Interested Article - Dark Side of the Moon (концертный тур)

Концертный тур Dark Side of the Moon — гастрольное турне британской рок-группы Pink Floyd в 1972 1973 годах , проводившееся в поддержку их восьмого студийного альбома The Dark Side of the Moon . Турне состояло из двух частей — первая часть проходила в 1972 году до записи и издания альбома, вторая часть состоялась в 1973 году во время и после выпуска альбома.

Концертный тур в 1972 году проходил: с января по февраль — в Великобритании , в марте — в Японии и в Великобритании (два концерта в Манчестере ), в апреле и начале мая — в Северной Америке , во второй половине мая — в Нидерландах , Западной Германии и Великобритании (в Брайтоне ) , в сентябре — в Северной Америке, с октября по декабрь — в странах Европы . В 1973 году концерты проходили: в январе — во Франции , в марте — в Северной Америке, в мае — в Великобритании (два концерта в Лондоне ), в июне — в Северной Америке , в октябре и ноябре — в Западной Германии, Австрии и Великобритании. На концертах 1972 года сюиту The Dark Side of the Moon исполняли как правило в первом отделении, начиная с североамериканских гастролей в марте 1973 года сюита стала частью второго отделения концертного представления.

История тура

Гастроли 1972 года

В начале 1972 года музыканты группы Pink Floyd в ходе нескольких недель репетиций наметили контуры нового альбома. Его рабочим названием было The Dark Side of the Moon . До того как записать и официально издать этот альбом композиции из него решили предварительно сыграть на концертах. Предполагалось, что в ходе выступлений готовящийся к выпуску новый материал можно будет развить и доработать . Сочинение композиций и одновременно подготовка к выступлениям проходили с 3 по 15 января на репетициях в районе (Южный Лондон), на складе, арендованном у группы The Rolling Stones , с 17 по 19 января — на репетициях в концертном зале лондонского театра . Турне под названием The Dark Side of the Moon группа Pink Floyd начала 20 января. Первые концерты турне прошли по городам Великобритании . В ходе выступлений новый альбом стали исполнять полностью как одно целое произведение .

Первоначальным рабочим названием альбома и названием гастрольного турне было The Dark Side of the Moon, но позднее, когда музыканты Pink Floyd обнаружили, что альбом с таким же названием выпустила группа Medicine Head , они изменили наименование своего альбома на Eclipse («Затмение») — по названию финальной песни сюиты « Eclipse ». Также стало называться и концертное турне. Спустя некоторое время, после того, как выход диска Medicine Head коммерчески «провалился», группа вернулась к изначальному варианту названия . В ходе первой части гастрольного турне Pink Floyd с января по март 1972 года названием тура было The Dark Side of the Moon — A Piece of Assorted Lunatics. В дальнейшем с апреля концертный тур, проходивший тогда по городам Северной Америки, получил название Eclipse — A Piece for Assorted Lunatics. Только лишь в сентябре того же года рабочим названием нового альбома и названием гастролей вновь стало The Dark Side of the Moon .

По данным исследователя творчества Pink Floyd Гленна Пови, премьера сюиты The Dark Side of the Moon состоялась в январе 1972 года на выступлении группы в концертном зале в Брайтоне . По воспоминаниям Ника Мейсона , ударника Pink Floyd, впервые концертная программа The Dark Side of the Moon — A Piece of Assorted Lunatics была исполнена в зале театра Рейнбоу в середине февраля 1972 года . По другим данным, в театре Рейнбоу состоялось первое представление нового альбома для прессы .

Первое представление сюиты The Dark Side Of The Moon , состоявшееся 20 января в зале Брайтон-Доум, было прервано из-за технических проблем на середине во время исполнения песни « Money ». После перерыва группа продолжила выступление, но играть оставшуюся часть сюиты не стала. Были сразу сыграны композиции, запланированные на второе отделение: « Atom Heart Mother », « Careful With That Axe, Eugene », « One of These Days » и « Echoes », на бис была сыграна композиция « A Saucerful of Secrets ». Полностью же сюита The Dark Side Of The Moon была исполнена на следующий день, 21 января в Портсмуте в зале .

Клавинет фирмы Hohner , на котором играл Ричард Райт во время турне Dark Side of the Moon

На первых концертах было представлено большинство композиций, которые появились годом позже на диске The Dark Side Of The Moon . Почти все из них изначально имели иное звучание или структуру. Композиция « On the Run » исполнялась под названием «The Travel Sequence» и представляла собой гитарную импровизацию с органными пассажами. В таком виде она сохранялась в течение всего 1972 года до тех пор, пока гитарную основу звучания трека не сменили на электронную . Песня « Time » звучала гораздо медленнее, чем на альбоме, Дэвид Гилмор и Ричард Райт пели одновременно низкими и напряжёнными голосами . « The Great Gig in the Sky » исполнялась под названиями «Religion» или «The Mortality Sequence», она представляла собой органную музыку, на фоне которой звучали фрагменты записи библейских чтений и речь журналиста и борца за моральные устои Малкольма Маггериджа . « Money » начиналась с длительного басового вступления, вместо соло на саксофоне исполнялось соло на электропианино . В песне « Us and Them » вместо соло на саксофоне исполнялось соло на органе. Песни « Brain Damage » и « Eclipse » представляли собой инструментальные фрагменты. Также в композициях и в переходах между ними отсутствовали отрывки речи разных людей, касающиеся вопросов насилия, смерти, сумасшествия, морали и прочего, которые появились в альбоме только в 1973 году .

В ходе гастрольного турне новый материал активно дорабатывался и дополнялся. Так, текст для финальных песен сюиты («Brain Damage»/«Eclipse») Роджер Уотерс , басист группы, написал и добавил только лишь перед концертом в Лестере 10 февраля . Первоначальный вариант «Eclipse» отличался меньшей динамикой, чем тот, что был записан на альбоме. Постепенно на концертах, по словам Ника Мейсона, когда «требовалось заканчивать эту вещь на все более величественной ноте, — она приобрела достаточную мощь для того, чтобы составить подходящий финал» . Композиции альбома развивались и менялись от концерта к концерту. Ник Мейсон вспоминал, что «если кто-нибудь посетил бы четыре концерта [в театре Рейнбоу], каждый раз все звучало бы по-другому» .

По мнению Ника Мейсона, одним из самых ярких ранних исполнений The Dark Side of the Moon были выступления в зале театра Рейнбоу в середине февраля 1972 года . Концертами, вошедшими в историю Pink Floyd, назвал выступления в театре Рейнбоу и американский журналист и автор книг о музыке Николас Шэффнер . Эти выступления анонсировала газета Melody Maker . Всего было дано четыре концерта, каждый из которых прошёл с аншлагом. К этому моменту концертные постановки Pink Floyd ещё более усложнились: концертное оборудование группы весило порядка 9 тонн и размещалось в трёх грузовиках. Оно включало семь концертных колонок, новую систему усиления и 28-канальный микшерный пульт с четырьмя квадрофоническими выводами . , журналист The Sunday Times , описывал атмосферу этого концерта следующим образом :

Это было похоже на ад. Бал правят три серебряные световышки, освещающие сцену приводящими в ужас вспышками красного, зеленого и синего света. Дымка от ослепляющих взрывающихся ракет медленно расползается во все стороны. Яркий белый свет высвечивает музыкантов до малейших деталей…В эпицентре этого разностороннего представления они воплощают жутковатое чувство подавленности, так свойственное нашему времени… Выражаясь их собственным языком, Флойд с успехом выполнили поставленную перед собой задачу. Они — превосходные драматурги.

Концерт в Брайтон-Доум, прошедший 29 июня, был снят режиссёром Питером Клифтоном для фильма Sounds of the City . Фрагменты этого фильма были показаны по телевидению в передаче под названием «Careful with That Axe, Eugene» и изданы на видео Superstars in Concert .

В перерывах между концертами в течение 1972 года музыканты Pink Floyd записывались в студиях. Во французской студии Шато д’Эрувиль записывали звуковую дорожку к фильму « Долина » — Obscured by Clouds (в феврале, марте и апреле). В лондонской студии Эбби-Роуд записывали альбом The Dark Side Of The Moon (в конце мая и в июне). Кроме того, группа принимала участие в балетных постановках с Роланом Пети Roland Petit Ballet (в ноябре) .

Гастроли 1973 года

Один из концертов гастрольного тура Dark Side of the Moon — 18 мая 1973 года в Эрлс Корт ( Лондон )

В начале 1973 года музыканты Pink Floyd продолжили запись альбома The Dark Side of the Moon , а также дали несколько концертов для балетных постановок Roland Petit Ballet во Франции (на этих постановок исполнялись композиции « One of These Days », « Careful with That Axe, Eugene », « Obscured by Clouds », « When You're In » и « Echoes ») . В самом начале гастрольного тура группы по Северной Америке состоялся выпуск альбома The Dark Side of the Moon . В США он был выпущен 10 марта, в Великобритании — 23 марта .

Одним из самых значимых выступлений Pink Floyd во время первого в 1973 году тура по США стал, по мнению Николаса Шэффнера, концерт в зале Радио-сити-мьюзик-холл в Нью-Йорке . По его словам, этот концерт, состоявшийся 17 марта, посетило большое число знаменитостей, какого не было ни до, ни во время пика популярности Pink Floyd: «Там были все — от выживших совpеменников Лета любви до нового поколения pок-музыкантов, исповедовавших глиттер-рок, и самого Энди Уоpхолла» :

Когда в половине втоpого огни стали гаснуть, а из вентялиционных люков показались клубы pозового дыма, все они поднялись со своих мест, а четверо стоявших на подвижной платформе флойдовцев под первые аккорды «Obscured by Clouds» медленно «всплыли» на сцене. Тpи световых вышки с отpажателем, который был установлен на центpальной конструкции, залили гpуппу всеми оттенками кpасного цвета, пока платфоpма не остановилась на нужной высоте, и не начала вместе с музыкантами скользить впеpед, навстречу востоpженной публике.

В первом отделении играли такие концертные номера, как «Obscured by Clouds»/«When You’re In», «Careful with That Axe, Eugene», «Echoes» и « Set the Controls for the Heart of the Sun » (исполнение последнего номера традиционно сопровождалось использованием гонга ). Во втором отделении синхронно с восходом освещённой со всех сторон надувной луны начиналось исполнение сюиты The Dark Side of the Mon . Во время представления использовались различные сценические эффекты. В частности, в финале «On the Run» взлетал самолёт, пролетал над зрителями и врезался в сцену под взрывы оранжевого дыма, а во время исполнения песни «Time» на стену проецировалась «широкая панорама карманных, наручных, стенных и настольных часов» .

Особенностью концертов 1973 года стало присутствие на сцене помимо четырёх членов группы дополнительного состава музыкантов — саксофониста (во время исполнения песен «Money» и «Us and Them») и бэк-вокалисток. Ранее на концертах к группе уже присоединялись сторонние музыканты — хор и духовой оркестр — во время исполнения композиции « Atom Heart Mother », но их музыка была «дополнением…группы, а не ее составной частью» . На концерте, устроенном в пользу Роберта Уайатта , выступила также Клэр Торри , исполнив вокализ в «The Great Gig In The Sky» (в следующий раз она присоединилась к группе только в 1990 году на фестивале в Небуорте ).

Во время гастрольного тура по Северной Америке в марте 1973 года произошли изменения в световом представлении группы. , специалист по сценическому дизайну, внёс в шоу ряд новых элементов. В их числе были поднимавшиеся на гидравлике вышки с установленными на них прожекторами. Также среди новшеств было использование на концертах круглого экрана, ставшего одной из главных составляющих всех последующих выступлений Pink Floyd .

В перерыве между двумя американскими турами 18 и 19 мая группа Pink Floyd дала концерты в Лондоне на Эрлс Корт . Во время концерта число спецэффектов увеличилось ещё больше, в их число входило использование сигнальных ракет, горящего гонга, облаков дыма от сухого льда, дымовых шашек и т. д. Как и на концертах в марте в Северной Америке, над зрителями в Эрлс Корт пролетал и взрывался на сцене пятнадцатифутовый самолёт (во время исполнения «On the Run»). Ряд композиций сопровождался видеорядом, во время исполнения «Time», например, была использована анимация .

Изменившийся статус Pink Floyd, чей альбом оказался на вершинах чартов Великобритании и США, заметно отразился на её концертных выступлениях. Группа стала играть на крупных аренах и на стадионах. Концерты в Северной Америке, состоявшиеся в июне, проходили на больших концертных площадках не только в Нью-Йорке или в Лос-Анджелесе , но и в городах центральной части США, где группа смогла продавать по 10-15 тысяч билетов на каждый концерт . Дэвид Гилмор вспоминал об этих концертах с «невероятным раздражением» :

Мы привыкли к благоговейным поклонникам, пpиходившим на концеpты, когда было слышно как муха пpолетит. Мы пытались замеpеть, особенно в начале «Echoes» или дpугих вещей, где для пеpедачи звонких нот требуется полная тишина, чтобы создать нужную атмосфеpу, а они начинали оpать: «Money»!" А Роджеpу эта песня не нpавилась…

4 ноября 1973 года группа Pink Floyd выступила на двух концертах в лондонском театре Рейнбоу, проведённых в пользу Роберта Уайатта, бывшего барабанщика группы Soft Machine , вместе с которой музыканты Pink Floyd играли в клубе UFO и на других концертных площадках психоделического периода. Концерты собрали для Роберта Уайатта, оказавшегося вследствие падения наполовину парализованным, £ 10,000.

Участники концертов

Pink Floyd
Приглашённые участники
  • саксофон (в песнях « Us and Them » и « Money », присоединился во второй части турне с 18 мая 1973 года);
  • Black Grass (Наваса Краудер, Мэри Энн Линдси, Филлис Линдси) — бэк-вокал (на концертах в марте и мае 1973 года);
  • Blackberries (Билли Барнем, , ) — бэк-вокал (на концертах в октябре 1973 года);
  • , Лайза Страйк и Клэр Торри — бэк-вокал (на двух концертах «A Benefit For Robert Wyatt» 4 ноября 1973 года).

Список композиций

Типичные списки композиций на гастролях 1972 и 1973 годов.

Гастроли 1972 года

Первое отделениe:

Второе отделение:

Концерты Roland Petit Ballet

Гастроли 1973 года

Первое отделениe:

Второе отделение:

На бис:

Список концертов

Дата Город Страна Место
Европа
17 января 1972 Лондон Великобритания Театр * , Finsbury Park — репетиции
18 января 1972
19 января 1972
20 января 1972 Брайтон (первое концертное исполнение The Dark Side of the Moon , прерванное на песне « Money » из-за технических проблем)
21 января 1972 Портсмут (первое полное концертное исполнение The Dark Side of the Moon )
22 января 1972 Борнмут
23 января 1972 Саутгемптон
27 января 1972 Ньюкасл-апон-Тайн Newcastle City Hall
28 января 1972 Лидс Leeds City Varieties
3 февраля 1972 Ковентри Lanchester Polytechnic College Arts Festival — Locarno Ballroom
5 февраля 1972 Бристоль
10 февраля 1972 Лестер
12 февраля 1972 Шеффилд
13 февраля 1972 Ливерпуль
17 февраля 1972 Лондон Театр Рейнбоу
18 февраля 1972
19 февраля 1972
20 февраля 1972
Азия
6 марта 1972 Токио Япония Taiikukan
7 марта 1972
8 марта 1972 Осака
9 марта 1972
10 марта 1972 Киото Dai-Sho-Gun Furitsu Taiikukan
13 марта 1972 Саппоро
Европа
29 марта 1972 Манчестер Великобритания
30 марта 1972
Северная Америка
14 апреля 1972 Тампа США
15 апреля 1972 Пемброк-Пайнс
16 апреля 1972 Колумбия Township Auditorium
18 апреля 1972 Атланта
20 апреля 1972 Питтсбург
21 апреля 1972 Балтимор
22 апреля 1972 Акрон
23 апреля 1972 Цинцинати
24 апреля 1972 Толедо
25 апреля 1972 Кливленд
26 апреля 1972 Детройт
28 апреля 1972 Чикаго
29 апреля 1972 Филадельфия
1 мая 1972 Нью-Йорк Карнеги-холл
2 мая 1972
3 мая 1972 Вашингтон John F. Kennedy Center for the Performing Arts
4 мая 1972 Бостон
Европа
18 мая 1972 Берлин Западная Германия
21 мая 1972 Гермерсхайм Второй фестиваль
22 мая 1972 Амстердам Нидерланды Olympic Stadium
28 мая 1972 Брайтон Великобритания Брайтон-Доум
29 мая 1972
Северная Америка
8 сентября 1972 Остин США Austin Municipal Auditorium
9 сентября 1972 Хьюстон
10 сентября 1972 Даллас
11 сентября 1972 Канзас-Сити
12 сентября 1972 Оклахома-Сити
13 сентября 1972 Уичита
15 сентября 1972 Тусон
16 сентября 1972 Сан-Диего
17 сентября 1972 Темпе
19 сентября 1972 Денвер
22 сентября 1972 Лос-Анджелес Hollywood Bowl
23 сентября 1972 Сан-Франциско
24 сентября 1972
27 сентября 1972 Ванкувер Канада Vancouver Gardens
28 сентября 1972 Портленд США
29 сентября 1972 Сиэтл
30 сентября 1972 Ванкувер Канада Vancouver Gardens
Европа
21 октября 1972 Лондон Великобритания Empire Pool
10 ноября 1972 Копенгаген Дания K.B. Hallen
11 ноября 1972
12 ноября 1972 Гамбург Западная Германия
14 ноября 1972 Дюссельдорф
15 ноября 1972 Бёблинген
16 ноября 1972 Франкфурт
17 ноября 1972
22 ноября 1972 Марсель Франция Salle Valliers, Roland Petit Ballet
23 ноября 1972
24 ноября 1972
25 ноября 1972
26 ноября 1972
28 ноября 1972 Тулуза Palais des Sports
29 ноября 1972 Пуатье Parc des Expositions Les Arènes
1 декабря 1972 Сент-Уан Centre sportif de l'Île de Vannes
2 декабря 1972
3 декабря 1972 Кан Palais des Expositions
5 декабря 1972 Брюссель Бельгия
7 декабря 1972 Лилль Франция Palais des Sports
9 декабря 1972 Цюрих Швейцария Hallenstadion
10 декабря 1972 Лион Франция
13 января 1973 Париж Франция , Roland Petit Ballet
14 января 1973
3 января 1973
4 января 1973
Северная Америка
4 марта 1973 Мадисон США
5 марта 1973 Детройт Cobo Hall
6 марта 1973 Сент-Луис
7 марта 1973 Чикаго
8 марта 1973 Цинцинати
10 марта 1973 Кент
11 марта 1973 Торонто Канада Maple Leaf Gardens
12 марта 1973 Монреаль Montreal Forum
14 марта 1973 Бостон США
15 марта 1973 Филадельфия Spectrum
17 марта 1973 Нью-Йорк Радио-сити-мьюзик-холл
18 марта 1973 Уотербери Palace Theater
19 марта 1973 Провиденс
21 марта 1973
22 марта 1973 Хамптон
23 марта 1973 Шарлотт
24 марта 1973 Атланта
Европа
18 мая 1973 Лондон Великобритания Эрлс-Корт
19 мая 1973
Северная Америка
17 июня 1973 Саратога-Спрингс США
18 июня 1973 Джерси-сити
19 июня 1973 Питтсбург
20 июня 1973
21 июня 1973
22 июня 1973 Буффало
23 июня 1973 Детройт Olympia Stadium
24 июня 1973
25 июня 1973 Луисвилл
26 июня 1973 Парк
27 июня 1973 Джэксонвилл
28 июня 1973 Пемброк-Пайнс Hollywood Sportatorium
29 июня 1973 Тампа
Европа
12 октября 1973 Мюнхен Западная Германия Olympiahalle
13 октября 1973 Вена Австрия
4 ноября 1973 (2 концерта) Лондон Великобритания Театр Рейнбоу

Примечания

  1. , с. 164—168.
  2. , с. 169—172.
  3. , с. 173—179.
  4. , с. 218.
  5. , с. 199.
  6. , с. 164.
  7. (англ.) . Pink Floyd. The Official Site. 11 сентября 2012 года. (Дата обращения: 30 сентября 2016)
  8. , с. 154.
  9. , с. 165—166.
  10. , с. 164—165.
  11. (фр.) . Zdar.net (8 мая 2004). 11 июля 2015 года. (Дата обращения: 30 сентября 2016)
  12. , с. 155.
  13. , с. 78.
  14. , с. 228.
  15. , с. 364.
  16. , с. 169.
  17. , с. 218—219.
  18. , с. 155—160.
  19. , с. 175—178.
  20. , с. 172—173.
  21. (англ.) . Pink Floyd. The Official Site. 11 сентября 2012 года. (Дата обращения: 30 сентября 2016)
  22. , с. 205.
  23. , с. 205—206.
  24. , с. 200.
  25. , с. 241—242.
  26. , с. 161.
  27. , с. 245.
  28. , с. 206.
  29. , p. 41.
  30. , p. 39.
  31. , p. 42—45.

Литература

  1. Povey, Glenn. . — Mind Head Publishing, 2007. — P. 368. — ISBN 978-0-9554624-0-5 .
  2. Rosenberg, Jon. Ammentorp, Pat. Claussen, Dave. A Journey Through Time and Space with Pink Floyd. — 2nd. — T.D., 1990. — 88 p.
  3. Маббетт, Энди. Полный путеводитель по музыке Pink Floyd = The Complete Guide to the Music of Pink Floyd. — М. : Евразийский регион, Локид, 1997. — 190 с. — ISBN 5-86217-026-X .
  4. Мейсон, Ник . Вдоль и поперёк: Личная история Pink Floyd = Inside Out: A Personal History of Pink Floyd. — 3-е изд., испр. — СПб. : Амфора , 2009. — 468 с. — ISBN 978-5-367-00721-3 .
  5. Полуяхтов И., Галин А. Pink Floyd. Книга песен (1967—1994). — М. , 2003. — Т. I. — 288 с. — ISBN 5-87109-061-3 .
  6. Филдер, Хью. Разрушая великую стену // Classic Rock . — 2002. — № 11 . — С. 48—63 .
  7. Шэффнер, Николас . Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd = Saucerful of Secrets. The Pink Floyd Odyssey. — М. : Издательство Сергея Козлова, 1998. — 365 с. — ISBN 5-901013-01-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Dark Side of the Moon (концертный тур)