История армянского права на сегодняшний день остаётся наиболее слабо изученной областью арменоведения. Первыми исследователями армянского права являются В. Бастамянц, С. Егиазаров, Х. Самуелян, И. Зелинский, И. Колер, И. Карст
. В советское время к ним присоединились А. Сукиасян, А. Товмасян, С. Оганесян
.
История
История армянского государства и права начинается за полторы-два тысячелетия до момента возникновения армянской письменности (V в.)
.
Источники
В разные исторические периоды действовали различные источники права. В ходе исторического развития одни источники права отпадали и возникали другие или совершенствовались уже существующие источники права.
Обычное право
Самым первым и древнейшим источником армянского права является правовой обычай. Являясь основным источником права в Древней и Средневековой Армении, особенно в условиях раздробленности государства, армянское обычное право санкционировалось со стороны иностранных правителей. Появление новых источников права, в частности, религиозных канонов, не умаляло значение норм обычного права. Это важно, прежде всего, с тем, что религиозные каноны, содержащие и правовые нормы, главным образом регулировали семейные и уголовные отношения.
Наиболее важное место в истории армянского права занимают письменные источники, к которым, прежде всего, относятся нормативные акты армянских царей (царские надписи). До наших дней практически не дошли сборники законов, изданные армянскими царями. Данное обстоятельство исследователи определяют тем, что с принятием христианства употребление языческих знаков запрещалось, поскольку христианство отвергало древнюю письменность, уничтожало литературу, а также нормативные правовые акты армянских царей, которые чаще всего хранились в качестве
храмовых книг
.
Принятие христианство оказало большое влияние на развитие обычного армянского права. Особенность его развития заключалась в том, что в условиях раздробленности страны и отсутствия царской власти, церковь сосредоточила в своих руках правовую деятельность, начала созывать национальные церковные соборы и заниматься правотворческой деятельностью, то есть издавать правовые нормы. В армянском праве обязательность норм канонических постановлений обуславливалась санкцией
армянской церкви
, в том числе чужеземных государства, верховная власть которых распространялась на территории Армении. Следовательно, канонические постановления являлись источниками армянского права и были обязательны для всей страны.
Левон Меликсет-Бек
разделял источники армянского канонического права на
«вненациональные»
и
«национальные»
. К первой группе относились каноны, принятые до созыва
Халкидонского собора
и принятые и санкционированные армянскими соборами, а именно
:
доникейский нормы - те правила, которыми руководствовалась в своей жизнедеятельности единая католическая и апостольская церковь в течение первых трёх веков христианства;
Ко второй группе относятся канонические постановления, изданные непосредственно армянской церковью.
Сборники светских законов
Вторым источником армянского права являлись источники светских законов, среди которых наиболее ранние из дошедших до нас относятся к
XII
—
XIII векам
, а именно:
Нормы иностранного права проникли в большинстве своём в Армению путём переводов. Моисеевы законы оказали воздействие на источники армянского права, как древнейшего периода, таки средневековья. Однако, при заимствовании норм иностранного права, они применялись в Армении в той мере, в какой не противоречили армянскому обычному праву, сложившимся общественно-экономическим отношениям. Более того, армянские духовные феодалы предусматривали свои санкции, тем самам упрочняя свои позиции в обществе. В силу политического положения,
римское право
было насильственно введено в Армению с I века н.э., когда
Малая Армения
была захвачена
римлянами
. в IV-V вв н.э. Рим проводил политику ассимиляции
армянского народа
и ликвидации армянского обычного права. В отличие от римского права, византийское право подлежало рецепции в V-VI вв., поскольку в Византии также развивались феодальные отношения. В частности, были рецепированы эклоги. Наблюдается сходство норм армянского и византийского права при регулировании гражданских, брачно-семейных, наследственных отношений.
Как отмечают
Алексей Сукиасян
и
, в период господства арабов в Армении армянский феодализм подвергся их влянию. Многочисленные арабские термины были введены в армянское право, главным образом, в государственно-управленческую и финансовую сферы
. Однако удалось избежать широко внедрения норм шариата благодаря правотворческой деятельности армянской церкви, в результате чего общественные отношения регулировались не мусульманским правом, а христианскими религиозными канонами.
,
Эволюция источников армянского права с древнейших времен до середины XIX века. — Юрлитинформ, 2014. — С. 5-7. — 184 с. —
ISBN 978-5-4396-0674-0
.
Cowe S. P.
Medieval Armenian Literary and Cultural Trends (Twelfth-Seventeenth Centuries)
// The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century / Edited by
Richard G. Hovannisian
. — St. Martin’s Press, 1997. — Vol. I. — P. 297—298.
↑
Торосян, Хосров Агасиевич. Суд и процесс в армении в эпоху развитого феодализма (X-XIII вв.): диссертация … доктора юридических наук : 12.00.01, Ереван, 1981—193 с. — Библиогр.: С. 2-3.
Ренненкампф Н.К.
// Юридическая энциклопедия. Издание четвёртое. Санкт-Петербург, 1913. С. 53
Левон Меликсет-Бек
// Об источниках древнеармянского права. Тбилиси. «Известия Кавказского историко-археологического института», 1917-1925. Том II
Сукиасян А.Г. Общественно-политический строй и право Армении в эпоху раннего феодализма (III IX вв.). Ереван, 1963. С.381
Сукиасян А.Г. История Киликийского армянского государства и права. Издательство «МИТК». Ереван, 1969. С.166
Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван: Издательство Ереванского университета, 1971. С.159
Литература
Книги
, Авакян P.P.
Истоки армянской правовой мысли: от Аратты, шумерской цивилизации до падения Араратского (Урартского) царства. — Ереван: Манц, 2008.
Каноны Григория Просветителя (313-325гг.), Аштишатские каноны (354г.). Авакян Р. Сокровище армянской правовой мысли. Ереван. Т.1. 2001 (на армянском языке).
Эдикты и указы араратских (урартских) царей (880-590 гг.до н.э.). Авакян P.O., Авакян P.P. Истоки армянской правовой мысли: от Аратты, шумерской цивилизации до падения Араратского (Урартского) царства. Ереван. «Манц», 2008.
Памятники армянского права. Ереван: «ЕФ МНЮИ XXI век», 2000.
Сокровищница армянской правовой мысли (ГХв.до н.э.-Х1Хв.н.э.). Ереван: «ЕФ МНЮИ ХХ1век», 2001.Т.1 (на армянском языке);
Сокровищница армянской правовой мысли (IX в.до н.э.- XIX в.н.э.). Т.2. Ереван: «ЕФ МНЮИ XXI век», 2002. (на армянском языке).
Алексеев К
. Изложение законоположений, заключающихся в армянском Судебнике. М.: «Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете», 1870.
Арутюнян Г.Г.
Конституционный суд в системе государственной власти (сравнительный анализ). Ереван, 1999.
Арцруни С. М. Историко-догматическое значение «Судебника» Мхитара Гоша. Тифлис, 1890.
. Армянское древнее право со времен его зарождения. Париж, 1901 (на армянском языке).
Конституция Армении (проект). Армянское уложение законов для управления страной Армянской 1773г./Пер. с древнеармянского Хачатуряна А.Б. М., издательство МГОПУ, 1998
Мелик-Тангян Н. Армянское церковное право. Шуши, 1903. Книга 1. (на армянском языке).
Армянское церковное (каноническое) право. Шуши, 1905. Книга 2. (на армянском языке).
Меликсет-Бек Л. Об источниках древнеармянского права. «Известия Кавказского историко-археологического института» Том II. Тбилиси, 19171925.
Погосян Ф.Г. Судебник астраханских армян. Ереван: Издательство Академии наук армянской ССР, 1967 (на армянском языке).
Самуэлян X. История древнеармянского права. Т.1. Ереван: «АРМФАН», 1939 (на армянском языке).
Сафарян Г.Г. Средневековое армянское право и политико-правовая мысль (X—XII вв.). Ереван, 2008.(на армянском языке).
Сукиасян А.Г.Очерк истории государства и права Биайнили-Урарту (880590 гг. до н.э.). Издательство ЕГУ. Ереван, 1975.
Сукиасян А.Г. Общественно-политический строй и право Армении в эпоху раннего феодализма (III—IX вв.). Ереван, 1963.
Сукиасян А.Г. История Киликийского армянского государства и права. Издательство «МИТК». Ереван, 1969.
Телунц М.М. Первая армянская Конституция. «Западня честолюбия» и Конституция РА 1995г. Новые проекты Конституции РА. Ереван, 2001 (на армянском языке).
Тер-Иоаннисян Я.Г. Древнеармянское законодательство по Мхитару Гошу. T.XI. Тбилиси, 1884.
Тигранян С. Введение к истории армянского права. Ереван, 1924 (на армянском языке).
Товмасян А.Т. Армянское уголовное право древних и средних веков: обзор источников, преступление, наказание. Ереван, 1962.
Торосян X. А. Суд и процесс в Армении: Х-ХШвв./Отв. ред. С.Т. Еремян. Ереван: издательство АН Арм. ССР, 1985.
Научные статьи
Абраамян А. Каноны Давида, сына Алавика// Эчмиадзин. 1952.- № 9-10.
Акинян H.A. Каноны Шаапиванского собора: библиографическое исследование в связи с 1500 летием (444-1944гг.) // Журнал Андэс амсореа. Вена, 1949.