Огни большой деревни
- 1 year ago
- 0
- 0
Погасшие огни ( нем. Feuersnot ) — одноактная комическая опера Рихарда Штрауса на либретто Э. фон Вольцогена , по мотивам одноимённой фламандской сказки. Авторский подзаголовок — «поэма для пения» ( нем. Singgedicht ). Премьера состоялась в Дрезденской опере 21 ноября 1901 года.
Либреттистом для оперы был Эрнст фон Вольцоген , который в 1901 году основал Überbrettl ( нем . «Сверх-кабаре» ), место ставшее началом немецкого кабаре -движения, которое впоследствии расцвело в Веймарской республике .
Стиль оперы соответствовал стремлению Штрауса к чему-то непочтительному и циничному, с большим количеством слов (включая имена Вагнера и Штрауса) и детским хором, поющим «строфы якобы народной песни на широком диалекте».
Ажиотаж вокруг оперы был связан с достаточно вызывающими действиями и фразами, содержащимися в ней. В то время сексуальные и эротические подтексты вызывали тревогу у зрителей, а также у более консервативных музыкантов. Многие давили на композитора, пытаясь урезонить его, но Штраус и дирижёр премьеры в Дрездене, Эрнст фон Шуч, придерживались своего исходного видения.
Премьера в Дрезденской опере, состоявшаяся 21 ноября 1901 года, имела большой успех: Густав и Альма Малер были рядом, и она вспоминает в своем дневнике, что Штраус был в восторге от «бесконечных занавесок».
Успех в Дрездене привел к тому, что «Погасшие огни» были поставлены во многих театрах по всей Германии, включая выступление во Франкфурте во главе с самим Штраусом. Представление оперы в Вене оказалось более проблематичным для Густава Малера из-за необходимости удовлетворить цензуру , ставившую преграды для постановки. Малер написал Штраусу в середине 1901 года: «Что касается «Погасших огней», цензор, кажется, ужасно недоволен, что усложняет дело, поскольку работа еще не закончилась, так что я не в состоянии послать контракты на «Погасшие огни». Я боюсь, что вам, возможно, придется согласиться с изменениями... Увы, не будет успокоения»
Венская премьера, наконец, состоялась 29 января 1902 года с участием Штрауса. Он написал Малеру: «Присылайте мне мою сердечную благодарность за несравненно красивое исполнение, которое вы дали моей работе на прошлой неделе ...» (письмо 4 февраля 1902 года). Венская публика и критики были менее восторжены, чем немецкие. Макс Граф написал: «Критики единодушно отвергли работу». Малер написал Штраусу 18 февраля: «Я испытываю отвращение к отношению венской прессы и, прежде всего, к всеобщему согласию со стороны общественности, что я не могу ее преодолеть!». Он снял работу после четырёх разочаровывающих выступлений, хотя в этом году 14 марта (с «популярным балетом») он сделал ещё одно выступление.
В Берлине оперу ждала более успешная постановка. Было дано семь спектаклей, премьерный состоялся 28 октября 1902 года
Тем не менее, императрица проявила неприязнь к непристойному содержанию оперы, а император (кайзер) Вильгельм запретил показ. Штраус продолжал включать музыку из сцены любви в свои оркестровые концерты.
Опера была дважды возрождена в Вене, сначала в 1905 году Малером с 7 спектаклями и в 1922 году самим Штраусом с 6 спектаклями. Штраус писал к концу своей жизни ...
«Почти во всех биографических статьях, которые я читал, я встречал неправильное отношение к «Погасшим огням». Один забывает, что это, безусловно, далеко не идеальная работа, все еще вводит в природу старую оперу новый субъективный стиль только в самом начале века. Это своего рода приподнятое настроение».
В Лондоне он был представлен 9 июля 1910 года, в то время как премьера в США не давалась до 1 декабря 1927 года Филадельфийской гражданской оперной труппой в Филадельфийском [Доме Метрополитен-оперного театра] с Джорджем Расели в качестве Ганделфингена и Александра Смаленса. Премьера в Цюрихе не состоялась до 1953 года. Премьера в Нью-Йорке состоялась в 1985 году в Манхэттенской музыкальной школе. Она был представлена The Santa Fe Opera в течение летнего сезона 1988 года. В Великобритании группа Chelsea Opera Group представила концертное выступление в 2000 году.
В 2014 году, юбилейный год Страуса, опера «Погасшие огни» была возрождена многочисленными оперными театрами по всему миру. Театр Массимо поставил оперу в январе 2014 года, и были концертные выступления в том же году, которые были предоставлены Bayerischer Rundfunk в Мюнхене в феврале, в Дрездене Semperoper. Итан Пессен, бывший оперный режиссёр Земпера и художественный советник Театра Массимо Палермо дважды исполнял оперу за этот сезон. Другие выступления в 2014 году включают в себя «Фольксопер» в Вене , театр «Кайзерслаутерн», «Театр имени Гертнерплац» в Мюнхене и Карнеги-холл .
Роль |
Премьера, 21 ноября 1901 года
Дирижёр: Эрнст фон Вольцоген |
|
---|---|---|
Schweiker von Gundelfingen, der Burgvogt | тенор | Франц Петтер |
Ortolf Sentlinger / Ортольф Зентлингер, бургомистр | бас | Франц Небушка |
Diemut / Димут, его дочь | сопрано | |
Elsbeth / Елизавета, её подруга | меццо-сопрано | Огюст Лаутенбахер |
Wigelis / Вигелис, её подруга | контральто | Ирэн фон Чаванн |
Margret / Маргарита, её подруга | сопрано | |
Kunrad, der Ebner | баритон | Карл Шайдемантель |
Jörg Pöschel, der Leitgeb | бас | Эрнст Вахтер |
Hämerlein, der Fragner | баритон | Йозеф Хёпфл |
Kofel, кузнец | бас | |
Kunz Gilgenstock, хлебник и пивовар | бас | Ханс Гейслер |
Ortlieb Tulbeck, der Schäfflermeister | тенор | Антон Эрл |
Ursula / Урсула, его жена | контральто | Франциска Шафер |
Ruger Aspeckl, гончар | тенор | Теодор Круис |
Walpurg / Вальпургия, его жена | сопрано | Гизела Штаудигль |
Граждане, женщины, дети, |
All warmth springs from woman, All light from love does flow – Truly, only the heat of a virgin’s body can ignite your fires .
Во время праздника солнцестояния любовники клянутся быть верными, прыгая через пламя костра (известный традиционно как Иоганнесфейр, ). Любовь в воздухе, и дети собирают дрова для пламени солнцестояния. В городе появился колдун, Кундрад, захватив дом старого колдуна. Его присутствие беспокоит людей и приводит к большим предположениям. К большому удивлению, он предлагает детям свой дом для пламени солнцестояния. Дочь мэра Диемут и её трое друзей заинтригованы Кунрадом, и друзья находят его довольно привлекательным. Диемут менее впечатлен. Кундрад больше привлекает Диемута. К всеобщему шоку он подходит к Диемуту и целует её публично. Она отталкивает его, но замышляет отомстить за оскорбление. Она обещает привести его в свою комнату в корзине. Он соглашается, но она оставляет его на полпути. В отместку он утоляет все праздничные костры и осуждает людей как обывателей. Он устанавливает условие: единственный способ восстановить огонь - через «тело девственной в жару», которая шокирует население. Однако после некоторой мысли они убедили Диемута уступить Кунраду. Она делает это, и после того, как у неё впервые появился сексуальный опыт (изображенный в оркестровой «Сценке любви»), с сияющим в её комнате светом, пожары восстанавливаются, и Дием и Кундрад начинают петь песню о любви.
Год |
Исполнитель
(Дием, Кунрад) |
Дирижёр,
Оперный театр и оркестр |
Лейбл |
---|---|---|---|
1958 |
|
Рудольф Кемпе
Баварская государственная опера Оркестр и хор (концертная запись) |
Orfeo D'Or
Cat: 423962 |
1978 |
Гундула Яновиц
,
Джон Ширли-Куирк |
Эрих Лайнсдорф
Немецкий симфонический оркестр Берлина, Хор мальчиков Бад-Тёльца, Камерный хор RIAS (концертная запись) |
CD:
Deutsche Grammophon
Cat: 479 2414. |
1985 |
Юлия Варади
,
Бернд Вайкль |
Симфонический оркестр Мюнхенского радио , Хор мальчиков Бад-Тёльца, Хор Баварского радио |
CD: Arts
Cat: 47546-2 |
2013 (1965) |
,
|
Йозеф Кайльберт
Симфонический оркестр и хор Кёльнского радио |
CD: Gala
Cat: GL 100-540 |
2014 |
,
Маркус Эйш |
Ульф Ширмер
Симфонический оркестр Мюнхенского радио, Детский хор "Gärtnerplatz", Хор Баварского радио |
CD: CPO
Cat: CPO: 777920-2 |
2015 |
Никола Беллер
Карбоне,
|
Габриэле Ферро
Оркестр, хор и детский хор Театра Массимо |
Arthaus Musik
Cat: Arthaus 109065 (DVD), 109066 |