Interested Article - Декупаж

Миниатюрный стул, декорированный в технике деколлажа

Декупа́ж ( фр. découpage — разрезание, вырезание) — техника вырезания ажурного изображения, при которой в композиции активно используются и фигура, и остатки материала в виде фона, сохраняющие силуэт вырезанной фигуры. При этом появляется возможность создания «игры фигуры и фона», которую часто используют художники . Однако такие приёмы важно отличать от коллажа и мозаики , в частности инкрустации , интарсии или маркетри . Тем не менее в массовой культуре в настоящее время значение термина «декупаж» как частного технического приёма аппликации необоснованно расширяют вплоть до отождествления с общим понятием инкрустации или декоративного приёма деколлажа .

Техника

Для создания изображения в технике декупажа пользуются ножом, ножницами, цветной бумагой или «калькой» для перевода полученной фигуры в более твёрдые материалы. В технике декупажа часто используют различные шаблоны и трафареты, предполагающие последующую аппликацию. Полученные изображения иногда наклеивают или отпечатывают на какие-либо изделия. В этих случаях способ декорирования называется деколлажем. На изделиях из фарфора декалькоманией (по принципу «переводной картинки»).

История техники

Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью . Похожие приёмы, как составляющие технику аппликации, упоминаются в конце XV века в Китае, где вырезанные картинки стали использовать для украшения мебели. В XVII веке в странах Западной Европы в моду входила мебель « шинуазри », украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали тридцатью-сорока слоями защитного лака , придававшими изображению иллюзорную глубину.

Декупаж был моден при дворе французского короля Людовика XVI . Мария Антуанетта и придворные дамы велели использовать подобные приёмы для украшения мебели. Художественный приём «игры фигуры и фона» породил новую разновидность техники, получившую название «декупюр» ( фр. découpure ). Многократно повторяющиеся элементы изображения, вырезанные по шаблону, меняются местами, поворачиваются вокруг оси симметрии. Декупюры использовали для создания анаморфоз , различного рода обманок , построения орнаментальных рядов и раппóрта из повторяющихся элементов, симметрично удвоенных (симультанных) изображений. Подобные приёмы использовал знаменитый французский мастер-мебельщик второй половины XVII века Андре-Шарль Буль . Мастер складывал в один «пакет» эффектно контрастирующие по цвету и фактуре материалы: красную медь, жёлтую латунь, серебро или матовое олово, тёмно-вишнёвый с разводами панцирь черепахи, слоновую кость и сияющий перламутр. Затем он выпиливал по заранее приготовленным шаблонам рисунок, применяя инверсию, или декупюр: он менял местами «первую фигуру» (première partie) и фон (contrapartie) одного и того же рисунка, чередуя светлые и тёмные тона .

В Англии декупаж стал доступен широким слоям населения в Викторианскую эпоху , когда в большом количестве появились сборники образцов с отпечатанными листами для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном использовались сентиментальные картинки: цветы, пасторальные сценки, ангелочки. Из Англии мода на декупаж в качестве хобби проникла в Америку , где декупажи были широко распространены между Первой и Второй мировыми войнами .

Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем, — королева Франции Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур , лорд Байрон , Матисс и Пикассо .

Иконопись

Икона «Спас Эммануил»

Вариант техники декупажа встречается в русской иконописи: техника называется обычно аппликацией на деревянную основу. Эта декоративная техника заключается в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности. В России такая техника до XVII века не была известна, с ней познакомили мастеров Оружейной палаты западно-европейские мастера. В такой технике выполнена, в частности, икона «Спас Эммануил» из собрания Государственного исторического музея .

Современность

Украшение шкатулки в технике декупажа
Декор разделочной доски

В наше время эта старинная техника вновь стала модной, она используется в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений , солнечных часов , шкатулок , посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера , при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров .

Сейчас к традиционной технике добавился декупаж из салфеток , из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.

Кроме того, активно применяются так называемые рисовые и . Это специальным образом подготовленные изображения, напечатанные типографским способом на специальной бумаге.

Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи , керамику , ткань , дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение , (браширование, кракле , ), художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор для фантазии.

Возрождение давней традиции декупажа заметно повлияло на увеличение числа мастеров, занятых в этой старинной технике.

Виды декупажа

Существует пять основных видов декупажа: прямой (классический), обратный, объёмный, дымчатый (художественный), декопатч.

Стили декупажа

В настоящее время в декупаже популярны такие стили: прованс , викторианский стиль , кантри, , , милитари , этно. Это обусловлено в первую очередь текущими тенденциями в стилистике интерьеров.

См. также

Примечания

  1. Власов В. Г. Фигура; «Фигура и фон» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 83—85
  2. Власов В. Г. Декупаж, декупюр // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 392
  3. Икона «Спас Эммануил» Москва. Оружейная палата, 1680-е гг. Каталог ГИМ

Литература

  • Патриция Наве Черутти . Декупаж. Декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров ISBN 978-5-366-00110-6 , ISBN 88-451-8115-4

Ссылки

Источник —

Same as Декупаж