Родионовский институт благородных девиц
- 1 year ago
- 0
- 0
Александринский институт благородных девиц в г. Тамбове— закрытое женское учебное заведение в Российской Империи . Целью этих учебных заведений было воспитание девочек благородного происхождения, обеспечивающее им или придворную карьеру (лучшие выпускницы получали место фрейлин императорского двора), или выгодное замужество. Для сирот был еще один вариант – получение по окончании института места помощницы воспитательницы женского учебного заведения, а на совсем уже худой конец – домашней учительницы. Для провинциалок путь ко двору был практически закрыт.
В феврале 1834 года Дворянским Собранием в Тамбове был поднят вопрос об учреждении Института благородных девиц. Было принято решение учредить Институт для воспитания 12 девиц — детей беднейших дворян, по одной от каждого уезда. Для содержания Института был объявлен сбор средств с дворянских имений .
Создание в Тамбове закрытого женского учебного заведения открыло в губернии путь к хорошему женскому образованию, прежде всего сиротам.
Вскоре было получено разрешение о присвоении Институту имени императрицы Александры Фёдоровны и осуществлении ею покровительства для нового учебного заведения.
Тамбовский губернатор Гамалей возглавил комитет по постройке здания Института. Для строительства было выбрано место обветшалого губернаторского дома, в котором в 1786—1787 годах жил Г. Р. Державин. Именно император Николай I утвердил акт о передаче земли новому Институту. Смета и план постройки были составлены придворным архитектором А. П. Брюлловым, а в мае 1839 года с членом строительной комиссии И. Герасимовым был подписан контракт на строительство здания. Строительство длилось более трёх лет и было завершено 15 июля 1843 года. Подрядчик взял за строительство 18 тысяч 900 рублей.
Здание представляло собой двухэтажный каменный корпус и соединенный с ним одноэтажный флигель (сейчас это надстроенное правое крыло здания). Все постройки были окружены забором, а по линии Большой (Советская, 93) улицы в 1846 году был поставлен чугунный решётчатый забор. Вся территория от здания до реки Цны принадлежала Институту. Там располагался большой сад с деревянными тротуарами для купания и прогулок на берегу реки. Девушкам не разрешалось гулять в городе, поэтому, кроме института и сада они ничего не видели. Внутри главного корпуса на первом этаже размещались квартира начальницы, комнаты классных дам, столовая, канцелярия и лазарет. На втором этаже — учебные классы, рекреационный зал, спальни (дортуары) и церковь во имя великомученицы Александры. С северной стороны Институт замыкал храм, выполненный в классическом круглом варианте.
В 1875 году институт был расширен. С северной стороны был пристроен трёхэтажный корпус, куда были перенесены лазарет, спальни и часть учебных комнат. В новой пристройке были созданы большие залы для занятий гимнастикой и танцами.
В 1893 году Институту исполнилось пятьдесят лет. К этому моменту состоялось 29 выпусков (всего окончило 868 воспитанниц). В 1904 году в институте была 251 воспитанница.
В 1918 году Тамбовский Александрийский институт благородных девиц был закрыт. В его здании было создано «среднее учебное заведение при губернском доме социального обеспечения детей № 1».
С 1922 по 1932 годы в разное время в здании располагались разные учебные заведения. С 1932 года в нём располагалась школа № 51. Во время Великой Отечественной войны помещения были отданы под военный госпиталь. После войны здание перешла педагогическому институту.
На данный момент, в здании располагается Медицинский Институт «Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина» .
Кроун Елена Александровна (1843 - 1862)
Тимофеева Евгения Дмитриевна (1862 - 1865)
Зеланд Ольга Алексеевна (8.12.1865 - 1899)
Генненберг (Корнилова) Татьяна Александровна (1899 - 1918)
В Тамбовский Александринский институт благородных девиц принимались девочки дворянского сословия в возрасте от 10 до 12 лет христианского вероисповедания. Девушки должны были знать молитвы, уметь читать и писать на русском и французском языках и решать задачи на сложение и вычитание.
За успехами в воспитании девиц наблюдала начальница Института, которая имела право в ряде случаях доносить императору. Первой начальницей Института была вдова полковника Елена Александровна Кроун. В подчинении начальницы были классные дамы, которые были обязаны неотлучно находиться при воспитанницах.
Главное внимание было уделено религиозному воспитанию. Иконы находились во всех классных комнатах и спальнях. Воспитанницам было запрещено вешать над своими кроватями личные образки или портреты матерей и ставить на тумбочки туалетные принадлежности. В спальных комнатах не было зеркал (дабы не развивать кокетство) и комнатных цветов. Однако, детей не лишали праздников. Воспитанницам разрешалось отмечать свои дни Ангела. Угощение присылали родственники. Именинница могла накрыть стол в комнате классной дамы и пригласить ближайших подруг.
По воскресеньям девочки находились в классных комнатах такое же время, как и в будни. В праздничные дни в класс не водили, а оставляли в дортуаре и разрешали выходить в коридор. В дортуарах стояли фортепьяно, можно было музицировать и петь. Привилегией самого младшего класса было разрешение по праздничным дням вечером бегать, играть и танцевать в коридоре или рекреационном зале. На Рождество в конце XIX – начале XX века в зале наряжалась ёлка. Украшали её, главным образом, лакомствами.
Штат сотрудников Института был очень большим, потому что ни о каком самообслуживании не было и речи, и требовались не только повара, судомойки, прачки, поломойки, портнихи, но и горничные, помогавшие барышням одеваться, причесываться, стелить постель. Форма институток была единой для всех городов. Старшие воспитанницы носили зелёные камлотовые (шерстяная ткань темных тонов) платья с белой пелеринкой и передником из коленкора, младшие - коричневые платья. Всякая косметика и парфюмерия строжайше запрещались. Стричь волосы не было принято; в будни носили косы, а праздничные прически старших девушек могли быть различными.
Режим этих закрытых учебных заведений был весьма суров. До 1864 года воспитанницы вовсе не могли покидать стен Института до его окончания. С 1864 года им это было разрешено раз в год – на летние каникулы, а с 1878 года младшеклассницам еще и на рождественские и пасхальные каникулы. Старших девочек не отпускали на эти религиозные праздники, так как надзор за соблюдением ими церковных обрядов был особенно строг. Видеться с родными было можно раз в неделю в рекреационном зале в присутствии классной дамы. Причем визиты братьев и других молодых родственников-мужчин не приветствовались. Необходимые девочкам покупки совершались только в стенах Института, куда приходили торговки сладостями, туалетными принадлежностями, канцтоварами. Тайком от начальства за покупками в город посылали горничных за особую плату.
Выпускницы Института должны были уметь толковать Евангелие, знать катехизис , давать эстетическую критику литературных произведений, владеть сравнительным анализом теоретической грамматики русского, французского и немецкого языков, писать сочинения на русском и иностранных языках, читать в подлиннике иностранную литературу, знать курс средней школы по истории, географии, естествознанию, решать квадратные уравнения, знать стереометрию .
Насколько можно судить по биографиям выпускниц, педагоги Тамбовского Александринского института благородных девиц смогли воспитать достойных учениц. Большинство из них, как подобает христианкам, безропотно несли нелегкий крест материнства, а оставшиеся одинокими терпеливо воспитывали и учили чужих детей. Институтки последних выпусков, оказавшись в пламени гражданской войны, смогли пронести через испытания доброту и сострадание.