Поход Бутурлина в Дагестан
- 1 year ago
- 0
- 0
Кака́ ( лезг. Кьакӏар ) — село в Ахтынском районе Дагестана .
Образует сельское поселение село Кака как единственный населённый пункт в его составе .
Село расположено в Самурской долине , при впадении реки в Самур , в 8 км к западу от райцентра Ахты . К северу от села проходит Самурский хребет , к югу — Гельмец-Ахтынский. Кака расположено на республиканской трассе Магарамкент-Ахты-Рутул.
В селе и окрестностях находятся родники: Ашумлатар, Чӏачъран булах, Пулатметен булах, Фуанцин булах, Купулцин булах.
Вблизи села, на южных склонах Самурского хребта расположены летние пастбища: ОАО «Хпар», ЗАО «Бачӏахтул», Чӏехи ятах, Чӏехи хпу, Цӏаракус, Верхер,Къуру кам,Жабар кьей ач!, и другие.
По свидетельству историка Б. Г. Алиева, древнее селение находилось примерно в километре от нынешнего его местоположения. Оно было разрушено монголо-татарами. Завоеватели сожгли селение за упорное сопротивление, оказанное его жителями. Спасшиеся от монголо-татар какинцы бежали в верховья Самурской долины . Новое село основали представители различных тухумов. Представители этих родов и ныне живут в Кака. Сами жители занимались овцеводством. Несколько позже, спасаясь от кровной мести, сюда переселились Бацары. Они образовали тухум Курбанар. Затем в разные годы сюда стали переселяться жители из окрестных селений Хрюг , Ялак , Хлют , Гдынк и др. Переселенцам в Кака не давали земли, они сами приобретали её у местных жителей. Существовало право предпочтительной покупки земли родственниками. Вне селения продавать землю было нельзя.
В XVIII веке село Кака вместе с близлежащими селениями образует Какинское бекство . К концу XVIII века сёла Ялак и Луткун , находившиеся прежде под властью казикумухских шамхалов , перешли под власть какинского бека. XVI—XIX вв. В 1775 году Кака, Гогаз и Усур , находившиеся в составе Рутульского бекства , переданы в состав Ахтыпаринского вольного общества , взамен на союзничество ахтынцев с рутульцами в их войне с Хрюгом . Затем стало частью новообразованного Ахтыпаринского наибства Самурского округа . В тот же период вместе с селом Гдынк Кака образовала Какинское сельское общество. До революции и в первые годы Советской власти здесь активно проповедовали ислам местные Молла Магарам и Молла Магомед, у которых были свои медресе, а также Молла Расул и Молла Муталиб. Окончившие ещё до революции медресе Молла Магарам Меджид Гусейнов были видными знатоками восточной богословской философии. В 1929 году село вошло в состав Ахтынского района , образованного на месте упразднённого Ахтыпаринского участка. В 30-е годы XX века в селе организован колхоз.
1895 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1989 | 2002 |
---|---|---|---|---|---|---|
700 | ↘ 632 | ↘ 587 | ↗ 660 | ↗ 948 | ↗ 1069 | ↗ 1553 |
2010 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
↗ 1655 | ↗ 1667 | ↘ 1664 | ↘ 1654 | → 1654 | ↘ 1632 | ↘ 1609 |
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |||
↘ 1605 | ↗ 1610 | ↗ 1612 | ↗ 1767 |
По национальности жители села — лезгины . По вероисповеданию — мусульмане - сунниты . В 1869 году в селе проживало 626 человек, из них мужчины — 328, женщин 298. Село состояло из 108 дворов. В 1886 году в селе проживало 726 человек.
Население Кака исторически делится на родовые патронимы — тухумы ( лезг. сихил ): Бацарар, Шийитар, Женгъуяр, Архъар, Бакӏаяр, Тӏесер, Гьажиханар, Жбитӏар, Жебесар.
В селе 420 хозяйств, основной доход населения составляют животноводство, садоводство, овцеводство. Жители села держат более 600 голов крупного и более 800 голов мелкого рогатого скота. В селе имеется средняя школа, клуб, библиотека и врачебная амбулатория, Центральный парк, водопад «Чӏачъвар».