Аракел Сюнеци
- 1 year ago
- 0
- 0
Степано́с Сюнеци́ ( арм. Ստեփանոս Սյունեցի ; около 680 — 21 июля 735 ) — армянский книжник, богослов, грамматик, переводчик, поэт и музыкант. Святой Армянской апостольской церкви , митрополит сюникский .
О родителях Сюнеци известно только то, что отец был священником в Двине . Начальное образование получил в Вагаршапате , после — в Сюникской семинарии в монастыре Макеняц в гаваре Сотк , где учился у Мовсеса Кертога . Из-за взглядов преследовался Смбатом Багратуни, вследствие чего около 710 году уехал в Афины где усовершенствовал образование, а примерно в 712 году переехал в Константинополь , где учился греческому и латинскому языкам, изучил богословие, философию, музыку и др. . После возвращения на родину некоторое время занимался переводами, затем был рукоположён в епископы Сюника .
Был убит в местечке Ехегнадзор гавара Вайоц Дзор рукой одной женщины во время проповеди.
Степанос Сюнеци, «Толкование грамматики»
:
«И также /следует/ знать все окраинные диалекты своего языка, кои суть корчайский и хутский и Четвертой Армении и сперский и сюнийский и арцахский , а не только срединный и центральный , ибо /и диалекты/ эти пригодны для стихосложения, а также для истории полезны» |
Является одним из крупнейших представителей армянской патристики . Сюнеци автор толкования грамматического сочинения Мовсеса . Около 715—718 годах он перевел также грамматический труд Дионисия Фракийского . Он считает литературу первоисточником материала и опору грамматики, говорит о важной роли грамматики в создании новых поэтических произведений и критике литературных текстов, о его роли в решении вопросов орфоэпии и правописания . В классификации слов Сюнеци считает необходимым учёт их функций в предложении и отстаивает вербоцентрический подход , в число местоимений включает и указательные . Указал на наличие многих диалектов армянского языка .
Степаносу Сюнеци принадлежат также воскресные «Главные гимны» на 8 гласов, каждый из которых состоит из 10 кцурдов и связано с одной из библейских песней .
Следует отметить, что его часто путают со Степаносом Сюнеци I .
До нас дошла его рукопись «Полезный анализ определений Давида и Порфирия» , где комментируются трактаты «Определения философии» Давида Анахта и «Введение» Порфирия.