Случайный процесс
- 1 year ago
- 0
- 0
Полистили́стика (от поли + стиль ) — эстетический принцип и техника музыкальной композиции, намеренное объединение в рамках одного музыкального произведения разнородных стилевых элементов .
Термин «полистилистика» чаще всего относят к музыке А. Г. Шнитке (который и ввёл этот термин в 1971 году ), хотя как принцип композиторской эстетики полистилистика отмечается гораздо раньше, например, в музыке Ч. Айвза и К. Вайля . Первым сочинением, где Шнитке применил полистилистику, считается музыка к мультфильму А. Хржановского « Стеклянная гармоника » (1968), охватывающая элементы стилей в диапазоне от Баха до нововенской додекафонии . В творчестве 1970-х и 1980-х годов Шнитке применял полистилистику систематически.
Основные формы полистилистики: цитата (хорал из 60-й кантаты И. С. Баха в скрипичном концерте А. Берга ), псевдоцитата (квазицитата; например, «Марш энтузиастов» И. О. Дунаевского в Первой симфонии Шнитке), аллюзия (финал Пятнадцатой симфонии Д. Д. Шостаковича после цитат из музыки Р. Вагнера во вступлении мелодия напоминает начало его оперы « Тристан и Изольда », но реально совпадает с началом романса « Не искушай » М. И. Глинки ).
Некоторые исследователи трактуют понятие полистилистики расширительно, относя к ней различные проявления стилевой эклектики, в том числе, в рамках неоклассицизма и неоромантизма , но чаще всего к области полистилистики относят разностильность , характерную для постмодернизма («Гимны» К. Штокхаузена , « Симфония » Л. Берио , «Великий мертвиарх» Д. Лигети , сочинения В. Рима и С. Шаррино ), и не относят вариации на заимствованную тему, использование народной мелодии или имитацию её стиля (хор поселян в опере « Князь Игорь » А. П. Бородина , российская песня «Стонет сизый голубочек» С. С. Прокофьева ), инструментовку сочинения другого композитора, некоторые виды цитат (мелодия А. Э. М. Гретри в опере « Пиковая дама » П. И. Чайковского ), неспособность выдержать единый стиль как признак незрелости художника.
Термин «полистилистика» характерен для российского музыкознания (особенно советского периода), в западных источниках систематически не применяется.