Interested Article - Аборт и христианство

Христиане верят, что душа человека возникает в момент зачатия [ источник не указан 837 дней ] . Христианская традиция осуждает аборты как тяжелый грех. Православная, католическая и часть протестантских церквей считают аборт убийством ребёнка во чреве матери . Протестантские церкви в современный период времени не имеют единой позиции. Ряд протестантских церквей, особенно в Европе и США, допускают возможность аборта по желанию женщины .

Отношение к аборту в православии

Позиция православных церквей касательно аборта не различается. Официальная позиция Русской православной церкви сформулирована в « Основах социальной концепции »:

XII.2. С древнейших времён Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убеждённость в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Об ответственности отца:

Ответственность за грех убийства нерождённого ребёнка, наряду с матерью, несёт и отец, в случае его согласия на производство аборта.

О праве мужа расторгнуть брак:

Если аборт совершён женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака.

Об ответственности врача:

Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

Исключительные случаи:

В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у неё других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.

Отношение к абортивной контрацепции

Согласно официальной позиции Русской православной церкви, использование внутриматочных и гормональных средств контрацепции , имеющих абортивное действие, то есть вызывающие гибель человеческого существа в эмбриональный, переходный или плодный (фетальный) период жизни, приравнивается к совершению аборта .

Из «Основ социальной концепции Русской православной церкви»:

Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту .

В заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московском патриархате «О грехе детоубийства», принятом в 2000 году, говорится:

Совет по биомедицинской этике констатирует, что все гормональные препараты, а также другие контрацептивные средства, «противозачаточный» эффект которых основан на недопущении имплантации оплодотворённой яйцеклетки, являются абортивными средствами, а их применение равнозначно аборту, так как губит уже начавшуюся жизнь .

Отношение к аборту в католичестве

Официальная позиция Католической церкви была сформулирована в папской энциклике « Humanae vitae » в 1968 году .

Катехизис католической церкви :

Человеческая жизнь должна пользоваться уважением и защитой в абсолютной мере с момента зачатия. С первого же момента его существования за человеком должны быть признаны все права человеческой личности, среди которых — нерушимое право каждого невинного существа на жизнь . Начиная с 1 в., Церковь провозглашала моральное зло всякого искусственно вызванного аборта. Это учение не изменилось. Оно остаётся незыблемым. Сознательный аборт, то есть желаемый как цель или как средство, глубоко противоречит нравственному закону . Церковь применяет каноническое наказание отлучения к этому преступлению против человеческой жизни. Тот, кто производит аборт, если цель достигнута, подлежит отлучению (экскоммуникации) latae sententiae (связывающее силой самого закона), уже из-за самого факта совершения преступления .

В 2007 году Папа Римский Бенедикт XVI подтвердил точку зрения, согласно которой аборт — грех . В 2009 году, в связи с дискуссией бразильских архиепископов касательно отлучения матери изнасилованной 9-летней девочки, давшей разрешение на аборт , Конгрегация доктрины веры вновь подтвердила позицию церкви о греховности любых абортов .

Отношение к аборту в протестантизме

Вплоть до конца 60-х годов XX века позиция протестантских церквей была едина: они осуждали аборт, считая что дитя в лоне матери должно быть под защитой .

Жану Кальвину , одному из вождей Реформации , принадлежит следующее высказывание :

Плод, хотя и сокрытый в утробе матери, уже есть человеческое существо. Поэтому, если его лишают жизни, которой он ещё даже не насладился, то тогда такой поступок есть ничто иное, как величайшее преступление. Если убить человека в его собственном доме — в самом безопасном месте — считается более кощунственным, чем лишить его жизни в поле, то как же мы назовём преступление, когда плод ещё во чреве уже лишается жизни, так и не увидев свет Божий?

Мартин Лютер , основатель Лютеранской церкви, высказывался в защиту зачатого ребёнка :

Несомненно, созданное Богом в этот момент [зачатия], должно быть продолжено в потомстве.

В 1960—1970 годы среди протестантских церквей по вопросу абортов начался раскол. Например, некоторые пресвитериане в США поддержали свободу абортов, за ними последовал ещё ряд церквей. Это, в свою очередь, привело к основанию конфессиональных групп движения «в защиту жизни» (pro-life) .

В настоящее время в протестантизме вопрос об абортах является предметом дискуссии. Помимо критиков, встречаются и осторожные сторонники . Лютеранский теолог Пер-Андерс Груннан, осуждая аборты, оговаривается, что «аборт допустим для христиан лишь в том случае, когда жизнь матери находится под угрозой» . В целом в лютеранских странах сильны позиции противников абортов [ нет в источнике ] . Тем не менее есть лютеране открыто практикующие аборты (например, убитый в церкви доктор Джордж Тиллер )

Многие церкви протестантского мейнстрима США (в отличие от евангельских церквей США) и многие протестантские церкви Европы, хотя не приветствуют аборт как явление в целом, часто принимают право выбора женщины в сложных обстоятельствах . Большинство европейских протестантских богословов не приравнивают нерожденный эмбрион к рожденному человеку. По мнению многих европейских протестантских специалистов по биоэтике, эмбрион, хотя и содержит в себе зародыш человеческой жизни, не равен человеческому существу, если у него еще не сформированы нервная система, органы и чувства. Данная точка зрения дает основание таким богословам не приравнивать аборт на ранних сроках беременности к убийству человека, так как в этом случае необходимость защиты человеческой жизни возрастает в зависимости от степени развития эмбриона .

Покаяние для совершивших аборт

Женщин, сделавших аборт, а также мужчин, принимавших участие в принятии решения об аборте, христиане призывают к покаянию. В Православной и Католических церквях существует таинство покаяния ( исповедь ), где верующий исповедуется в присутствии священника . В ряде протестантских церквей после аборта также необходимо покаяние, как во время частной исповеди, так и во время общей, где можно сказать о совершённом грехе, не указывая какой именно грех совершён ( Аугсбургское исповедание , артикул 11: Об исповеди).

В покаяние входит также и исправление, насколько это возможно, греховного поступка делом. В случае аборта можно, например, усыновить ребёнка, отговорить кого-либо от аборта, организовать центр помощи беременным и т. д.

Святые Отцы о зачатии и аборте

Церковный писатель Тертуллиан называл аборт преступлением и приравнивал к детоубийству :

Так как нам раз навсегда запрещено человекоубийство, то не дозволяется истреблять даже зародыш, когда кровь ещё образуется в человеке. Воспрепятствовать рождению человека значит преждевременно умертвить его, и нет различия между тем, исторгает ли кто из тела душу уже рождённую, или уничтожает её рождающуюся. Человек уже и тот, который имеет сделаться человеком; и уже в семени заключается весь плод.

Святитель Василий Великий обличал как тех, кто способствовал абортам, так и женщин, к ним прибегавшим :

…те, которые дают снадобья, вытравливающие младенца, суть убийцы, равно как и те, которые принимают убивающие зародыш отравы.

Святитель Григорий Нисский говорит о существовании человека с момента зачатия :

Поскольку человек, состоящий из души и тела, есть единое, то предполагаем одно общее начало его состава, так что он ни старше, ни моложе самого себя и не прежде в нём телесное, а потом другое. Напротив того, утверждаем, что предведущим Божиим могуществом, согласно с изложенным несколько выше учением, приведена в бытие вся полнота человеческого естества.

Экстремизм

К христианским террористическим организациям , борющимся против проведения абортов, относится « Армия Бога » . Первым человеком, осуждённым в США за убийство производящего аборты врача-гинеколога, был священник пресвитерианской церкви Пол Хилл . Он также был связан с «Армией Бога» .

Примечания

  1. . pravoslavie.ru . — «Все эти факты являются неприемлемыми для православных христиан, для которых аборт во все времена приравнивался к убийству». Дата обращения: 6 января 2021. 9 января 2021 года.
  2. Gudrun Schultz. (англ.) . LifeSiteNews (24 апреля 2007). — «he media hides “the tragic reality of the facts,” the Archbishop said, “For example, abortion is called ‘voluntary interruption of pregnancy’ and not the killing of a defenseless human being. (СМИ скрывают трагическую реальность ... аборт называют "прерыванием беременности по желанию", а не убийством беззащитного человеческого существа)». Дата обращения: 6 января 2021. 9 января 2021 года.
  3. Группа католических и протестантских лидеров в США: «The direct and intentional taking of innocent human life in abortion, euthanasia, assisted suicide, and embryonic research is rightly understood as murder» (прямое и намеренное отнятие невинной человеческой жизни с помощью аборта, эвтаназии … справедливо считается убийством") от 19 декабря 2018 на Wayback Machine
  4. Robert Wuthnow. Abortion // The Encyclopedia of Politics and Religion (англ.) . — Routledge, 1988. — Vol. 2. — P. 8.
  5. Потиха В. В., Фокин А. А. Абортивное действие средств контрацепции. — М.; СПб., 2016. — С. 6—9. — ISBN 978-5-9905014-2-3
  6. . Патриархия.ru . Дата обращения: 6 января 2021. 1 января 2021 года.
  7. . pk-semya.ru . Дата обращения: 6 января 2021. 18 апреля 2018 года.
  8. . Дата обращения: 24 марта 2016. 23 июля 2012 года.
  9. . Дата обращения: 24 марта 2016. 23 июля 2012 года.
  10. . Дата обращения: 24 марта 2016. 23 июля 2012 года.
  11. . www.religare.ru . Дата обращения: 6 января 2021. 3 февраля 2020 года.
  12. . NEWSru.com (10 марта 2009). Дата обращения: 22 августа 2020. 1 июня 2021 года.
  13. Congregazione per la Dottrina della Fede , от 29 мая 2012 на Wayback Machine , «L’Osservatore Romano», Anno CXLIX n. 157 (11 luglio 2009), p. 7.
  14. Kathleen Sweeney. The Protestant Churches on Abortion: Complex, Contradictory, and Challenging. . Дата обращения: 9 декабря 2009. 19 декабря 2009 года.
  15. от 7 июня 2009 на Wayback Machine
  16. . rusk.ru . Дата обращения: 6 января 2021. 9 января 2021 года.
  17. Груннан П-А. Любовь, истина и благодать/ пер с шведск. В. Володина — СПб: Светоч, 2000. — С.73
  18. 1 декабря 2008 года.
  19. . Дата обращения: 10 июня 2009. 8 июня 2009 года.
  20. Birkhäuser M. Ethical issues in human reproduction: Protestant perspectives in the light of European Protestant and Reformed Churches (англ.) // Gynecol Endocrinol. — 2013. — November ( no. 29(11) ). — P. 955-959.
  21. . Патриархия.ru . Дата обращения: 22 августа 2020. 1 января 2021 года.
  22. . Настоящее Время . Дата обращения: 22 августа 2020. 12 августа 2020 года.
  23. . azbyka.ru . Дата обращения: 6 января 2021. 9 января 2021 года.
  24. . azbyka.ru . Дата обращения: 6 января 2021. 8 мая 2015 года.
  25. Святитель Григорий Нисский. . Экзегет . Дата обращения: 6 января 2021.
  26. Jennifer Jefferis. (англ.) . — ABC-CLIO, 2011. — 201 p. — ISBN 978-0-3133-8753-1 . 9 января 2021 года.
  27. Justin Altum. (англ.) . Chrestomathy (2003). Дата обращения: 6 января 2021. 30 августа 2017 года.
  28. Patricia Baird-Windle, Eleanor J. Bader. (англ.) . — New York, N.Y.: Palgrave for St. Martin’s Press, 2001. — 396 p. — ISBN 978-0-312-23925-1 . 16 марта 2022 года.
  29. (англ.) . www.clarkprosecutor.org . Дата обращения: 6 января 2021. 7 сентября 2003 года.

См. также

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3886 дней] — , )
Источник —

Same as Аборт и христианство