Interested Article - Хайборийская эра

Хайбори́йская э́ра ( англ. Hyborian Age , в других переводах Гиборе́йская или Гибори́йская ) — вымышленная эра в истории человечества между 20 000 и 9500 годами до н. э., являющаяся сеттингом фэнтези -сериалов о Конане Киммерийце, Рыжей Соне и других. Создана Робертом И. Говардом в 1930-х годах. Подробное описание Хайборийской эры было сделано Говардом в статье, опубликованной в фэнзине The Phantagraph в 1936 году (публикация началась ещё при жизни автора, закончилась — после его смерти). Хайборийская эра считается первой достоверно известной фэнтези-вселенной , о которой были опубликованы книги.

История вселенной Хайборийской эры привязана к истории реального мира, и имеет схожую географию (в соответствии с легендой, материки поменяли очертания за тысячелетия, приняв нынешний облик). Названия стран и других географических объектов ( Атлантида , Стигия , ) позаимствованы Говардом из различных мифов и исторических трудов. По описанию Говарда, в хайборийскую эпоху ещё жива память о погибших Атлантиде, Лемурии и Му ; помнят и более близкое прошлое — древнюю империю , владевшую большей частью континента.

История

Допотопная эра

Хайборийской эре предшествовала допотопная Турийская эра , о которой известно из хроник немедийских летописцев. Цивилизованные государства — Валузия, Верулия, Коммория, Грондар, Туле, Камелия — занимали лишь небольшую часть суши. Наиболее влиятельными в этот период были монархи Валузии и Коммории. Валузия была самым западным, а Грондар — самым восточным государством. Обитатели Грондара были менее цивилизованы, чем другие. Юг и восточное побережье материка населяли таинственные расы. Варварами этой эпохи были пикты , атланты и лемурийцы . На востоке Турийского континента простиралась бесконечная пустыня. Южные побережья населяли таинственные дочеловеческие цивилизации. Турийская культура клонилась к упадку. После многочисленных войн между Валузией и Комморией континент покорили атланты.

Потом Катастрофа опустошила землю. Ушли на дно Лемурия и Атлантида; острова пиктов поднялись и стали горными вершинами нового материка. Целые народы исчезли с лица земли.

После Катастрофы

Колония пиктов на южной границе Валузии уцелела. Атланты переселились на континент, покинув затонувшую родину. После продолжительных и жестоких войн их цивилизация была уничтожена варварским племенем пиктов, которые остановились в развитии. Лемурийцы спаслись на восточном побережье Туранского континента, где попали под иго загадочного древнего народа.

Следующая, так называемая Малая Катастрофа ещё больше преобразила материк. Великие озёра слились в одно внутреннее море, отделившее Восток от Запада. Через тысячу лет после Малой Катастрофы Запад представлял собой страну джунглей, населённую одичавшими потомками атлантов и пиктов.

На Востоке лемурийцы подняли восстание, перебили своих угнетателей и живут среди развалин загадочной цивилизации. Остатки их поработителей двинулись на Запад и установили там свою власть. Так возникло государство, именуемое Стигия. На её восточных рубежах живут кочевники-шемиты.

Возвышение хайборийской цивилизации

Возрастает могущество народов Севера, называющих себя хайборийцами. Хайборийцы заселили весь север и завоёвывают земли к югу и западу. Одно из северных племён овладело искусством возводить каменные постройки и превратилось в первую хайборийскую державу — варварское королевство Гиперборея . Это дало толчок развитию других племён. В следующее тысячелетие хайборийцы разгромили империю Ахерон и подчинили себе весь Запад.

Пять веков спустя границы государств уже чётко определены. В западной части мира преобладают хайборийские державы — Аквилония, Немедия, Бритуния, Гиперборея, Коф, Офир, , Коринфия и Пограничное Королевство. К востоку от них лежит Замора, к западу — Зингара. Далеко на юге шемиты сбросили стигийское ярмо и отбросили угнетателей за реку Стикс. Тут на карте появляются гирканцы — потомки лемурийцев. На южном побережье моря Вилайет они основали королевство Туран.

Падение хайборийской цивилизации

Через пятьсот лет после правления Конана Великого в Аквилонии хайборийская цивилизация погибла. Произошло это после того, как Арус, немедийский священник, прибыл миссионером в дебри пиктов, он стал советником вождя Горма, помогая тому развивать его племя по пути цивилизации. Пикты овладели изготовлением оружия из стали и вскоре двинулись войной на цивилизованные королевства, погружённые в междоусобицу. Арус попытался склонить их к миру, но был убит. Оборона Аквилонии, ослабленная уничтожением боссонцев, была сметена, и Горм вскоре стал владыкой всего Запада. В это время земли на юге и востоке были покорены гирканцами. Варвары из Асгарда перемешались с немедийцами и образовали государство немедийских асов. Их вождь Хьялмар убил старого Горма в бою.

Через несколько десятилетий наступил ледниковый период , вынудивший северные племена двинуться на юг. Киммерийцы уничтожили недолго просуществовавшую на обломках Аквилонии империю пиктов и вторглись в Туран. На юге ваны захватили Стигию и основали королевство, названное Египет. Киммерийцы заселили побережье моря Вилайет и дали своё имя нынешнему Крыму, часть из них мигрировала на Запад после новой катастрофы и стала предками кельтских племён. Гирканцы стали предками тюркских племён и монголов.

Страны Хайбории

Многие страны Хайборийской эры имеют прототипы из реального мира.

Запад Турийского материка в Хайборийскую эру
Турийский материк
Русское название Английское название Прототипы
Aquilonia Империя Карла Великого , Римская Империя
Argos Греция
Asgard Древняя Скандинавия , Асы (мифология)
Brythunia Речь Посполитая
Vanaheim Древняя Скандинавия , Ваны (мифология)
Vendhya Древняя Индия
Hyperborea Финляндия , Россия , Прибалтика
Hyrkania Кочевники Великой Степи
Дарфар Darfar Судан , Дарфур
Zamora Крымское ханство , цыгане .
Zembabwei Великое Зимбабве
Zingara Испания и Португалия
Iranistan Иран , Ирак , Оман
Kambuja Индокитай
Keshan Нубия
Cimmeria Древняя Восточная Европа , населённая до скифскими киммерийцами , кельты Британских островов (от самоназвания валлийцев Cymraeg)
Коринфия Corinthia Венгрия
Kosala Древнеиндийское королевство Кошала
Коф Koth Византия , Хеттское царство
Кусан Kusan Возможно, Кушанское царство
Куш Kush Древняя Нубия
Khitai Китай
Meru Тибет , Шамбала
Nemedia Франция
Ophir Библейский Офир , отчасти Италия
Pathenia Казахстан , также, возможно, Узбекистан
Pictish Wilderness Шотландия
Border Kingdom Ганзейский союз
Punt Пунт , Аксумское царство , Сомали
Стигия Stygia Древний Египет
Turan Османская империя , Аравия , Афганистан , Кавказ , Центральная Азия , Синьцзян
Uttara Kuru Возможно,
Black Kingdoms Чёрная Африка
Shem Аккадское царство , Ханаан
Яматай Yamatai Япония

Дарфар

Дарфар — одно из . Расположено в жарких и влажных джунглях между Кушем и Кешаном , южнее болот Пурпурного Лотоса центральной Стигии . Чернокожие племена Дарфара баловались каннибализмом , подпиливали зубы и носили кольца в носу. Они были высокого роста, мощными и считались отличными рабами. Жители Шема и стигийцы часто угоняли в рабство гханатов и других людей, живших в Куше и Дарфаре; те же, в свою очередь, занялись тем же промыслом, избрав местом охоты экваториальные джунгли. Жители Дарфара поклонялись богу-демону Йогу.

Упоминание Дарфара встречается в следующих произведениях Говарда « Гвозди с красными шляпками », « Тени Замбулы », «Ястребы над Шемом», а также в романе «Корона Кобры (Конан-Корсар)» Спрэг де Кампа и Лина Картера .

В игре « Age of Conan: Hyborian Adventures » упоминается племя аситамбуке из Дарфара, живущее на Болоте Пурпурных Лотосов

Куш

Куш ( англ. Kush ) — самое северное из , расположено южнее Стигии на берегу Западного Океана [ неавторитетный источник ] . Нередко понятия Куш и Чёрные Королевства отождествляются, а жителей Чёрных Королевств часто называют кушитами (независимо от того, кто они на самом деле — дарфарцы, кешани, зембабвейцы или действительно кушиты), поскольку из людей с чёрной кожей хайборийцы (бараханские пираты) впервые увидели именно кушитов.

Практически все приключения Конана в землях Куша связаны с большим риском, так как народности, населяющие Куш, в большинстве своем имеют чёрную кожу и весьма недружелюбно относятся как к бледнокожим народам вообще, так и к северным варварам в частности. Во вторых, помимо того, что народы Куша используют чёрную таинственную магию, основанную на человеческих жертвоприношениях , особую роль играет близкое соседство со стигийцами, которые по вопросам веры также враждебны к Конану.

Считается, что королевство Куш, куда волей Роберта И. Говарда время от времени попадает киммериец Конан, является заимствованием от Кушитского царства ( англ. Kushites ), существовавшего в северной части территории современного Судана ( Нубии ) с VIII века до н. э. В Новом Завете Куш отождествляется со всей Нубией, потому что Куш было именем одного из сыновей Хама , который обосновался на северо-восточной территории Африки . Само название Куш впервые появляется в египетских текстах около 2000 года до нашей эры. В этих текстах, кушиты определяются синонимом плохие , что указывает на то, что Куш было мощным царством, внушающим страх соседям, вплоть до IV века до нашей эры. Некоторые историки считают, что кушиты были выходцами из Эфиопии .

В сеттинге конаниады , Куш одно из королевств, состоящее из сообщества племён , и расположенное на развалинах древней таинственной цивилизации. Соседями Куша являются Стигия с севера, Дарфар с запада и племенные земли с юга . Куш поддерживает экономические связи с и другими государствами. Ввозимые в Куш бусы, шёлк, сахар и бронзовые мечи обмениваются на слоновую кость, копру, медную руду, жемчуг и рабов .

Известны несколько крупных городов Куша:

  • Мероэ ( англ. Meroe ) — столица королевства;
  • Забхела ( англ. Zabhela ) — город-порт на побережье.

Помимо коренных кушитов ( англ. Kushites ), на землях Куша обитают следующие племена:

  • Бакалахи ( англ. Bakalah ) — негритянское племя;
  • Бамула ( англ. Bamula ) — племя. Одно время Конан был вождём этого племени;
  • Матамба ( англ. Matomba ) — кушитское племя;
  • Субанцы, Суба ( англ. Subas ) — народность, обитающая на Чёрном побережье, в частности и на территории Куша;
  • Тибу ( англ. Tibu ) — племя, обитающее в пустынях Куша.

Куш встречается в следующих произведениях:

  • Конан неоднократно пиратствовал у берегов Куша, где знакомится с Белит ( Р. Говард «Королева Чёрного Побережья», 1934 год) и получает прозвище Амра-Лев ( П. Андерсон «Конан-мятежник», 1980 год) .
  • Некоторое время Конан даже был вождём племени бамула ( Р. Говард «Долина потерянных женщин», 1967 год), однако вскоре бежал от них ( Л. Картер , Л. Спрэг де Камп «Замок ужаса») и покинул Куш ( Р. Говард, Л. Картер, Л. Спрэг де Камп «Рыло во тьме», 1969 год) .
  • Конан возвращается в Куш, преследуя Зароно Чёрного ( Л. Спрэг де Камп «Конан-корсар», 1966 год). Позже оказывается там в паре с воинственной Валерией ( Р. Говард «Алые когти»), затем он пересекает Куш, Кешан и Пунт, странствуя на восток ( Р. Говард, Л. Картер, Л. Спрэг де Камп «Богиня из слоновой кости», 1978 год). Наконец, многие годы спустя, Конан добирается до южной оконечности материка в погоне за Тот-Амоном ( Р. Говард, Л. Картер, Л. Спрэг де Камп «Тени каменного черепа», 1975 год).

В игре « Age of Conan: Hyborian Adventures » ( 2008 год ) от компании Funcom ( Anarchy Online ; Dreamfall: The Longest Journey ), королевство Куш является одной из ключевых точек входа в Пограничные королевства (вместе с Киммерией и Аквилонией), откуда берет начало одно из самых увлекательных занятий для игрока высоких уровней — осада крепостей ( «Игрок против игрока» — PvP ) .

Шем

Шем — государство центральной Хайбории. Является буфером между Востоком и Западом, Хайборией и . Шем — земля воинственных, постоянно конкурирующих между собой городов-государств . Объединяющим фактором является ненависть и презрение к Стигии и Кофу.

Географическое положение: Шем находится между Кофом и Стигией. Западной границей служит океан; восточная теряется в Туранской пустыне. Земли западного Шема представляют собой плодородные холмистые луга. В восточном направлении земля делается суше, растительность становится все скуднее, по мере приближения к пустыне.

Мир Хайбории в адаптациях

Действие трёх фильмов о Конане и ещё двух, не связанных с этим персонажем, происходит в этой придуманной Говардом вселенной:

В 2008 году стартовала онлайновая ролевая игра Age of Conan: Unchained , использующая сеттинг Хайборийской эры.

Примечания

  1. В рассказе « Башня Слона » Говард пишет, что острова пиктов затонули.
  2. Путеводитель по Хайбории. Аргос – Зингара // Конан и Багровое око. — Северо-Запад, 1996. — Т. 22. — 448 с. — ISBN 5873650314 .
  3. Игорь Бабицкий. . Творчество Роберта Говарда . Дата обращения: 11 мая 2010. 3 мая 2010 года.
  4. . Age of Conan: Hyborian Adventures (27 ноября 2008). Дата обращения: 17 июля 2014. Архивировано из 25 июля 2014 года.
  5. Карта используется в ролевой игре от 21 июня 2014 на Wayback Machine (класс D20 ).
  6. Vincent N. Darlage — создатель игры от 9 мая 2008 на Wayback Machine , по типу D&D . На сегодняшний день вышло уже три редакции.
  7. от 27 апреля 2013 на Wayback Machine на Wiki-энциклопедии о Хайборийской эре.
  8. (англ.) . (18 июня 2007). Дата обращения: 20 июля 2009. 21 февраля 2012 года.
  9. Говард Р. (англ.) . Адаптация от Marvel (Roy Thomas, Walt Simonson) . Дата обращения: 20 июля 2009. 21 февраля 2012 года.
  10. Перевод Прутцкола А. Королева Черного побережья // Р. Говард Конан из Киммерии : Авторский сборник. — Эксмо-Пресс, 2002. — С. 99—100 . — ISBN 5-04-009113-X .
  11. Л. Спрэг де Камп. (англ.) . (май 1984). Дата обращения: 20 июля 2009. 21 февраля 2012 года.
  12. Перевод Циммермана А. Алые когти // Р. Говард Конан и Повелители пещер. — Северо-Запад, 1993. — С. 229—341 . — ISBN 5-8652-0129-X .
  13. Martuk R. (англ.) . (27 июля 2008). Дата обращения: 20 июля 2009. 21 февраля 2012 года.

Ссылки

Источник —

Same as Хайборийская эра