Interested Article - Боданцки, Артур
- 2020-06-08
- 1
Артур Боданцки (иногда Боданский , нем. Artur Bodanzky , также Bodansky ; 16 декабря 1877 , Вена — 23 ноября 1939 , Нью-Йорк , Нью-Йорк ) — австрийский и американский дирижёр еврейского происхождения.
Биография
Учился игре на скрипке и композиции у Александра Цемлинского . Работал дирижёром-ассистентом у Густава Малера в Вене, затем — в Берлине , Праге и Мангейме .
В 1915 году эмигрировал в США. По рекомендации Ферруччо Бузони был принят Артуро Тосканини в Метрополитен-опера , заведовал немецкой частью репертуара. В 1928 году объявил о своём уходе из театра, однако сменивший его Йозеф Розеншток был встречен настолько критической реакцией прессы, что почти сразу ушёл по собственному желанию. С Боданцки вновь заключили контракт, и он оставался в театре до конца жизни.
Стиль дирижирования и критические оценки
В Мангейме Боданцки хвалили как «зрелого и усердного» дирижёра с «единственным недостатком: известная тяжеловесность, склонность к ритардандо» . Тем не менее, позже в Метрополитен-опера Боданцки стал «печально известен своими быстрыми темпами, особенно в Вагнере» . Считается, что сокращений в партитурах он делал больше, чем многие другие современные ему дирижёры; иногда это объясняется тем, что он стремился поскорее закончить спектакль и отправиться играть в карты. Г. Л. Менкен подверг критике его дирижёрские способности, заявив: «создавалось впечатление, что он совершенно незнаком с тем, чем ему предстояло дирижировать».
Сохранилось множество записей спектаклей под управлением Боданцки, среди них самые ранние из сохранившихся трансляций Метрополитен-опера (1933—1934), в том числе значительные фрагменты « Валькирии » и « Тристана и Изольды » с участием . По ним слышно, что темпы Боданцки сильно колеблются, от очень очень быстрых до весьма медленных. В этом он недалёк от тогдашних живых записей своих современников таких, как Альберт Коутс , Фриц Райнер и Вильгельм Фуртвенглер . Что касается сокращений, в то время это была почти неизменная практика в оперных театрах, за исключением Байрёйта . Боданцки в этом отношении выгодно отличается от Фуртвенглера и Райнера. Позднее, судя по сохранившимся трансляциям 1940-х годов, Эрих Лайнсдорф делал ещё более существенные сокращения, а в 1944 году Джордж Селл дирижировал радиотрансляцией «Валькирии», которая в отношении быстрых темпов и количества купюр сравнима с любым спектаклем Боданцки.
Фрида Лайдер подчеркнула «выдающийся артистизм» Боданцки в автобиографии, написанной после его смерти. Влиятельный критик Сэмюэл Хоцинофф в своей книге «Тосканини: Интимный портрет» утверждал, что Тосканини вовсе не ставил Боданцки высоко, хотя был опечален его смертью; это противоречит утверждению о том, что Тосканини рекомендовал Боданцки в «Метрополитен-опера».
Примечания
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #116215119 // (нем.) — 2012—2016.
- ↑ Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Beaumont (2000), от 20 июля 2014 на Wayback Machine
- Mencken, H. L. (англ.) . — ISBN 0-7661-6475-6 . , 2003. — P. 287. —
- Leider, Frida; Charles Osborne (trans.). Playing my part (англ.) . — reprint. — New York: Da Capo Press , 1978. — P. 153. — ISBN 0-306-77535-2 .
Литература
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 75. — ISBN 5-85270-033-9
Ссылки
- 2020-06-08
- 1