2016 года.
Крастыньш, Янис
.
Национальный романтизм
// Стиль модерн в архитектуре Риги / Т.А. Гатова. — Монография-справочник. — Москва: Стройиздат, редакция литературы по градостроительству и архитектуре, 1987. — С. 29—30, 111-157. — 275 с. —
25 000 экз.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 февраля 2016. Архивировано из
6 февраля 2016 года.
/ Nacionālā kultūras mantojuma pārvalde
(неопр.)
. Дата обращения: 10 августа 2014.
12 августа 2014 года.