Interested Article - Тагасер
- 2021-03-19
- 1
Тагасер ( азерб. Tağaser , арм. Թաղասեռ ) — село в Ходжавендском районе Азербайджана .
Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики , контролировавшей село со октября 1992 до 2020 года, располагалось в Гадрутском районе НКР.
4 октября 2020 года, в ходе Второй Карабахской войны президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил об установлении контроля над селом .
Этимология
Название села могло подписываться в документах как Тагасир, Тагасыр, Тахасир, Тахасер, Тогасер, Тугасер, Тухасер.
Ойконим представляет собой сочетание персидских слов tağ ( перс. «круг, купол») и sər ( перс. سر — «голова») и означает «село, расположенное на вершине (т.е. в верхней части) купола» .
Согласно армянской версии, название происходит от двух армянских слов: «таг» — «квартал (города)», и «сер» — «вершина» .
География
Село расположено у подножия Карабахского хребта в юго-восточной части Нагорного Карабаха между реками Энкузагет и Парзагет, к западу от Гадрута и является его пригородом. К северо-западу от села расположено село Эдиша , к западу село Шагах , а к юго-востоку расположено село Ванк . Село в 74 км. от Ханкенди .
Имеет площадь 1144,33 га, из них 616,46 га сельскохозяйственные угодья, 4741,57 га лесные угодья. На территории общины 4 источника: «Шенин», «Кочин», «Сисерн» и «Тегун».
История
Одно из старинных сёл Нагорного Карабаха , поселения здесь известны с X века .
В 1045 году, после падения царства Багратидов , кочевые племена вели опустошительные сражения на Карабахской равнине и нагорье, тогда часть жителей покинули свои поселения.
В начале XVII века многие армянские семьи из города Миль ( Байлакана ) поселились на Карабахском нагорье, где представители домов мелика взяли на себя управление, и ситуация была относительно стабильной. Некоторые из их семей поселились в месте под названием Хин Шен ( арм. Հին Շեն — «старое село»), которое находится на холме в 5 км. от современного Тагасера.
В 1631 году некий Багдасар оставил написанные в требнике в селе Тагасер заговорные слова:
— «От руки моей пошло, в письме моём осталось, в руке моей сгнило, в прах обратилось, письмо моё осталось напоминанием».
Оригинальный текст (арм.)— «Ձեռս գնաց, գիրս մնաց, Ձեռս փտի, դառնա ի հող, գիրս մնայ յիշատակող»
Позже требник был похищен. В 1791 году Езчисисо, сын Налбанда Сисо из Тифлиса , освободил захваченную рукопись и освятил её в церковь св. Аствацацин. Последним проводящим обряд был Арут из Агуле, купивший требник в Тифлисе в 1804 году. Спустя 100 лет требник был перенесён в Эчмиадзин . В 1638 году по приказу епископа Ованеса старец Киракос написал требник (который ныне хранится в Матенадаране ) :
— «Святое Евангелие было написано в моей стране Агуанке в провинции Дизак , в моём селе, чтобы призвать Тагасер к дверям Святого Саргиса , трижды аминь Шаху Сепу... (...) рукой дерзкого и неумелого пера лжеца Меликсета Еритса... (...) и мой шурин, мой благочестивый и кроткий владыка священник Киракос, с которым начали и закончили вместе».
Оригинальный текст (арм.)— «Գրեցաւ սուրբ աւետարանս ի երկրիս Աղուանից՛ ի գաւառիս Դիզակայ, ի գեաւղս, որ կոչի Թեղասեռ` ի դուռն սուրբ Սարգսիս, ի Շահ Սեփու երրորդ ամին ձեռամբ փծուն և անարհեստ գրչի՛ սուտանուն Մելիքսեդ երիցու և միաշունչ եղբաւրս իմոյ սրբամիտ և հեզահոգի տէր Կիրակոս քահանայի, որ ի միասին սկսաք և աւարտեցաք։»
В 1795—1797 годах, после нашествия Ага Мохаммад шаха из Ирана , в Карабахе начался голод и различные болезни, часть населения была вынуждена покинуть родину.
В 1798 году некоторые семьи из Гадрута , Таглара , , Хачмача , Чартара , существующих населенных пунктов Гадрутского района переселились и поселились на юге Шамахы и основали село . В начале XIX века жители старого Тагасера переселились и поселились недалеко от места их прошлого проживания, где и был основан нынешний Тагасер. Там построили деревянную церковь.
Автор Балаян Ваграм перечисляет рода жившие там: Пвотунц, Сопанц, Петунц, Мулкуманц, Будаганц, Хачунц, Лутанц .
До вхождения в состав Российской империи село Тагасер было в составе Дизакского магала Карабахского ханства .
Епископ Армянской Апостольской церкви Макар Бархударянц пишет об этом селе :
— «Жители переселились из города Мил на равнине, церковь Всеспасителя из дерева, священник один. В церкви есть рукописное Евангелие, которое хранится в ненадлежащих условиях. Дымов 110, душ — 1180. К западу от села есть небольшая церковь, которая называется Анапат».
Юноши Тагасера также участвовали в Сардарапатском сражении в составе состоящем из выходцев из Карабаха.
В 1917—1918 годах правительство хранило в Тагасере часть запасов оружия и боеприпасов.
В годы Великой Отечественной войны из села ушли на фронт 181 человек, 97 из них погибло. В их память в селе установлен памятник .
В советский период село входило в состав Гадрутского района НКАО . После первой Карабахской войны село находилось в составе Гадрутского района непризнанной НКР . Село перешло под контроль Азербайджана во время второй Карабахской войны 2020 года.
Памятники истории и культуры
Объекты исторического наследия в селе и его окрестностях включают хачкар XIV—XV веков, церковь Анапат ( арм. Թաղասեռի անապատ) построенную в 1635 году, мост Ин Тагасер ( арм. Հին Թաղասեռ, букв. «Старый Тагасер») построенный в 1763 году, мост Хамшот через одноимённую речку (Хамилхен) 1939 года , мост Гузен через одноимённую речку в южной части села построенный в первой половине XX века , церковь Сурб Аствацацин XVII века (арм. Սուրբ Աստվածածին, букв. «Святая Богородица»), остатки старого поселения Ин Шен 17-го века ( арм. Հին Շեն — «старое село»), кладбище XVII—XIX веков и родник XX века.
Арочный родник в селе был построен в 1915 году на собственные средства Саргисом Овсепяном, одним из зажиточных жителей Тагасера. В советские годы памятник был разрушен, став жертвой антикулацкой идеологии . Был восстановлен в 2000 году, во время вооружённых действий не пострадал.
В селе действовали сельская администрация, дом культуры, медпункт, начальная школа, в которой обучалось 60 учащихся .
Монастырь Анапат
Исторических сведений о строительстве монастыря не сохранилось, дата основания считается 1635 год . Название указывает на то, что здесь находилась пустынь-обитель. Местные жители и монастырь, и холм называют Напат . Монастырь состоит из церкви и находящихся к западу и югу от неё построек, от которых сохранились лишь следы стен. Местами сохранились также основания мощных стен, окружавших монастырь. На южной стене сохранились солнечные часы . В кладке стен использованы хачкары . Внутри церкви сохранилось несколько хачкаров, один из которых носит надпись.
Церковь была в полуразрушенном состоянии. В период вооружённых действий церковь на пострадала .
Население
По состоянию на 1 января 1933 года в селе проживало 910 человек (282 хозяйства), практически все (99,5%) — армяне . В 2005 году в селе проживал 491 человек, а в 2015 году — 434 человека, 121 двор.
Год | 1933 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|---|
Население | 910 | 491 | 503 | 502 | 501 | 434 |
Известные люди
Жан Ди Шуши (Ованес Петросян, известен также под именами Пьер, Петро, 1781 год, Тагасер, меликство Дизак (позже Гадрутский район ) — 1841) — уроженец села Тагасер, в 1787 году пленён персами и в качестве мамлюка продан в Египет . В 1798 поступил на службу к Наполеону Бонапарту , принимал участие в походах Французской армии 1798-1813. Позже вернулся на родину. Принимал участие в русско-персидской войне 1826-1828, освобождении Восточной Армении , будучи командиром конного отряда, награждён орденом. Потомки его проживают в США .
Из этого села происходили родители советского и армянского шахматиста Каспарян Генриха .
См. также
Литература
- Azərbaycan toponimlərinin ensiklopedik lüğəti . İki cilddə. I cild. Bakı, “Şərq-Qərb”, 2007.
- Azərbaycan Respublikasının inzibati — ərazi bölgüsü. Məlumat toplusu. Bakı – 2013. 488 səh.
- Azərbaycan Respublikası əhalisinin siyahıyaalınması 2009-cu il. I cild. Bakı - 2010.
- Բալայան Վահրամ (2020)։ ԱՐՑԱԽԻ ՀԱՆՐԱՊԵՏՈՒԹՅԱՆ ԲՆԱԿԱՎԱՅՐԵՐԻ ՊԱՏՄՈՒԹՅԱՆ ՈՒՐՎԱԳԾԵՐ։ Երևան: Զանգակ։ էջեր 564–566 — Балаян Ваграм (2020). Очерки истории поселений Республики Арцах. Ереван: Белл. страницы 564–566
- Ղահրամանյան Հակոբ (2015)։ Տեղեկաատու Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետության վարչատարածքային միավորների սոցիալ-տնտեսական բնութագրերի ։ Երևան։ էջ 115 — Акоп Каграманян (2015). Справочник социально-экономических характеристик административно-территориальных единиц Нагорно-Карабахской Республики . Ереван. стр. 115.
Примечания
- Название согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики — арм. Թաղասեռ
- Данный населённый пункт расположен в пределах территории, на которой в 1991 году была провозглашена непризнанная Нагорно-Карабахская Республика . Сейчас контролируется Азербайджаном .
- Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики по состоянию на сентябрь 2020 года населённый пункт располагается в Гадрутском районе НКР
- Azərbaycan Respublikası Dövlət Statistika Komitəsi. / Azərbaycan Respublikasının Dövlət Standartı. — Bakı, 2019-2020. — 122 с. 28 января 2022 года.
- . Информационное Агентство Репорт . Дата обращения: 15 октября 2020. 19 октября 2020 года.
- . www.xocavend-ih.gov.az . Дата обращения: 6 декабря 2022. 28 июня 2023 года.
- . — Bakı, 2007. — 304 с. — ISBN 978-9952-34-155-3 . 21 августа 2022 года.
- . classes.ru . Дата обращения: 6 декабря 2022. 6 декабря 2022 года.
- ↑ Բալայան Վահրամ (2020)։ ԱՐՑԱԽԻ ՀԱՆՐԱՊԵՏՈՒԹՅԱՆ ԲՆԱԿԱՎԱՅՐԵՐԻ ՊԱՏՄՈՒԹՅԱՆ ՈՒՐՎԱԳԾԵՐ ։ Երևան: Զանգակ։ էջեր 564–566 — Балаян Ваграм (2020). Очерти истории поселений Республики Арцах. Ереван: Белл. страницы 564–566
- Barkhudaryan, Makar, 1832-. . — "Nauka", 2009. — ISBN 978-5-02-025551-7 , 5-02-025551-3.
- . Monument Watch . из оригинала 6 декабря 2022 . Дата обращения: 6 декабря 2022 .
- (рус.) . Monument Watch . Дата обращения: 6 декабря 2022. 6 декабря 2022 года.
- (рус.) . Monument Watch . Дата обращения: 6 декабря 2022. 6 декабря 2022 года.
- Акоп Каграманян (2015). Справочник социально-экономических характеристик административно-территориальных единиц Нагорно-Карабахской Республики . Ереван. стр. 115
- ↑ Мкртчян Ш., Историко – архитектурные памятники Нагорного Карабаха, Ереван, 1989.
- (рус.) . Monument Watch . Дата обращения: 6 декабря 2022. 6 декабря 2022 года.
- ↑ Карапетян 2009 — Карапетян С., Мосты Арцаха, Научные исследования ООИАА, Книга 12, Ереван
- (рус.) . Monument Watch . Дата обращения: 6 декабря 2022. 6 декабря 2022 года.
- . — Баку: Издание АзУНХУ, 1933. — С. 111. 28 декабря 2021 года.
- National Statistic Service of the Republic of Artsakh. (арм.) (рус.) (англ.) . Дата обращения: 6 декабря 2022. Архивировано из 2 марта 2011 года.
- . ARTSAKH E-LIBRARY . Дата обращения: 6 декабря 2022. 30 октября 2019 года.
- Տիգրան Հայազն, Գարեգին Ղազարյան: 1000 հայազգի գեներալներ,ծովակալներ.-Ե.,Հեղինակային հրատարակություն, 2009 թ.,էջ 542: ISBN 978-9939-53-105-2
Ссылки
- — World-Gazetteer.com (англ.)
- (арм.) (англ.) (рус.)
- (азерб.)
- — Макар Бархударянц (арм.)
- (азерб.)
- (рус.)
- — Artsakh Press (рус.)
- 2021-03-19
- 1