Песни без слов
(
нем.
Lieder ohne Worte
) — фортепианные пьесы
Феликса Мендельсона
, всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой. Сочинялись Мендельсоном на протяжении всей его жизни: первая тетрадь начата 20-летним композитором, последняя завершена спустя 16 лет, за два года до смерти. Седьмая и восьмая тетради опубликованы посмертно.
Состав
Venetianisches Gondellied
fis-Moll Op. 30 Nr. 6, Allegretto tranquillo
Тетрадь 1, Op. 19 (
1829
—
1830
)
№ 1 — Andante con moto, ми мажор;
№ 2 — Andante espessivo, ля минор;
№ 3 — Molto allegro e vivace, ля мажор;
№ 4 — Moderato, ля мажор;
№ 5 — Poco agitato, фа-диез минор;
№ 6 — Andante sostenuto, соль минор («Венецианская баркарола»)
Тетрадь 2, Op. 30 (
1833
—
1834
)
№ 1 — Andante espessivo, ми-бемоль мажор;
№ 2 — Allegro di molto, си-бемоль минор;
№ 3 — Adagio non troppo, ми мажор;
№ 4 — Agitato e con fuoco, си минор;
№ 5 — Andante grazioso, ре мажор;
№ 6 — Allegretto tranquillo, фа-диез минор («Венецианская баркарола»)
Тетрадь 3, Op. 38 (
1836
—
1837
)
№ 1 — Con moto, ми-бемоль мажор;
№ 2 — Allegro non troppo, до минор;
№ 3 — Presto e molto vivace, ми мажор;
№ 4 — Andante, ля мажор;
№ 5 — Agitato, ля минор;
№ 6 — Andante con moto, ля-бемоль мажор («Дуэт»).
Тетрадь 4, Op. 53 (
1839
—
1841
)
№ 1 — Andante con moto, ля-бемоль мажор;
№ 2 — Allegro non troppo, ми-бемоль мажор;
№ 3 — Presto agitato, соль минор;
№ 4 — Adagio, фа мажор;
№ 5 — Allegro con fuoco, ля минор («Народная песня»);
№ 6 — Molto allegro. Vivace, ля мажор.
Тетрадь 5, Op. 62 (
1842
—
1844
)
№ 1 — Andante espressivo, соль мажор;
№ 2 — Allegro con fuoco, си-бемоль мажор;
№ 3 — Andante maestoso, ми минор. Более известен под названием «Траурный марш», хотя это название не было дано произведению автором;
№ 4 — Allegro con anima, соль мажор;
№ 5 — Andante con moto, ля минор («Венецианская баркарола»);
№ 6 — Allegretto grazioso, ля мажор («Весенняя песнь»).
Тетрадь 6, Op. 67 (
1843
—
1845
)
№ 1 — Andante, ми-бемоль мажор;
№ 2 — Allegro leggiero, фа-диез минор;
№ 3 — Andante tranquillo, си-бемоль мажор;
№ 4 — Presto, до мажор («Пчелиная свадьба»);
№ 5 — Moderato, си минор;
№ 6 — Allegretto non troppo, ля мажор.
Тетрадь 7, Op. 85 (
1834
—
1845
)
№ 1 — Andante espressivo, фа мажор;
№ 2 — Allegro agitato, ля минор;
№ 3 — Presto, ми-бемоль мажор;
№ 4 — Andante sostenuto, ре мажор;
№ 5 — Allegretto, ля мажор;
№ 6 — Allegretto con moto, си-бемоль мажор.
Тетрадь 8, Op. 102 (
1842
—
1845
)
№ 1 — Andante, un poco agitato, ми минор;
№ 2 — Adagio, ре мажор;
№ 3 — Presto, до мажор;
№ 4 — Un poco agitato, ma andante, соль минор;
№ 5 — Allegro agitato, ля мажор;
№ 6 — Andante, до мажор.
Наследие
Форма свободной напевной фортепианной миниатюры с лёгкой руки Мендельсона привлекла внимание других композиторов романтического направления. Пьесы под таким названием сочиняли в дальнейшем
Шарль Валантен Алькан
,
Игнац Мошелес
,
Антон Рубинштейн
,
Эдвард Григ
,
Габриэль Форе
.
Немецко-американский хореограф
Хайнц Полль
в 1982 году поставил на музыку «Песен без слов» одноимённый балет, посвящённый
Холокосту
.
Примечания
от 20 октября 2022 на
Wayback Machine
на сайте Кливлендской премии искусств