Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Бюллан ( фр. Jean Bullant ; ок. 1515, Амьен — 13 октября 1578, Экуан ) — архитектор французского Ренессанса . Наряду с Пьером Леско и Филибером Делормом является одним из основателей нового ренессансного метода и классицистического языка, который сформировал французскую архитектуру XVI—XVIII веков. Известен также в качестве теоретика архитектуры. В отличие от архитектора Жана Бюллана, работавшего в Амьене в начале XVI века, был прозван Бюлланом Вторым. В этом же городе в конце XVI века был известен архитектор Бюллан Третий .
Жан Бюллан в 1535—1537 годах учился архитектурному ремеслу в Риме, затем вернулся во Францию, был гугенотом . Поступил на службу к коннетаблю Анн де Монморанси и по его поручению строил замки в Фер-ан-Тарденуа (1537—1540), Экуане (1540—1553) и Малый дворец в усадьбе коннетабля в Шантийи (ок. 1560) .
В 1557 году он был назначен «Контролёром королевских построек» (Contrôleur des bâtiments du roi). Попав в немилость после смерти короля Генриха II в 1559 году, Бюллан лишь в 1570 году был снова призван ко двору. После смерти коннетабля в 1567 году Жан Бюллан выполнял поручения вдовствующей королевы Екатерины Медичи . Он продолжил постройку дворца Тюильри после смерти Филибера Делорма (1570), построив так называемый «Дворец Королевы», известный как Отель де Суассон (1572; снесён в 1748 году), от которого осталась только « колонна Медичи ».
Жан Бюллан продолжил текущие работы в Тюильри. В должности королевского архитектора в 1571—1578 годах он руководил строительством сооружений в Фонтенбло , Сен-Дени и других. Около 1576 года он взял на себя заботы по расширению замков Шенонсо и Шамбор . В Шенонсо он построил галерею, перекинутую через реку на арках (1576—1577).
Бюллан умел сочетать архитектурные элементы итальянского Возрождения с национальными особенностями искусства Франции. Его архитектура вдохновлена как итальянскими палаццо , так и французскими замками. Во второй половине XVI века искусство французского Ренессанса, главным образом, в творчестве художников Фонтенбло, перерастало в маньеризм , выразителем этой эстетики и стал Жан Бюллан .
Его трактат по архитектуре «Общее архитектурное правило о пяти стилях колонн» (La Règle générale d’architecture des cinq manières de colonnes — à l’exemple de l’antique suivant les reigles de Virtruve, 1563), в котором излагается правило пяти ордеров архитектуры Витрувия применительно к французским традициям, был опубликован в Париже в 1564 и 1568 годах. Бюллан был также автором трактатов, связывающих теорию с практикой, по геометрии для мастеров-строителей: «Сборник орологиографии, содержащий описание, изготовление и использование солнечных часов…» (Recueil d’horlogiographie, contenant la description, fabrication et usage des horloges solaires… 1561), «Небольшой трактат по практической геометрии и орологиографии» (Petit Traicté de géometrie et horologiography pratique, 1562) .