Interested Article - Московское время (объединение)

«Московское время» — литературный альманах, выходивший в «самиздате» в Москве в первой половине 1970-х, литературная группа, образованная некоторыми авторами альманаха, а также литературный клуб, который вёл основатель «Московского времени» Александр Сопровский в 1980-х.

Альманах

Основные авторы альманаха и группы — поэты Сергей Гандлевский (1952), Александр Казинцев (1953—2020), Бахыт Кенжеев (1950), Александр Сопровский (1953—1990), Алексей Цветков (1947—2022) — познакомились в 1970 году, будучи студентами МГУ (Гандлевский и Сопровский учились на филфаке, Казинцев и Цветков — на журфаке, Кенжеев — на химфаке). Большинство были жители Москвы, Цветков приехал из Запорожья. В этот круг вошла также поэт , не являвшаяся студенткой университета. Молодые поэты, ставшие членами университетской литературной студии « Луч » под руководством Игоря Волгина , задумали выпускать «самиздатовский» литературный альманах. Первый выпуск «Московского времени», вышедший в 1973 году, был, как и все последующие, отпечатан на машинке и переплетен вручную. В дальнейшем тираж колебался от 7 до 10 экземпляров. В течение четырёх лет вышло шесть выпусков «Московского времени», в основном со стихами авторов альманаха. Публиковались также критические заметки и рассказы. Иллюстрировал издание художник Михаил Лукичов.

В альманахе печаталось также немало поэтов со стороны, в том случае, если и «гостями» и «хозяевами» ощущалась эстетическая и мировоззренческая общность: Наталия Ванханен , Виталий Дмитриев, Елена Игнатова , Юрий Кублановский , Павел Нерлер , Владимир Сергиенко и др.

После прекращения выхода альманаха в конце 1970-х термин «Московское время» закрепился за основным кругом его авторов, воспринимаемым как распавшаяся литературная группа. Кенжеев и Цветков к этому времени эмигрировали, Казинцев отошёл от группы, примкнув к «почвенническим» литературным кругам, связанным с журналом « Наш современник » .

Литературная группа

В начале 1970-х годов образовалась группа «Московское время», в которую вошли поэты Александр Сопровский , Алексей Цветков , Сергей Гандлевский , Бахыт Кенжеев . Все они были яркие индивидуальности, что-то их объединяло. Размышляя об этом объединяющем начале, Гандлевский писал: "Речь идет о категорическом неприятии советского режима: об убеждении, что объективной реальностью…. жизнь не исчерпывается, потому что за ней стоит тайна… Мы любили литературную традицию и в то же время с подозрением относились к снобизму «хранителей ценностей» и «жрецов всего святого». С другой стороны, самозабвенное растворение в "новоязе « (в данном случае, „новояз“ — это язык советской поэтической риторики) казалось нам скорее поэтическим поражением, чем победой …» Поэты «Московского времени» выработали «свой» стиль: предельная точность, даже «прозаичность» высказывания сочетается с блестящей огранкой стиха, заключённого в строгие рамки литературной нормы .

"В литературном происхождении авторов «Московского времени» было много общего, и далеко отойти друг от друга они пока не успели. Манифест группы не был обнародован (не был даже написан), но какие-то его пункты читались достаточно ясно: возврат к традиции, воссоздание поэтической нормы. Оттачивание стиховой техники. Отчасти и коллективная литературная работа: целенаправленная выработка нормативного стиха и большого стиля (кстати, небезуспешная). Чувствовалось, как им важны «профессиональные навыки». Как они вообще доверяют стиху. Но и само существование плеяды, крепко повязанной изнутри творческой дружбой и литературной ревностью, — тоже восстановление лучших традиций. Эстетическая позиция группы имела заметную этическую подоплёку: реанимация литературной нормы мыслилась как первое движение к общей (общественной) нормальности. Как борьба с хаосом. Казалось, что «Московское время» понимает и заявляет себя не только группой, но и школой .

На вопрос «Был ли у „Московского времени“ какой-то творческий манифест, принцип, согласно которому поэт принимался в объединение» вдова поэта и основателя группы «Московское время» Александра Сопровского отвечала: "Предисловия ко всем выпускам антологии, которые писал Сопровский, — это и есть манифесты. Процитирую его предисловие к последнему выпуску, его тогда «Континенте» не напечатали, была только редакционная статья. «Культурный нонконформизм — не интеллектуальная роскошь, но „жизненное пространство“ поэзии. Такой нонконформизм не подразумевает непременного формального модернизма, подкрепленного дешёвым эпатажем. Независимость не означает забвения традиций (…). Мы пытались (по мере сил и возможностей) отстаивать как высокую традицию русского стиха, так и ответственность литературных отношений и оценок, которая также в традициях русской литературы — но бездарно растрачена в наши дни…»

Литературный клуб

В первые «перестроечные» годы, в основном благодаря А. Сопровскому, в Москве действовал литературный клуб, «в ознаменование преемственности» названный «Московское время». В обновлённом составе активно участвовали яркие молодые авторы — Дмитрий Веденяпин , Григорий Дашевский , , Игорь Болычев . Клуб, прекративший свою работу в 1989 году, стал одним из наиболее авторитетных литературных проектов современной литературной эпохи и оказал существенное эстетическое влияние на многих современных авторов.

Примечания

  1. Игорь Сид. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Энциклопедия «Кругосвет»
  2. . Дата обращения: 15 июня 2013. 1 сентября 2014 года.
  3. Айзенберг М. от 30 октября 2013 на Wayback Machine // Знамя. — 2005. — № 8. — С. 137—143
  4. Борис Кутенков. // Homo Legens. — 2012. — № 4 . 7 марта 2016 года.

Литература

  • Татьяна Полетаева // Знамя . 2013. — № 3. — С. 141—176
  • Спишакова П. Художественный образ столицы в стихах поэтов «Московского времени» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2013. — № 11. — С. 141—145.
  • Полетаева Е. А. Литературный клуб «Московское время» // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2019. — № 4. — С. 220—229.
Источник —

Same as Московское время (объединение)