Бернар де Мариньи, Гаспар
- 1 year ago
- 0
- 0
Берна́р Вербе́р ( фр. Bernard Werber ; род. 18 сентября 1961 , Тулуза ) — является современным французским писателем. Также, помимо писательства, занимается философией.
Родился в еврейской семье. В 5 лет Бернар проявил особый интерес к рисованию. Его увлечение было замечено преподавателем, который даже предоставил ребёнку особые условия обучения — Бернар мог свободно заниматься рисованием в то время, как остальные учились .
В семилетнем возрасте Бернар написал своё первое произведение — рассказ на свободную тему «Приключения блохи». В нём от лица самой блохи рассказывалось о её путешествии по дебрям человеческого тела. В это же время будущий писатель не показывает особых успехов в школе, кроме уроков французской словесности. Особенно сложно ему заучивать цифры, формулы и тексты наизусть . Проблема с запоминанием будет преследовать писателя и дальше, что впоследствии приведет к созданию оригинального произведения — « Энциклопедии абсолютного и относительного знания », в которой научные сведения смешиваются с вымыслом, физика с метафизикой, математика с мистикой (см. Кениты ).
В восемь лет Бернар пишет свой второй рассказ «Волшебный замок». Тайна одного замка, который пожирает посетителей. Юный писатель открывает для себя новый жанр и самостоятельно учится создавать захватывающий сюжет. В то же время, по настоянию матери, учится играть на пианино, впоследствии это не любимое им занятие выльется в увлечение электрогитарой. Бернар продолжает писать, открывая для себя новые грани. Учёба в школе идёт неважно. Вне школы изучает то, что его действительно интересует: электроника, авиамодели из бальзы, цивилизация индейцев майя и обитатели острова Пасхи. Страстно увлекается астрономией , в особенности, систематическим изучением солнечных пятен в Астрономическом центре Тулузы. Много читает, особенно занимал его « Таинственный остров » Жюля Верна .
В лицейские годы присоединился к редакции лицейской газеты «Эйфория», писал сценарии для комиксов. Благодаря этому обнаружил для себя новые литературные «жанры»: американскую научную фантастику 1960-х годов и фантастику-барокко прошлого века. Открыл для себя Лавкрафта (цикл Ктулху ), Азимова (цикл Основание ), Ван Вогта (цикл мира А), Хаксли (Лучший из миров), потом Бориса Виана .
В 1978 , окончив лицей, стал писать «Муравьи» . Идеей было продолжить семистраничный сценарий для комикса, который был создан на пару с коллегой по редакции Фабрицием Кожэ. Оценив возможности сюжета, писатель задумал создать настоящий роман. С этого момента Вербер назначил сам себе дисциплинарный режим: по 4 часа работы каждое утро (с 8:00 до 12:00), что бы ни случилось, даже во время каникул. Установление режима работы было для писателя неплохой идеей, так как в это же время он поступил в Тулузский университет , где планировал изучать право. Учёба в университете изначально не сложилась, следствием чего стала первая заваленная сессия. Сам автор продолжал заниматься выпусками «Эйфории». Открывает для себя цикл «Дюн» Фрэнка Герберта (откровением стало осознание возможности построить роман на манер игры. «Дюны» строятся как набор гадальных карт «Таро»). Начинает пытаться прорисовывать архитектуру своих романов. Это были геометрические схемы, заполненные цифрами и стрелочками.
В 1980 посещает курсы при Институте криминологии Тулузы. Часто ходит на заседания окружного суда и суда присяжных Тулузы, чтобы найти там темы для своих детективных рассказов.
Во время учёбы на факультете права присоединяется к театральной труппе (STAC в Тулузе), где вместе с группой занимается постановкой пьесы Хичкока (труппа эта так и не сумела поставить ни одного спектакля). В том же 1980 году путешествует по США , от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса . Путешествие оказывается более экстремальным, чем Вербер мог себе представить: в Нью-Йорке писателя и его попутчика ограбили карточные жулики, так что оба месяца путешествия им вдвоём пришлось жить на 2000 франков.
В 1982 году Бернар Вербер бросает право и переезжает в Париж , чтобы заниматься там журналистикой в Высшей журналистской школе. В творчестве открывает для себя Филипа К. Дика , который одним махом затмил все его прежние литературные эталоны: «Азимов продемонстрировал мне интеллект научной фантастики, Герберт — мистику, Дик же… сумасшествие. И этим сумасшествием он превзошёл их обоих. Дик не из научной фантастики, он из фантастики философской, которая взрывает голову». Единственный другой автор, впечатлявший Вербера в ту пору, это Флобер с его « Саламбо ». Он считал, что эта книга поистине проработана и очень кинематографична. Вдохновлённый своими открытиями, Вербер продолжает трудиться по 4 часа каждым утром над рукописью «Муравьёв». К тому времени он уже 18 раз переписывал этот роман. В сентябре 1982 г. у него на руках была версия «Муравьи-Р63» объёмом более 1000 страниц.
В 1983 году получил премию фонда News как лучший молодой репортёр за репортаж о некоем виде муравьёв , обитающем на Берегу Слоновой Кости .
Затем 7 лет без особого успеха работал в журнале «Le Nouvel Observateur» — писал статьи на научные и околонаучные темы: о космосе, медицине, искусственном интеллекте, социологии и прочем. После столкновения с руководством был уволен. Неудача очень ранит его. Пользуясь временным затишьем, поступает на Высшие курсы сценаристов при INA . Вербер уже подумывал забросить «Муравьёв», но неожиданно состоялось знакомство с его будущим издателем, который заинтересовался рукописью, но попросил её сократить с 1463 страниц до 350. На написание «Муравьёв» Вербер потратил 12 лет, но, по его словам, эти годы ушли на обучение ремеслу более тонкому, состоящему из изобретения персонажей и ситуаций, выискиванию оригинальных мизансцен и режиссуре драматического напряжения.
В 1991 году публикуется его первый роман «Муравьи». Вопреки ожиданиям автора, книга не привлекла к себе особенного внимания. Критики не оценили задумок Вербера. В 1992 году неожиданно выходит в свет продолжение «Муравьёв», роман « День муравья ». Вербер продолжает пытаться достучаться до критиков, излагая свои идеи устами и поступками муравьёв . Критики остаются непоколебимыми, в то время как романы Вербера привлекают к себе все больше интереса читателей. «День муравья» получил приз читательниц Elle .
В то же время Вербер начинает писать короткие новеллы (навеянные творчеством Фредерика Брауна ). Сборник этих новелл был опубликован в 2002 году под названием « ».
В 1993 году публикация «Энциклопедии знания относительного и абсолютного», написанная на основе странных и интересных сведений, которые Вербер собирал в возрасте от 13 до 19 лет. Тогда же путешествует в Южную Корею, в которую влюбляется с первого взгляда. В Южной Корее «Муравьёв» преподносят как книгу поэтическую, что сильно отличается от стран Западной Европы, где её выставляют как принадлежащую жанру «фантастики».
В 1994 году публикует роман « », в котором пытается показать, что умеет писать не только о муравьях. Тема — завоевание Рая новыми авантюристами-исследователями, о смерти и потустороннем мире. Публикация очередного романа снова не завоевала внимания критиков, которые, казалось, специально игнорировали Вербера. Писатель погружается в депрессию. Пытается забыться в рисовании. В 1995 году он берет себя в руки и, осознавая отсутствие другого способа донесения своих идей, пишет , роман, завершающий трилогию о муравьях.
В 1997 году публикуется роман « », для создания которой Вербер изучал процесс психоанализа и самогипноза. Эта книга обращается к читателю. По замыслу автора, она должна функционировать словно зеркало, в котором каждый человек способен видеть свои собственные воспоминания, вкусы, страхи, надежды и истоки.
Совершенно неожиданной для читателей явилась вышедшая из печати в 1998 году книга « », которую можно назвать антропологическим детективом. В ней Вербер впервые вписывает в повествование своих собственных Шерлока Холмса и доктора Ватсона , которых использует позднее в романе 2001 года « ». Шерлок Холмс — это Исидор Катценберг, толстый журналист-науковед, изобретательный и тонко чувствующий персонаж, обитающий в здании водокачки в предместье Парижа. Доктор Ватсон — это , юная и миниатюрная журналистка, полная жизненной энергии, сирота и бывшая воровка, жестокосердная, без лишних раздумий бросающаяся в дело. Кроме того, «Отец» — это основа для создания фильма, замыслы которого не оставляли Вербера. Весь 1999 год Вербер посвящает попыткам экранизации своих произведений.
В 2000 году публикуется « Империя ангелов », которая является продолжением «Танатонавтов». Здесь читатель вновь встречает Рауля с Мишелем.
К 2002 году книги Бернара Вербера уже не один раз занимают верхнее место в списке бестселлеров.
В 2004 году выходит первая книга одноимённой трилогии — « » о дальнейших приключениях Мишеля Пэнсона, главного героя книг «Танатонавты» и «Империя ангелов». В 2005 году вышла вторая книга трилогии — « ». Осенью 2006 года Бернар Вербер в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки посетил Москву , чем изрядно порадовал своих российских поклонников. В 2007 году вышла третья книга — « Тайна богов », открывшая занавес тайны и ответ на поставленный в первом романе «Мы, боги» вопрос «Что такое быть богом?».
2008 год начался с выхода в свет романа « Звёздная бабочка ». В этом же году вышел русскоязычный вариант « Тайна богов ».
В 2021 в издательстве « Albin Michel » выпустил научно-фантастический роман «Пророчество пчел» ( фр. La Prophétie des abeilles ).
В 2003 году осуществилась давняя мечта писателя — был снят короткометражный фильм « », продюсером которого выступила . Кстати, Бернар Вербер является сценаристом четырех фильмов — « », « », « », « », в трех последних он выступает и в качестве режиссёра, а также снимался в двух фильмах — « (2003)» и « Железнодорожный роман (2007)».
Любимые женские образы в искусстве, литературе, жизни — Кейт Буш , Джоди Фостер , Мэрилин Монро .
Единственной обитательницей его квартиры является кошка, которая пришла на смену муравейнику.