Угон Boeing 727 в Анголе
- 1 year ago
- 0
- 0
Наёмники в Анголе ( порт. Mercenários em Angola ) — иностранцы, которые участвовали в гражданской войны в Анголе на стороне МПЛА или повстанцев, но не являлись кадровыми военными государств-интервентов ( СССР , Куба , ЮАР , ГДР ). Среди наёмных специалистов первоначально преобладали выходцы из западных стран и государств « первого мира », таких как США , Великобритания , Ирландия , Франция , Португалия и ЮАР. В 1990-е годы их вытеснили уроженцы бывших советских республик , главным образом россияне и украинцы.
Деятельность «диких гусей» прямо или косвенно курировали американские спецслужбы. Под их руководством спешно собран отряд из 250 французских, португальских и британских специалистов .
Как правило западные наёмники являлись бывшими военными, а порой ветеранами других военных конфликтов (например, Вьетнамской войны ). Средний ежемесячный оклад мог зависеть от национальности иностранца: по расценкам на 1976 год, если британцу платили по 150 фунтов , то американец получал от 1200 до 2000 долларов . Вербовка проходила через , где бойцы либо сами размещали объявление о желании поехать куда-нибудь, либо подыскивали себе работу из рекламы вербовщиков .
Вербовочная кампания через издание началась уже в 1975 г., когда конфликт только-только начался. Её запустил англичанин Джон Бэнкс , который призывал антикоммунистов присоединиться к ангольской оппозиции, утверждая, что получил финансирование от ЦРУ на наёмническую миссию в размере 80 тысяч долларов (как впоследствии выяснилось, данная информация была ложной ). Однако Бэнксу удалось перенаправить порядка дюжины американцев в Анголу, где несколько из них были убиты в бою, а остальные взяты в плен .
В начале 1990-х «дикие гуси» трудоустраивались через южноафриканских посредников, с которыми заключались 30-дневные контракты без медицинской страховки или компенсации в случае ранения или смерти. Рядовым платили 500 рэндов (примерно 150 долларов по тем временам) в день, капралам — 600 рэндов, командирам отделений — 750, а командованию всей группой — 900. Половину суммы выдавали сразу, а остаток получали после завершения контракта. Далее иностранцев перебрасывали самолётами в зону боевых действий, иногда с пересадкой в Намибии .
Со слов автора издания «Солдат удачи» Роберта К. Брауна, организацией, руководством и вербовкой занимались бывшие офицеры армии ЮАР . Им были упомянуты полковник Лэни Келлару, с которым заключался контракт, и капитан спецназа Бакс Байз, возглавлявший одну из групп, действовавших в интересах официального правительства. К ним нанимались даже их соотечественники. Так, например, Браун называл имена Фила Смита, ветерана из Родезии , служивший в 4-м разведывательном полку армии ЮАР, и Фрэнка Тальяарда (оба были убиты в бою с УНИТА в начале марта 1993 г.) .
В 1990-е годы в «горячей точке» появились бойцы южноафриканской ЧВК « Executive Outcomes ». Первое время они обучали военнослужащих правительственной армии, а чуть позже участвовали в боевых действиях, но уже на стороне повстанцев, в частности, группировки УНИТА. В 1993 году организация заключила контракт с нефтяной компанией Ranger Oil на охрану перевозок дорогостоящего оборудования для бурения скважин, которое находилось в ангольском порту Сойо .
Осенью 1998 года появились первые сообщения об участии граждан России и Украины в войне в Анголе. Они пилотировали ударные вертолёты Ми-24 , штурмовики Су-25 , истребители МиГ-21 и МиГ-23 , фронтовые бомбардировщики Су-24 и транспортники. Иностранцы также участвовали в противовоздушной обороне, сбивая из ПЗРК авиацию противника. Специалисты из СНГ служили как в правительственной армии МПЛА, так и у повстанцев УНИТА . Ангола среди наёмников и выехавший на заработки специалистов считалась в те годы самым опасным местом. Повстанцы в стремлении дестабилизировать ситуацию и повлиять на правящий режим сбивали гражданские и военные самолёты. Выживших пилотов либо расстреливали, либо брали в заложники с целью обменять на своих пленённых боевиков или добиться других уступок со стороны властей .
По данным газеты «Собеседник», лишь с осени 1998 года по лето 1999 года было сбито не менее 8 российских транспортных самолётов типа Ан-12 и Ан-26 , от 24 до 30 авиаторов попали в руки партизан . Всего в 90-е годы в Анголе погибло и пропало без вести 17 экипажей. Среди них — молдавский Ан-72 (на борту было шесть авиаторов), пропавший в декабре 1997-го .
В 2000 году Служба безопасности Украины обнародовала документ, свидетельствовавший о том, что за год они как минимум 150 раз участвовали в прямых боевых столкновениях, а также в воздушных боях друг против друга. Примечательно, что для военных лётчиков не было секретом с кем сражаются .
Всего в конфликте, согласно информации издания «Версия», зафиксировано участие не менее 400 наёмных лётчиков на стороне правительственных сил и почти столько же — на стороне повстанцев из УНИТА. Из них погибли не менее сотни человек .
Появление здесь выходцев бывших советских республик, как отмечал французских наёмник Боб Денар , было обусловлено утратой рабочих мест многими военными после падения соцблока .
В 1976 году правительственным войскам марксистской МПЛА и поддерживающим их кубинцам удалось захватить в плен 13 западных наёмников, воевавших за ФНЛА — троих американцев, девятерых британцев и ирландца. Над ними устроили показательный процесс в Луанде , на который пригласили западных наблюдателей и журналистов. После непродолжительных слушаний были вынесены приговоры. Британцев Костаса Георгиу (греко-кипрского происхождения), Эндрю Маккензи , Дерека Баркера и американца Дэниэла Герхарта приговорили к смертной казни и расстреляли; остальные, в том числе американец аргентинского происхождения Густаво Грильо , получили длительные сроки лишения свободы . Заключённые наёмники были освобождены после переговоров в 1982—1984 годах.
Ожидалось, что «солдаты удачи» смогут переломить ход войны, как это было в Конго . Госсекретарь США Генри Киссинджер доверительно сообщал своим европейским коллегам: «200 наёмников могли удержать всё бельгийское Конго. В июне 1976 года ЦРУ сказало нам, что 200 наёмников смогут завоевать для нас всю Анголу» . Однако надежды не оправдались . Наёмники прославились в большей степени своей неуёмной жестокостью — не раз они убивали даже местных союзников .
Американский историк армия и авиация не помогали с логистикой). Вдобавок никто не следил за тем, чтобы наёмники инструктировали и усиливали местные вооружённые отряды .
писал, что помимо отставных военных, в Анголу приехали в огромном количестве люди, далёкие от военной сферы. Среди них были просто фантазёры, которые выдумали для себя героическую боевую историю. Они не знали, как правильно пользоваться своим оружием, что часто приводило к самострелам . Назывались ещё две причины фиаско: в отличие от секретной операции в Конго ангольские мероприятия курировало только ЦРУ (Приток «солдат удачи» с постсоветского пространства, как отмечали Боб Денар и российская газета «Собеседник» , привёл к вытеснению западных специалистов и падению цен на услуги иностранцев (бывшие советские военные просили за свою работу в два раза меньше конкурентов). В интервью для журналиста издания «Известие» Георгия Золотова Денар сделал акцент на изменении специфики наёмничества на африканском континенте . Со слов француза, если «сорок лет назад африканцы не умели воевать, поэтому они нуждались в поддержке белых наёмников — теперь они научились стрелять друг в друга. Но до сих пор не умеют управляться с техникой. Поэтому им требуются специалисты для обслуживания орудий и самолётов: в Африке до сих пор много советского и российского тяжёлого вооружения» .