Пушкарёва, Наталья Львовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Наталья Львовна Широкова ( урожд. Мезенцева ; 10.01.1958, Свердловск , СССР — 05.06.2019, Екатеринбург , РФ ) — российская танцовщица и хореограф contemporary dance , педагог. Член Союза театральных деятелей России (с 1996).
Родилась 10 января 1958 года в Свердловске . Воспитывалась мамой, Мезенцевой Валентиной Михайловной (1918—2018). С детства была физически одаренной, успешно занималась фигурным катанием, ей очень нравились и занятия хореографией. В пятнадцать лет была приглашена в спортивный интернат (сейчас — училище олимпийского резерва) в секцию легкой атлетики. Становилась призером российских и всесоюзных соревнований по легкоатлетическому многоборью . Особенно хорошо ей давались бег с барьерами, прыжки в длину, прыжки в высоту.
В 1980 году окончила Свердловский государственный педагогический институт по специальности «Физическое воспитание». Работала преподавателем физической культуры в Уральском политехническом институте . Увлеклась пантомимой и пыталась увлечь всех своих знакомых. В свободное время занималась в студии пантомимы при студенческом театре института (в дальнейшем — профессиональный коллектив оригинального жанра «МИМ»).
Из студии пантомимы была приглашена в театр «Провинциальные танцы» (основатель и режиссер театра — Лев Шульман ), где с 1990 по 1998 годы выступала как танцовщица и хореограф-постановщик. Благодаря яркой индивидуальности и независимому, даже упрямому характеру смогла реализовать и выпустить два спектакля, которые отличались от других постановок театра новым, конструктивистски жестким танцевальным языком. Ее миниатюра «Вещь за спиной» стала первой российской постановкой contemporary dance , получившей международное признание: в 1992 году на V Международном конкурсе танца в Париже танцовщики-исполнители Татьяна Машьянова и Ренат Хасбатов стали обладателями Гран-при.
Оставшись без Льва Шульмана в середине сезона 1993/1994, Татьяна Баганова , Наталья Широкова, Мария Козева, Равиль Галимов и Ренат Хасбатов продолжили формировать театр «Провинциальные танцы» и по праву разделили все достижения первого десятилетия существования труппы. Наталья вместе с театром принимала участие в многочисленных международных хореографических и театральных проектах. Много гастролировала по России, Европе, Америке. Проходила стажировки на Американском фестивале танца (American Dance Festival (англ.) ).
В 2000 году в Москве организовала театр танца Na.sH. В 2007 году представила спектакль «Двери настежь », который стал началом продолжительной совместной работы с молодыми танцовщиками ГАБТ . Была участницей Мастерской новой хореографии ГАБТ под руководством А. О. Ратманского . Одновременно с постановочной деятельностью сотрудничала с драматическими театрами как хореограф и вела активную преподавательскую работу.
В 2014 году вернулась в Екатеринбург, где продолжила преподавать и ставить хореографию для различных проектов.
Умерла 5 июня 2019 года в Екатеринбурге. Похоронена на Восточном кладбище .
«Наталья Широкова была одновременно хореографом интеллектуальным и чувственным — что бывает редко. Разум и сердце работали, не ссорясь. Конструкции ее спектаклей были выстроены с железной логикой, при этом в каждом из них транслировалось внимание к каждому человеку. Да, чаще всего — к женщине; Широкова говорила о женской участи, не склоняясь ни к древнему „бабству“, ни к сверхсовременному
феминизму
. Естественность движения и изобретательность его — таков был стиль».
«<…>жюри под председательством известного французского танцовщика, хореографа, педагога Жана-Кристофа Майо
сочло безупречным выполнение обязательной программы по технике именно Таней и Ренатом
(педагог-репетитор Е. Сусанова). В успехе же произвольного номера, кроме артистизма и хорошей техники исполнителей, учитывались его оригинальность и острый психологический подтекст.
„Вещь за спиной“ (на музыку
Луиджи Ноно
) — первая хореографическая работа (и удача!) Натальи Широковой, артистки
театра
. Выдержанная в стилистике авангардного танца, она высвечивает сложные и запутанные отношения двоих».
«Двери настежь»
, новый спектакль Натальи Широковой, стал естественным продолжением ее дебюта на Мастерской новой хореографии в
Большом театре
. В прошлом ноябре на «Мастерской»
артистка
Большого
Анна Коблова станцевала миниатюру Широковой «Я есть женщина, я есть цветок»
и, видимо, убедила своих коллег, что работать в современном танце интересно. <…>
В «Дверях настежь»
«классики» отпускают себя на свободу, позволяют спинам вдруг неимоверно ссутуливаться, рукам плескаться беспорядочно и нервно, а ногам пускаться в почти дискотечный пляс. Классика обязывает ежедневно торжественно держать лицо и спину, здесь же, на маргинальной площадке
Театра Луны
, людям разрешено быть собой: быть слабыми, быть веселыми. Здесь есть место рефлексии и сарказму — в миниатюре «Популярная механика» очерки офисной жизни (белый верх, черный низ, очередь к кулеру, выяснение отношений двух парней в столкновении двух рук с пластиковыми стаканчиками так, что пластмасса трещит и мнется) теряют конкретность места и говорят о том, как бессмысленна любая борьба за статус. (Для балета такой взгляд на вещи — чудовищная ересь.)"
«Наталья всегда была полна сомнений и никогда не успокаивалась на достигнутом, продолжая поиски собственного хореографического почерка в направлении „театрального“
модерн-танца
.
Она многому меня научила — не только точному созданию танцевальной роли, но прежде всего определенному психологическому существованию на сценической площадке. Это были настоящие уроки актерского мастерства применительно к танцовщикам, близкие и понятные мне, поскольку в этом имелось сходство с основными характеристиками
немецкого экспрессивного танца
.
Когда в середине сезона 1998/1999, в расцвете творческих сил ей пришлось уходить из
театра,
она сделала это спокойно, ведь впереди было еще много планов».
«Принципиальным моментом для хореографии Наташи Широковой был диалог с артистом. Именно особенности физических данных и личные качества исполнителя — характер, темперамент, мировоззрение — рождали авторскую интонацию, своеобразие пластики, выбор сюжета. Танцовщик всегда соавтор, никогда просто технический исполнитель. Наташа предлагала свободу интерпретации движения, давала возможность собственного музыкального решения в раскладке хореографии на звуковую партитуру. У меня никогда не было „ломки“, „перестройки“ для исполнения хореографии. Преодоление технических трудностей — да, но это совсем другое. Эмоционально, музыкально, пластически хореография Наташи удивительным образом открывала исполнителю неизвестные грани самого себя».
«Сейчас уже точно не помню, как и когда мы познакомились с Наташей Широковой. Скорее всего, это произошло с подачи
Сергея Летова
где-то в начале или середине 2000-х. Спустя какое-то время она мне вдруг позвонила с просьбой помочь собрать
саундтрек
для танцевального номера „Чайки. Надежда“, который должен был быть представлен на Мастерских современной хореографии
в
Большом театре
. Меня приятно удивил набор треков, которые уже были отобраны для музыкального сопровождения, —
Штокхаузен
,
Pan Sonic
. Номер, как я помню, удался, и Наташа пригласила меня уже в более масштабный проект „Три лекции“
— театрально-танцевальный спектакль с
видеоартом
, текстами, музыкальными номерами. Музыка, которая должна была исполняться в реальном времени, отличалась радикализмом и разнообразием. Мне было предложено выступить в качестве актера в заключительной части спектакля. Наташа оказалась режиссером целеустремленным, смелым, склонным к экспериментам и неожиданным ходам, проявив себя при этом настоящим специалистом в области современного танца. К сожалению, после двух вполне успешных показов в камерном театральном пространстве проект прекратил существование. Позже мы несколько раз случайно пересекались, говорили о возможном сотрудничестве, которого так и не случилось, а жаль. Вспоминаю Наташу с теплотой и благодарностью, участие в ее проектах было интересным и незабываемым!»
1992 — Миниатюра «Вещь за спиной»
1993 — Миниатюра «Неологизм для Агре»
1994 — Миниатюра «Мужские игры»
1994 — Спектакль «Одиночество…» (совместно с Татьяной Багановой
)
1995 — Спектакль «Моя любовь ходит в черных ботинках, или Вещь за спиной»
1996 — Миниатюра «Дождь»
1997 — Спектакль «Четыре сезона deja vu»
1999 — Миниатюра «Весна. Птица»
1990 — Программа «От Баха до…». Хореография Владимир Пона
, Николай Сапожников, Татьяна Баганова
и др.
1991 — Программы «Искусство импровизации». Хореография Наталья Широкова, Татьяна Баганова
и др.
1992 — Спектакль «Версии. Часть I». Хореография Наталья Широкова, Татьяна Баганова
и др.
1993 — Спектакль «ZOAR». Хореограф-постановщик Кристин Брунель (Christine Brunel
(англ.)
).
1993 — Миниатюры и премьера спектакля «Когда наступит время и придет тот, Кто…». Хореография Татьяна Баганова
.
1994 — Спектакль «Одиночество…». Хореография Наталья Широкова, Татьяна Баганова
.
1994 —
Американский фестиваль танца
«American Dance Festival»
(англ.)
, США, Северная Каролина, Дарем. Миниатюры «Вещь за спиной» и «Неологизм для Агре». Хореограф-постановщик Наталья Широкова.
1994 — Спектакль «… из жизни бабочек». Хореограф-постановщик Татьяна Баганова
.
1995 — Спектакль «Когда наступит время и придет тот, Кто…». Хореограф-постановщик Татьяна Баганова
.
1995 — XI Международный конкурс хореографов «Prix Volinine»
(фр.)
, Париж, Франция. Миниатюра «Мужские игры» (финалист конкурса). Хореограф-постановщик Наталья Широкова.
1995 — Спектакль «Моя любовь ходит в черных ботинках, или Вещь за спиной». Хореограф-постановщик Наталья Широкова.
1995 — Международный фестиваль искусств «Meeting Neuer Tanz», Эссен, Крефельд, Реклингхаузен, Германия. Спектакль «Cambre»
(англ.)
. Хореограф-постановщик Кристин Брунель (Christine Brunel
(англ.)
).
1997 — Спектакль «Четыре сезона deja vu». Хореограф-постановщик Наталья Широкова.
2001 — «Человек по прозвищу человек»
2002 — «Ифигения»
2003 — «Гедоники и эротики»
2004 — «Наследники»
2005 — «Тибюл-ен-тибюЛ»
2005 — Мини-спектакль «Looking..Looking..Looking..love» (Колледж Искусств, Белойт, США)
2006 — «Отъезд кукловода»
2006 — «МОНОЛОГ. Я есть женщина, я есть цветок» (в рамках «Мастерская новой хореографии»
ГАБТ
)
2007 — «Двери настежь»
2008 — «Три лекции»
2008 — «Чайки. Надежда» на музыку
Алексея Борисова
(в рамках «Мастерская новой хореографии»
ГАБТ
)
2010 — Миниатюра «Сарказм». Конкурс имени Дягилева, Гданьск, Польша (в рамках «Мастерская новой хореографии»
ГАБТ
)
2013 — «Танцы стихий»
2017 — Миниатюра «Музыкальная шкатулка — Куклы»
2018 — Миниатюра «Свадебка»
2018 — Миниатюра «Цыганский фьюжн»
2004 — «
Игрок
» по роману
Ф. М. Достоевского
, режиссер Н. Семенова
2006 — «О.Е.» по роману
А. С. Пушкина
«
Евгений Онегин
», режиссер
А. Строев
2007 — «Капитал»
,
В. Сорокин
, режиссер
Э. Бояков
,
театр «Практика»
2007 — «Мармелад»
,
О. Погодина-Кузмина
, режиссер В. Алферов,
театр «Практика»
2009 — «
Питер Пэн
», режиссер Н. Семенова, театр «Молодежный театральный проект»
Свердловский государственный театральный институт
Московский государственный университет культуры
Колледж искусств (Белойт, США)
Университет в Ричмонде (США)
Классы при Международном центре «9 залов», Москва
Классы при
театре «Практика»
, Москва
Классы при студии восточного танца «Амина», Екатеринбург
Мастер классы при «Уральский центр современного танца»
,
Екатеринбург
1992 — V Международный конкурс танца в Париже, миниатюра «Вещь за спиной», хореограф-постановщик. Танцоры Татьяна Машьянова и Ренат Хасбатов
стали обладателями Гран-При
1995 — XI Международный конкурс хореографов «Prix Volinine»
(фр.)
, Париж, Франция. Миниатюра «Мужские игры» (финалист конкурса), хореограф-постановщик
1996 —
Фестиваль «Браво!»
,
Екатеринбург
. Специальный приз жюри «За современность пластического мышления», спектакль «Моя любовь ходит в черных ботинках, или Вещь за спиной»
1997 —
Театру «Провинциальные танцы»
вручена премия Департамента Культуры Правительства Свердловской области
за спектакли «Моя любовь ходит в черных ботинках», хореограф-постановщик Наталья Широкова, «Не случилось», хореограф-постановщик Татьяна Баганова
,
2009 — Независимая театральная премия по поддержке российских театральных инициатив «Акция»
от
Совета по культуре и искусству при Президенте РФ