Interested Article - Лазарь (Васильев)

Константин Алексеевич Васильев (в монашестве Ла́зарь ; род. 1946 или 1953 ) — бывший священник Русской православной церкви (1984—1990), один из основателей « Богородичного центра », создатель маргинальной «Истинно-православная церковь откровения Иоанна Богослова». Получил известность в первой половине 1990-х годов благодаря ряду эксцентричных акций в Москве. К настоящему времени отошёл от религиозной деятельности.

Биография

Священник Русской православной церкви

Приняв крещение, 22 мая 1984 года в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля был рукоположен в сан священника митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) . Священническое служение проходил сначала на приходах Ярославской , а затем Московской областной епархий Русской православной церкви .

В 1993 году газета «Панорама» писала о нём: «При первом общении батюшка Константин производил хорошее „православное“ впечатление: человек неучёный, простой, но „смиренный и духовный“. Некоторые странности, открывавшиеся при близком знакомстве, казались для деревенского попа вполне простительными. Как проповедник и пастырь — ниже среднего, однако на всю округу славился своими „закатистыми“ молебнами. Своей богословской необразованности не скрывает и ею не смущается. При этом его еретические высказывания кажутся скорее издёвкой, чем действительным строем мысли. Учился заочно в Московской духовной семинарии , да не закончил. „Благодатный“ дар, который с некоторых пор открылся в Васильеве (в каждой бабке он без труда стал видеть ведьму), впоследствии определил его сугубую „специализацию“ — изгнание бесов » .

Успенский собор в Кашире. 2011 год.

Назначен настоятелем переданного в декабре 1988 года РПЦ Успенского собора в Кашире Московской области , находившегося в аварийном состоянии. У стен собора валялись груды разбитых бутылок, ящиков, мусора. На провалившейся крыше росла целая березовая роща. Прихожане вместе с настоятелем Константином Васильевым начали приводить в порядок храм и территорию. Расчистили небольшую часть церковного двора и по воскресениям служили Акафист Успению Божией Матери . В день апостолов Петра и Павла 12 июля 1989 года было совершено первое богослужение в Успенском храме .

Уход из РПЦ и создание «Богородичного центра»

В это время, на волне религиозного подъёма в советском обществе и интенсивного возрождения религиозной жизни, Васильев начинает активно общаться с различными религиозными деятелями, в том числе с клириком не имеющей апостольского преемства неканонической «Серафимо-Геннадиевской» (секачёвской) иерархи Иоанном (Береславским) . Священники и монахи будущего « Богородичного центра » стали постоянно приезжать в Каширу, где сослужили в облачениях с Константином Васильевым, отправляли требы и принимали исповеди. Под их влиянием Васильев принимает решение о выходе из Русской православной церкови .

Вместе с «богородичниками» Береславского, Лазарь (Васильев) сблизился с Викентием Чекалиным , бывшим диаконом Русской православной церкви, лишённым сана за двоежёнство , но выдававшим себя за епископа катакомбного поставления . К тому времени Викентий Чекалин уже успел положить начало иерархии УАПЦ третьей генерации , рукоположив на Западной Украине вместе с бывшим епископом Московского патриархата Иоанном (Боднарчуком) , лишённым сана, Василия (Боднарчука) и Андрея (Абрамчука) . Чекалин указал Васильеву дорогу на Украину, где поставленные с его помощью украинские «епископы» готовы были перенести раскол в Россию путём его рукоположения во епископа . 22 августа 1990 года Боднарчук и епископы Василий (Боднарчук) и Даниил (Ковальчук) в городе Дрогобыч Львовской области возвели иерея Константина Васильева во «епископа» с титулом «Московский и Каширский», присвоив ему в монашестве имя «Лазарь». Так как он выдавал себя за катакомбника, то первоначально некоторые его стали путать с епископом РПЦЗ Лазарем (Журбенко) .

На престольный праздник Успения Богородицы (28 августа по новому стилю) в 1990 года объявил прихожанам, что отрекается от своей жены-инвалида и трёх маленьких детей, и что принял постриг с именем Лазарь. Направил послание митрополиту Крутицкому Ювеналию (Пояркову) о своём выходе из Московского патриархата. 3 сентября 1990 года указом митрополита Ювеналия запрещён в священнослужении. После этого небольшая группа прихожан, в основном состоявшая из старух, поддержала Лазаря, официально объявив о своём выходе из юрисдикции Московского Патриархата и направив в исполком Каширского горсовета прошение о перерегистрации. Когда последовал отказ, Лазарь вместе с 15 наиболее фанатичными последователями, вооружившись деревянными и железными палками, заперлись в храме, но 29 ноября церковь была взята штурмом частями ОМОН’а и милиции ОВД города Кашира. Храм был вновь передан Московскому патриархату. Данные события активно освящались в московской прессе. После изгнания из Успенского храма Лазарь (Васильев) и около 20 поддержавших его верующих стали совершать богослужения в частном доме села Лужки Ступинского района Московской области .

14 декабря 1990 года в селе Солонское Дрогобычского района Львовской области по протекции Чекалина Иоанн (Боднарчук), Даниил (Ковальчук) вместе с Лазарем (Васильевым) возвели во епископа с титулом «Зеленоградский и Коломенский» Владислава Филиппова, присвоив ему в монашестве имя «Тихон». В тот же день указом № 569 Иоанн (Боднарчук) «за большие заслуги перед Русской Истинно-Православной Церковью и за миссионерскую деятельность во благо Церкви Божией и великого русского народа» возвёл Лазаря (Васильева) в сан «архиепископа Московского и Каширского» .

19 декабря 1990 года Лазарь (Васильев) и по «благословению» Иоанна (Боднарчука) учредили «Российскую автокефальную православную церковь» и провели «поместный собор», на котором избрали «пророка» Иоанна (Береславского) «епископом Санкт-Петербургским и Валаамским». На этом решении «собора» Боднарчук 21 декабря 1990 года наложил письменную резолюцию: «Благословляю Архимандриту Иоанну быть Епископом Санкт-Петербургским и Валаамским. Блаженнейший Митрополит Иоанн» . После этого, 25 декабря того же года Лазарь (Васильев) и Тихон (Филиппов) на одной из московских квартир совершили дополнительный «чин хиротесии» над «параклитским пророком» Иоанном (Береславским), усвоившим с этого момента титул «епископа Санкт-Петербургского и Валаамского» . На ставленнической грамоте Береславского Боднарчук написал резолюцию следующего содержания: «Ознакомился. Очень рад. Блаженнейший Митрополит Иоанн» .

Вскоре Лазарь (Васильев) проявил огромные амбиции, исключавшие возможность сотрудничества с Иоанном (Береславским). Он принимает титул «епископа Каширского, архиепископа Московского и митрополита Сибирского, патриарха всея Руси, императора Всероссийского, судебного исполнителя Откровения святого Иоанна Богослова, Агнца Завета». В мае 1991 года Министерством юстиции РСФСР Васильев зарегистрировал «Межрегиональное духовное управление ИПЦ», которое на тот момент насчитывало 5 приходов и 1 монастырь. 16 июня 1991 года в Москве на «поместном соборе» своей юрисдикции «архиепископ» Лазарь (Васильев), «епископ» Тихон (Филиппов) и Иоанн (Береславский) переименовывают «Российскую Автокефальную Православную Церковь» в «Православную церковь Божией Матери» (« Богородичный центр »). Это событие стало последней совместной акцией Береславского и Васильева, после чего две группы окончательно размежевались .

Самостоятельное существование в 1990-е годы

Потеряв с уходом Береславского абсолютное большинство своих прежних сторонников, Лазарь (Васильев) активно включился в бурно развивающуюся общественно-политическую жизнь, особо уделяя внимание националистическим и антикоммунистическим организациям. Так, к примеру, он тесно сблизился с радикальным националистическим движением « Русское Национальное Единство » (РНЕ), в результате чего совершил диаконское рукоположение лидера данной организации А. П. Баркашова , одновременно являвшегося старостой существовавшего только на бумаге московского прихода во имя Архангела Михаила .

Одним из громких мероприятий архиепископа Лазаря (Васильева), стала акция по «изгнанию бесов» из зданий мавзолея Ленина на Красной площади и КГБ на Лубянке. «Первая „мистерия“ была разыграна Васильевым 6 октября 1991 года: Васильев с жиденьким „крестным ходом“ изгоняет бесов из здания КГБ на Лубянке. Несколько дней спустя союзный КГБ был расформирован. После августовского путча Васильев требовал допустить его к Язову, утверждая, что имеет особую миссию „свыше“ — привести маршала к покаянию» .

В декабре 1991 года благословил создание на основе Движения РНЕ «Корпуса стражей Православной Руси». На базе некоторых приходов собственной юрисдикции под эгидой РНЕ в Москве и Подмосковье были созданы общины — Серафима Саровского, Архистратига Архангела Михаила, Александра Невского, что помогло баркашовцам обзавестись помещениями под штаб-квартиры в ряде городов Подмосковья. Однако впоследствии РНЕ дистанцировалось от такой неуравновешенной личности, как Лазарь, а в октябре 1996 года Васильев снял своё благословение, данное на РНЕ, в связи с тем, что «Корпус стражей Православной Руси практически не действует». В результате А. П. Баркашов сложил с себя неканонический сан, порвав всякие отношения с Лазарем (Васильевым) .

В начале 1992 года занимался экзорцизмом у Политехнического музея—изгонял бесов из припаркованных рядом автомобилей… Пишет особое пасхальное послание Транснациональной радикальной партии (1992 г.). В 1992—1993 годы «даёт интервью газетам „Завтра“, „Русскому порядку“, „Русскому стягу“, объявляя себя „Епископом Каширском, Архиепископом Московским, Блаженнейшим Митрополитом Сибирским, Святейшим Патриархом Всероссийским, Царем и Императором всея Руси, Божественным Исполнителем Откровения св. Иоанна Богослова, Агнцем Завета“. Издает Манифест о вступлении в права на престол Всероссийский. Все лето 1993 года закидывает официальные инстанции своими „посланиями“, „указами“, „присягами“ на верность себе и требованиями. Указом № 1 лишает президента России Б. Н. Ельцина власти и троекратно „проклинает“ премьер-министра В. С. Черномырдина за „неповиновение“». В 1993 года с группой своих адептов прибыл в Белый дом , где устроил экзальтированное «изгнание бесов». Это было всего за пару дней до расстрела парламента .

После 1993 года регистрирует свою организацию как «„Церковь Апокалипсиса“, офис которой находится в подмосковном городе Видное . Объявляет себя наследником патриарха Тихона и императора Николая II . Требует отдать ему Донской монастырь , 200 га земли в Подмосковье и деньги на приобретение нескольких автомобилей. Его секретарша по факсу рассылает многочисленные Лазаревы „проклятия“ и „смертные приговоры“ представителям власти, журналистам, издателям, церковным юрисдикциям и поименно всем священнослужителям за непослушание» . Официальным рупором юрисдикции стала газета «Небесный Град», в которой Лазарь тиражировал свои измышления и кары на всех, не желающих принимать его в качестве «патриарха-императора» и т. д. С этого же времени юрисдикция Лазаря (Васильева) становиться известна под наименованием «Восточной Небесной Церкви Иоанна Богослова» . В 1993 — начале 1994 года Лазарь, считающий себя мессией и претендующий на абсолютную духовную и светскую власть, продолжал рассылал петиции разным властным структурам, политическим и общественным организациям с требованием присягнуть ему. При этом в это время он женится во второй раз и не скрывал этого. На вопросы, как он, монах, может быть женат, отвечает, что он выше любого закона. Его вторая супруга или сожительница, Л. А. Петина, ранее являлась членом секты « Белое братство », но в группе Васильева стала носить наименование «Императрицы» и «Невесты Агнца» .

В первой половине 1990-х годов Лазарь (Васильев) сблизился с представителями «истинно-православных христиан» из Липецкой области , в среде которых благоприятно были восприняты псевдоэсхатологические идеи и апокалиптические ощущения Васильева. Однако общение не продолжилось долго, вскоре эти прихожане, покинув Лазаря, образовали «Небесную Восточную Церковь Иоанна Богослова», которая собственной иерархии не имеет. К 1996 году у Васильева уже практически не было последователей . В этот период его последователи описывались следующим образом: «Деятельность секты глубоко законспирирована, все вступающие в неё подвергаются строгой проверке и клянутся на кресте не разглашать тайн этой Церкви и свято придерживаться её вероучения <…> Финансовое обеспечение секты осуществляется следующим образом. Переодетые в православных монахинь и священнослужителей адепты стоят в подуличных переходах и переходах метро и просят деньги якобы на восстановление храмов, хотя абсолютно достоверно известно, что никаких храмов они не имеют и строительство таковых не осуществляют» .

Последующая судьба

В в начале 2000-х годов имелась информация о существовании в его юрисдикции прихода во имя великомученицы Екатерины в Москве . По утверждению исследователя его деятельности священника Павла Бочкова : «В период 2000—2010-х гг. Васильев все менее активен на религиозном поприще. К 2020 г. Лазарь (Васильев) сосредоточил свою деятельность на написании постов в интернете под псевдонимами „Константин Эн“ и „Триумфатор“. Он продолжал тиражировать различные „проклятия“ и „благословения“, часто называя себя своим мирским именем Константин, но при этом продолжая утверждать, что несет „Мессианское“ служение, именуя себя „Богом Победителем, Машиахом Вседержителем — Царем Русским, Возседаюшим на своём божественном престоле с 16 декабря 2015 г., Императором-Василиском, Константином-Триумфатором, Верховным Первосвященником, На Мидгарде-Земле“. Его заявления и экзальтированные религиозные, политические, бытовые и интимные переживания, (под ником) тиражирует на своем сайте его „секретарь“, некая О. Круглова, называющая себя также „Ладой“. Васильев также пишет свою собственную автобиографическую интернет-книгу, посвященную выдуманной интимной связи с популярной эстрадной певицей Елкой , активно выкладывает свои измышления в социальных сетях». Религиозной деятельностью практически не занимается и последователей не имеет .

Взгляды

Был близок объединению Богородичный центр . Его выступления отмечены эклектизмом, соединяющим эсхатологию, отдельные элементы нью-эйдж и неконтролируемые проклятия и фантазии .

Примечания

  1. , с. 71.
  2. . yspensky-kashira.ru . Дата обращения: 22 июля 2023. 22 июля 2023 года.
  3. Яшкичев И. В. «Храмы и приходы Каширского района». — М.: Издательство «Перо», 2018. — 527 с.
  4. , с. 71—72.
  5. , с. 193.
  6. , с. 72.
  7. , с. 170.
  8. , с. 163—165.
  9. , с. 180—181.
  10. , с. 73.
  11. , с. 193—194.
  12. , с. 194.
  13. , с. 74.
  14. , с. 75.
  15. , с. 76.
  16. , с. 76—77.
  17. , с. 77.
  18. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. — Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата, 1997. — С. 268—269.
  19. , с. 77—78.
  20. . Дата обращения: 15 января 2023. 15 января 2023 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Лазарь (Васильев)