Interested Article - Хунди Фатима-хатун

Хунди́ Фатима́-хату́н ( тур. Hundi Fatima Hatun ; ?, Бурса — 1429 ) — дочь османского султана Баязида I и жена сеида .

Имя

Имя «Хунди» встречается у женщин из семей сельджукских и мамлюкских султанов в вариантах Хонди, Хунад, Хуванди, Эрхонду, Худавенд, Хонд, Хундат. Оно происходит от персидских слов «хуванден» (читать, звать) и «ханенде» (пение), а также означает благородная по происхождению. Жен мамлюкских султанов называли «хундат». Хунди могло быть именем этой дочери Баязида от рождения, но могло быть и титулом, из уважения к ней как к дочери султана и жены шейха. В «Менахибнаме» эмира Бухари Хунди называют «Султан Хатун» .

Биография

Хунди была одной из пяти дочерей османского султана Баязида I . Имя матери точно неизвестно, но турецкий историк Н. Сакаоглу полагал, что в середине 1390-х годов Хунди было не менее 15 лет, поэтому её матерью должна была быть одна из первых жен султана — Девлетшах-хатун или дочь князя Константина Деяновича .

К 1396 году был известен как один из самых уважаемых жителей Бурсы. Его звали Шемседдин Мухаммед бин Али. Он родился в Бухаре и был сеидом , поэтому его называли «Эмир Бухари» . После того, как шейх Шемседдин стал зятем Баязида, его стали звать «Эмир Султан» . По словам Н. Сакаоглу, османские историки считали его одним из величайших святых .

Легенды о браке

Хусамеддин, автор одного из многих «Менакибнаме Эмира Султана» (менакибнаме — жизнеописание), и Гелиболулу Мустафа Али указывали, что брак Хунди и шейха Шемседдина был заключен в 1396 году, когда Баязид был в Румелии и участвовал в валашской кампании . Согласно всем «Менакибнаме», Хунди две ночи подряд видела во сне пророка Мухаммеда , который говорил ей: «Я отдал тебя моему сыну, моему потомку, Мухаммеду Бухари. Выходи за него замуж». Эмир Султан видел аналогичные сны, где пророк велел ему жениться на дочери Баязида . Утром второго дня, Хунди послала к шейху, который сказал: «Этот брак уже состоялся на престоле Бога. Но все же по исламским законам законный брак обязателен». Хунди собрала важных людей Бурсы и в их присутствии шейх и Хунди вступили в брак без согласия Баязида . Султан разгневался и послал отряд из сорока человек под командованием Сулеймана-паши, чтобы убить дочь, шейха и всех, кто им помогал. Когда посланные султаном вошли в дом, Эмир Бухари превратил всех солдат в камень. Некоторые «Менакибнаме» сообщали о двух командах, посланных убить Хунди и шейха. Обе не смогли исполнить приках султана, остановленные чудесами. Кади Бурсы Молла Фенари послал Баязиду письмо, в котором описал чудеса и заявил, что шейх — сеид, потомок Мухаммеда, что в Анатолии нет более важного человека и это честь быть его тестем . После этого султан приехал в Бурсу, где извинился перед шейхом и примирился с ним и дочерью .

Историки о браке

Поэт и ученый Мехмед Меджди (ум. 1591) и историк Бурсы Измаил Белиг (ум. 1729) утверждали, что Баязид сам выдал свою дочь за шейха Шемседдина, потому что любил и уважал его. По мнению историков Х. Алгюля и Н. Азамата, это «должно быть правдой» . Й. Хаммер писал, что шейх получил не только дружбу Баязида, но и любовь одной из его дочерей, на которой женился . Турецкий историк Ч. Улучай утверждал, что Хунди Хатун увидела во сне шейха Шемседдина (1368/69? — 1429/30) и захотела выйти за него замуж. В описании брака он кратко пересказывал легенды .

Согласно М. Сюрейе и Э. Олдерсону, вышла замуж в 1402 году , но Н. Сакаоглу, основываясь на Гелиболулу Мустафе Али, относил их брак к 1390-м годам . По его словам, «если рассматривать эту интересную историю с детективной стороны, не задумываясь о её нравственно-мистической легенде, то она оказывается скандалом, который был прикрыт святостью». По мнению историка, 25-30-летний молодой шейх приехал в Бурсу, где, воспользовавшись отсутствием султана, соблазнил его дочь и похитил её. Его родственник, Молла Фенари, кади Бурсы, поженил их официально. Чтобы избежать гнева Баязида, Молла Фенари напугал его рассказами о чудесах и заставил его помириться с шейхом. «Сплетни в Бурсе были обернуты пеленой снов, завесой святости, духовных сил святых и божественных откровений». Хунди — единственная среди дочерей османских правителей, вышедшая замуж за шейха и вопреки желанию отца. Брак Хунди и Эмира Султана Н. Сакаоглу считал «последним событием в легендах об основании Османской империи, сотканных из эпизодов благочестия», первым их которых были сны Османа I и его брак с дочерью шейха Эдебали .

После заключения брака

После истории с браком о жизни Хунди данных практически нет, несмотря на то, что о жизни Эмира Султана сохранилось много описаний. Хунди один раз упоминается в вакуфном документе Эмира Султана . Известно, что у них было сын по имени Сейид Али и две дочери-близнецы , все дети умерли раньше матери .

Эмир Султан умер в 1428/29 году. В это время в Бурсе была эпидемия чумы, поэтому историки называют причиной смерти эмира Султана чуму. Хунди и их дети так же могли умереть от чумы . Эмир Султан, Хунди и их дети захоронены в тюрбе комплекса Эмира Султана в Бурсе .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , p. 8.
  4. , p. 35.
  5. .
  6. , s. 25—26.
  7. , table XXIV.

Литература

  • Alderson A. D. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956.
  • Algül H., Azamat N. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 1995. — C. 11 . — S. 146—148 .
  • Sakaoglu N. Hundi Fatima Hatun // Famous Ottoman Women (англ.) . — Istanbul: Avea, 2007. — P. 35—38.
  • Sakaoğlu, Necdet. Hundi Fatima Hatun // Bu mülkün kadın sultanları (тур.) . — İstanbul: Oğlak Yayıncılık, 2015. — S. 90—96.
  • Süreyya Mehmed Bey. / ed. Nuri Akbayar. — Istanbul: Tarih Vakfi Yurt Yayınlar, 1996. — S. 15. — ISBN 975-333-049-5 . — ISBN 975-333-038-3 .
  • Uluçay M. C. Padişahların Kadınları ve Kızları (тур.) . — 2001. — ISBN 978-975-437-840-5 .
Источник —

Same as Хунди Фатима-хатун