Традиция шахтовых могил
- 1 year ago
- 0
- 0
Хоупвеллская традиция или Традиция Хоупвелл (иногда именуется « культура Хоупвелл ») — комплекс сходных индейских археологических культур, существовавших вдоль рек северо-восточной и центрально-восточной части будущих США в период 200 гг до н. э. — 500 гг. н. э. Хоупвеллская традиция состояла из раздробленных племён, связанных общей сетью торговых путей , известной как Хоупвеллская система обмена.
В период своего расцвета Хоупвеллская система обмена распространялась с юго-востока современных США до юго-востока канадского побережья озера Онтарио . На этой территории процветала активная торговля и деятельность вдоль речных путей. Хоупвеллская система получала материалы со всей территории современных США. Среди предметов торговли большинство составляли экзотические материалы, в обмен на которые экспортировались продукты питания и местные изделия. Хоупвеллские изделия обнаружены далеко за пределами данной системы, в частности, во многих погребениях за пределами среднего Запада .
Термин «Хоупвелл» ввёл американский археолог Хоупвеллских курганов в округе Росс в штате Огайо . В свою очередь, курганы были названы по имени Мордехая Хоупвелла, чья семья владела землёй, на которой они находились .
который в 1891—1892 годах занимался раскопкамиХотя о происхождении Хоупвеллской традиции всё ещё ведутся споры, по-видимому, она возникла на территории современного Иллинойса или невдалеке от него.
От своих предшественников — культуры Адена — Хоупвеллская традиция унаслеовала развитое социальное расслоение, социальную систему, где поощрялись межгрупповые связи и имелись средства реагирования на дефицит продуктов, что, в свою очередь, поощряло оседлый образ жизни, специализацию ресурсов, возможно, также рост населения .
Хоупвеллские общины кремировали своих покойных в большинстве случаев и осуществляли погребение только наиболее важных деятелей. Судя по раскопкам в некоторых местах, охотники имели более высокий статус в общинах, поскольку их могилы были сооружены более искусно и содержали больше «статусных» погребальных даров .
В хоупвеллской культуре существовал институт вождей, однако это едва ли были могущественные правители, повелевающие армиями или рабами . Скорее в хоупвеллских культурах определённые семьи занимали привилегированное положение . По мнению ряда исследователей, вожди были скорее « важными людьми », способными убедить людей по ряду важных вопросах, например, касающихся торговли или религии . Каковы бы ни были предпосылки появления подобных «важных людей», это был шаг по направлению к иерархическому обществу, именуемому « вождество » .
Из всех достижений хоупвеллской традиции до настоящего времени лучше всего сохранились курганы — величественные земляные сооружения правильной геометрической формы, цель сооружения которых пока остаётся неясной, хотя во многих курганах обнаружены разнообразные погребения. Ряд исследователей предполагают астрономическое назначение по крайней мере некоторых курганов .
Представители Хоупвелской традиции создали одни из самых изящных произведений искусства и предметов быта обеих Америк. Большая часть их работ имеет религиозную символику. Их могилы полны костяными и деревянными ожерельями, украшенными сложным резным орнаментом, декорированной церемониальной глиняной посудой, декоративными пробками для ушей и подвесками. Некоторые могилы обиты/устланы плетёными циновками, слюдой или камнем . Представители Хоупвелской традиции создавали произведения искусства в большем количестве и из более необычных материалов, чем их предшественники Адена . Зубы медведей гризли и акул, пресноводный жемчуг , морские раковины, медь и даже небольшое количество серебра были превращены в прекрасные вещи. Ремесленники Хоупвелской традиции были настоящими мастерами в резьбе по камню катлиниту, и во многих могилах много искусно вырезанных статуэток . В Кургане Курительных Трубок (археологический комплекс Маунд-Сити ) обнаружено свыше 200 каменных курительных трубок в виде довольно реалистичных изображений зверей и птиц .
Некоторые произведения искусства нельзя назвать просто «экзотическими», поскольку они выполнены из человеческой кости. Хоупвеллские мастера были искусными резчиками по кости, в том числе человеческой. Например, маска из Маунд-Сити выполнена из человеческого черепа .
Хоупвеллские художники создали как абстрактные, так и реалистичные изображения людей. Одна из трубок изображает человека настолько реалистично, что медики оценивают его как носителя классического ахондропластического нанизма . Многие другие статуэтки довольно детальны в плане изображения одежды, орнамента и даже причёсок . Хорошим примером абстрактного антропоморфного изображения является «Слюдяная рука» из Хоупвелла в округе Росс, штат Огайо. Аккуратно вырезанная из куска слюды , длиной более 28 сантиметров и шириной более 15 сантиметров, рука, скорее всего, использовалась в публичных церемониях .
Наряду с наиболее известным вариантом хоупвеллской традиции — культурой Огайо-Хоупвелл — существовало и несколько других культур, также участвовавших в хоупвеллской сети торгово-культурного обмена.
Наиболее высокая концентрация церемониальных памятников Хоупвеллской культуры наблюдается в долине реки Сайото в штате Огайо , от Колумбуса до и , а центром является г. Чилликоте в штате Огайо . В каждом из этих культурных центров обычно имелся погребальный курган и геометрический комплекс земляных сооружений площадью в несколько десятков или даже сот акров, а также разбросанные поселения; вблизи монументальных комплексов не обнаружены признаки высокой концентрации населения . В США широко известен национальный исторический парк культуры Хоупвелл , включающий курганы данной культуры, в долине реки в штате Огайо в нескольких километрах от города Чилликоте . Близ Чилликоте обнаружены и другие хоупвеллские земляные сооружения, например, , группа курганов Маунд-Сити , курган Сейп (Seip) с комплексом земляных сооружений, Хай-Бэнк, Либерти, Седар-Бэнк, и ряд других .
Портсмутские земляные сооружения были возведены в период 100 г. до н. э. — 500 г. н. э. Это крупный церемониальный центр, расположенный в месте слияния рек Сайото и Огайо . Часть этого комплекса земляных сооружений тянется через реку Огайо и заходит на территорию штата Кентукки .
представляла собой культуру хоупвеллской традиции, существовавшую в долине рек Нижняя Миссисипи, Язу и Тенсас на территории современных штатов Луизиана , Миссисипи , Миссури и Арканзас . Со временем она эволюционировала в , которая, в свою очередь, эволюционировала в культуры и . Названа в честь кургана Марксвилл близ г. в штате Луизиана .
— археологическая культура среднего Вудлендского периода , существовавшая на территории штатов Джорджия , Алабама , Флорида , Южная Каролина и Теннеси около 100—800 гг. н. э.
— археологическая культура, существовавшая на севере штатов Алабама , Миссисипи и Теннеси , а также на прилегающих территориях, в том числе на части территории штата Кентукки . Название Копена — гибрид английских слов copper (медь) и galena (галенит), поскольку артефакты из данных материалов часто встречаются в погребениях данной культуры .
Во время средневудлендского периода существовала на юге штатов Индиана и Иллинойс , а также северо-западе и западе Кентукки . На крайнем западе области распространения данной культуры было сооружено вилкообразное земляное сооружение Форт О’Байемс (O’byams Fort) .
Это были люди хоупвеллской традиции, обитавшие в долинах рек Иллинойс и Миссисипи на территории современных штатов Айова, Иллинойс и Миссури. Являются предками миссисипской культуры .
Археологический памятник Тулсборо ( ) представляет собой группу из 7 сохранившихся до настоящего времени погребальных курганов (ранее их число могло достигать 12) на утёсе над рекой Айова близ её соединения с рекой Миссисипи. Конические курганы были сооружены в период между 100 г. до н. э. и 200 г. н. э. Крупнейший из курганов, Курган 2, имеет диаметр 30 метров и высоту 2,5 метра — это, вероятно, крупнейший хоупвеллский курган на территории Айовы .
На западной границе хоупвеллской традиции находилась археологическая группа Канзас-Сити-Хоупвелл. Памятник Реннер в Ривервью. Канзас-Сити, штат Миссури — один из нескольких памятников, обнаруженных близ слияния рек Лайн-Крик и Миссури. Здесь обнаружены останки хоупвеллской традиции и среднего периода миссисипской культуры . Крайней западной границей хоупвеллской традиции можно считать памятник Траубридж (Trowbridge) близ Канзас-Сити. Керамика и каменные орудия, характерные для хоупвеллской традиции, в изобилии встречаются в Траубридже, однако редко встречаются на более западных землях . Ещё один памятник данной группы, Кловердейл (Cloverdale), находится близ Сент-Джозефа в штате Миссури . Это поселение было населено дважды: в хоупвеллский период (около 100—500 гг. н. э.) и в период культуры Стид-Кискер (около 1200 г. н. э.).
Около 500 г. н. э. система торговых обменов культуры Хоупвелл приходит в упадок, сооружение курганов прекращается, связанные с культурой виды искусства больше не создаются. Война представляется маловероятной причиной, свидетельства боевых столкновений в этот период отсутствуют. Как одна из возможных причин, рассматриваются климатические изменения: похолодание могло вызвать миграцию животных на север или запад, поскольку погода могла пагубно сказаться на привычной для них растительной пище. Также возможно, что появление лука со стрелами вызвало сокращение и без того малочисленных популяций пригодных в пищу диких животных . Распад социальной организации мог быть вызван переходом к полномасштабному земледелию.