Кирасир
- 1 year ago
- 0
- 0
Кира Анатольевна Грозная (род. 4 сентября 1975 , Майкоп , Краснодарский край ) — русская писательница, поэтесса и прозаик, редактор, издатель, журналистка. При рождении была названа Татьяной, однако в 2020 году взяла свой уже устоявшийся литературный псевдоним в качестве паспортного имени.
Детство провела в Киргизии, в 1987 году семья перебралась в Ленинград. Получила психологическое образование в РГПУ им. Герцена . Кандидат психологических наук.
Стихи, проза, статьи публиковались в журналах « Дружба народов », « Звезда », « Аврора », « Урал », « Новая юность », «Сетевая словесность», «Наша улица» и многих других. Член Союза писателей России с 2011 года, Союза писателей Санкт-Петербурга — с 2015 г., Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области — с 2015 г.
В 2009 году вошла в состав редколлегии журнала «Аврора», с 2014 года — главный редактор журнала. В 2016 году выпускающая журнал Санкт-Петербургская общественная организация культуры «Аврора» под руководством Киры Грозной стала лауреатом конкурса «Сделано в Петербурге» за свою продукцию — журнал «Аврора».
Получила Литературную премию им. Н. В. Гоголя в номинации «Шинель» за книгу «Невеста Иуды» (2018) . Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области журналистики в номинации «Лучшие публикации в городских печатных СМИ» за рубрику «Три кита современной петербургской словесности» в журнале «Аврора» (№ 5—6 за 2019 год) . В 2020 году с книгой «Кудряшка» вошла в финал первой Всероссийской премии искусств «Созидающий мир» .
Современный прозаик, являющийся «певцом окраин, новостроек и непрестижных многоэтажек». Детство прошло в военном городке г. Майкопа, а также «на задворках» СССР, в поселке Пристань респ. Киргизия, где родители писателя, выполнявшие оборонный госзаказ, служили на полигоне. Описала свое детство в повести «Дети огня» (журнал «Дружба народов», № 11, 2019 г.). Оказавшись в Ленинграде конца 80-х, столкнулась с «непарадным» городом на Неве, и по сей день пишет о жителях спальных районов, обшарпанных блочно-панельных домов (Автово, Комендантский аэродром).
Вышедшая в 2019 году в издательстве ЛИМБУС ПРЕСС книга «Кудряшка», в которой отразился собственный жизненный опыт автора, включила в себя две повести — о современных буднях полиции, без прикрас, и о жизни обычной семьи петербургской окраины, в которой растет ребенок-аутист. Книга была номинирована на премию Национальный бестселлер (вошла в лонг-лист) и Всероссийскую первую премию искусств «Созидающий мир» (шорт-лист 2020 г.), вызвала ряд критических отзывов.
Писатель и сценарист Валерий Попов — о повести Грозной «Кудряшка»: «в „Кудряшке“ поражает точнейшая, порой беспощадная (с точки зрения снобов и чистюль) панорама реальной жизни, „непрестижных“ многоэтажек, какими наш город всё „прирастает и прирастает“, с населением весьма непрезентабельным, а порой и опасным. Мало кто, как Грозная, бесстрашно пишет про это, причём с такой реальностью справляясь. Бесстрашная весёлость — вот что больше всего привлекает в героине» .
Аглая Топорова: «„Кудряшка“ представляет собой, как принято теперь выражаться, „уникальный человеческий документ“ и буквально ошеломляет. И дело тут вовсе не в основной сюжетной линии — рождении и воспитании ребенка-аутиста — а в бесхитростности, с которой описывается ужас повседневного существования постсоветской женщины 2000-х. Как о само собой разумеющемся Грозная рассказывает о всем том бытовом и эмоциональном кошмаре, в который погружена так называемая обычная россиянка, представительница нашего среднего класса» .
Мария Арбатова: «В первой повести нам явлена растерянность необстрелянной девочки, оказавшейся в стане питерских полицейских кадровиков, её работа по тестированию сотрудников, сложная психологическая экспертиза покончивших собой и адский прессинг проверок. Молодая трудолюбивая служака учится держать удар и упрямо взбирается со ступеньки на ступеньку карьерной лестницы, а семейную жизнь намечает в тексте беглым контуром и лишает эмоциональных слоёв. Поднадоевший пьющий разжиревший муж и дети отодвинуты на задний план, а на авансцене прокручивается сюжет отношений с наставником. В первой повести есть „мясо“ полицейской работы, забавные истории, профессиональный сленг и местный фольклор» .
Галина Гужвина: «Название рецензии — из стихотворения прекрасного поэта в стихах и прозе Ирины Толстиковой. „Научи меня анорексии, быть красивой и жить в России, где учились мы булимии, быть любыми, бить боевыми“ — это тоже она, Толстикова, приписывает, сама того не осознавая, эпиграф к роману Грозной. Который весь — об этом. О приятии то есть жалкой, стыдной, безысходной, хрущобной, мужнепьянственной, бестолковой и целлюлитной некузявости собственной жизни наперекор броне понтов и гламура хладного, что наводят на свои фасады другие, мнимо-близкие, хищные, крови ран твоих жаждущие. И — об истинной силе, которую это приятие даёт, силе жить в России, по-настоящему, всеми зубами, ногтями и женскими нежностями жить, а не только заполнять страничку в соцсетях» .