Члены Союза писателей Эстонии
- 1 year ago
- 0
- 0
Всероссийская ассоциация пролетарских писателей ( аббрев. ВАПП) была основана в октябре 1920 года на одной из конференций пролетарских писателей, созванной литературным объединением « Кузница ».
В 1921 была утверждена Наркоматом просвещения в качестве головной литературной организации. Руководство осуществлял В. Кириллов , перешедший в «Кузницу» из Пролеткульта . С апреля 1924, при помощи МАПП , ВАПП попала под исключительное влияние партийных догматиков группы « Октябрь » и вплоть до 1928 года являлась ведущей литературной организацией Советского Союза .
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 года « » литераторов 1920-х годов условно разделило писателей на 3 категории :
Возложив руководство в целом на пролетарских писателей, резолюция подчеркнула: « партия поддерживает все отряды советских писателей ». Пока « гегемонии пролетарских писателей ещё нет, партия должна помочь этим писателям заработать себе историческое право на такую гегемонию ». Партия должна бороться против коммунистического чванства, « должна всячески бороться против легкомысленного и пренебрежительного отношения к старому культурному наследству, а равно и к специалистам художественного слова ». По отношению к попутчикам как колеблющимся между буржуазной и коммунистической идеологией « должна здесь быть директива тактичного и бережного отношения к ним, то есть такого подхода, который обеспечивал бы все условия для возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической идеологии » . В постановлении партийное руководство высказалась за свободное соревнование творческих сил, форм и методов, подчёркивая необходимость создания литературы, рассчитанной на действительно массового читателя .
Хотя в этой резолюции не были упомянуты имена боровшихся в 1920-е годы литературных групп, им была дана всесторонняя оценка, считает исследователь эпохи С. И. Шешуков . Фактически нашла поддержку позиция А. Воронского, ратовавшего за объединение писателей, во главе с коммунистами, для совместной творческой работы, за преемственность литературного наследия, за отражение жизни во всех её красках, а не только жизни пролетариата, за коллегиальность в противоположность комчванству. Напостовцы это ранее категорически отвергали .
Абсолютное большинство писателей эту резолюцию встретили восторженно, а Максим Горький заявил, что она « сильно толкнёт вперед русское художественное творчество » .
Напостовцы высказались одобрительно, но истолковали документ тенденциозно. Авербах это выразил спустя 10 дней после опубликования резолюции в «Известиях» в своём докладе на совместном заседании партийной секции ВАПП и МАПП «За пролетарскую культуру (о политике РКП (б) в области художественной литературы». Затем он повторил те же тезисы в одноимённой брошюре, выпущенной к чрезвычайной конференции пролетарских писателей, состоявшейся 26—27 февраля 1926 года .
Конференция в целом осуждала старую линию напостовцев, однако Авербах в своём докладе подчеркнул, что пролетарские писатели проникли в существо вопроса глубже и знают его лучше, чем партия, которая только начинает осознавать течения литературного процесса. На словах поддерживая резолюцию, он однако выступает против попутчиков («за попутчиков выдавались буржуазные писатели»), предлагая придерживаться в их оценке исключительно позиции Троцкого : « „Попутчики“ не революционеры, а юродствующие в революции… Они не пойдут с нами до конца », В подтверждение совпадения позиции партии и «На посту» он привёл тезисы к докладу Вардина от 10 мая 1924 года, составленные при его собственном участии, от которых он вынужден будет полностью отказаться в ноябре 1926 года .
Авербах предостерегал от кружковщины и комчванства, ссылаясь на резолюцию 1-й Всесоюзной конференции, как раз и пронизанной этим самым комчванством. Он поучал Л. Леонова , осудившего напостовцев: « Если Леонов хочет быть подлинным писателем Советской страны, он не должен нападать на напостовцев, он должен выбирать между большевистской и замятинской любовью ». Выражением «если он хочет, чтобы революция его приняла» он фактически оскорбил гражданские чувства Леонова, который сражался в Красной Армии на фронтах Гражданской войны, а с 1920 по 1922 год редактировал газеты « » и «Красный воин» и своим романом « » заслужил народное признание .
Отступив от истины, Авербах заявил, что категорически за резолюцию Политбюро ЦК выступили он сам, Либединский и Лелевич (то есть напостовцы), не упомянув Фурманова . Саму резолюцию он назвал «реализацией принципов „На посту“», поскольку этот журнал с первого номера провозглашал «требование единой партийной линии». При этом если в резолюции говорилось, что классовая борьба в советском обществе уступает место «мирноорганизаторской работе», то Авербах утверждал обратное. Если резолюция констатировала, что «антиреволюционные элементы в литературе теперь крайне незначительны», Авербах видел перед собой вражеский лагерь: В. Вересаев , И. Новиков, М. Шагинян , М. Булгаков , А.Толстой зачислены в попутчики исключительно по потере бдительности. Он выразил недоверие всему Всероссийскому союзу писателей , объединявшему 360 человек .
Дмитрий Фурманов пытался бороться с идейными махинациями Авербаха, опасаясь, что тот придёт к руководству ВАПП. Бывшие товарищи обрушились с критикой и на него, утверждая, что он не настоящий напостовец. 15 марта 1925 года Фурманов скончался .
После конференции в феврале 1926 года внутри руководства группы возникли резкие противоречия: Вардин , Родов и Г. Лелевич были отстранены от руководства; власть перешла в руки Авербаха , Либединского , Киршона , Ермилова и Лузгина . Позже к ним присоединился, наряду с некоторыми критиками, А. Фадеев . Уже в 1927 году в статье в журнале « На литературном посту » он признал, что забвение художественных критериев привело к тому, что читатель с большим удовольствием читает переводную и классическую литературу, чем революционную, хотя та привлекает его своими злободневными темами .
С 1926 ВАПП издавала журнал «На литературном посту», продолжавший линию воинствующе-ортодоксального журнала группы «Октябрь» — «На посту»; вела борьбу с группой « Перевал », приверженцами формальной школы , с конструктивизмом и со всеми «попутчиками». В 1928, после создания Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП), ВАПП была переименована в РАПП ( Российская ассоциация пролетарских писателей ).