Interested Article - Медведев, Михаил Ефимович (певец)

Михаи́л Ефи́мович Медве́дев (настоящее имя — Ме́ер Ха́имович Бернште́йн ; 20 июля 1852 8 августа 1925 , в некоторых источниках 1 августа 1925 г. , Саратов ) — выдающийся российский певец ( тенор ) и педагог . Руководитель оперного театра. Обладатель незаурядного драматического дарования. Один из первых отечественных вокалистов, добившихся мирового признания. Изредка исполнял баритоновые партии и выступал на драматической сцене.

Биография

Родился в семье раввина .

Обладая красивым голосом ( альтом ), в детстве пел в хоре.

В 1876 году поступил в Киевское музыкальное училище, где учился пению сначала в классе А. Ваккер, затем у И. Кравцова.

В 1878 году Н. Г. Рубинштейн , услышав его голос, предложил бедному музыканту отправиться вместе с ним в Москву , где он сразу был зачислен на 3-й курс Московской консерватории в класс Дж. Гальвани. Одновременно обучался сценическому мастерству в классе выдающегося артиста Малого театра И. В. Самарина . Ещё в студенческие годы подготовил под руководством П. И. Чайковского партию Ленского в опере «Евгений Онегин» и исполнил её на премьере оперы в 1879 году (Малый театр, Москва; дирижёр Н. Г. Рубинштейн ) став первым исполнителем этой партии.

В 1882 году дебютировал в партии Собинина в Киевской опере (антреприза И. Сетова ), после чего выступал в различных провинциальных антрепризах в Харькове (1883 г.), Одессе (1884 г.), Казани, Тифлисе (1887—1888 гг.), Симбирске, Нижнем Новгороде, Таганроге, Самаре, Орле, Воронеже (1886 г.), Саратове (1887, 1897 гг.), Екатеринбурге (1887 г.), Киеве (1888 г, антреприза , ставшего супругом выдающейся русской актрисы М. Г. Савиной ), Ростове-на-Дону.

В 1885 году, дебютировав в партиях Ленского и Рауля, поступил солистом в императорский московский Большой театр , где проработал 1 сезон до 1886 года. В 1891—1892 гг. (также 1 сезон) пел на сцене императорского петербургского Мариинского театра , дебютировав в партии Отелло ( «Отелло» Дж. Верди ). Чинная атмосфера императорских театров была чужда яркой творческой индивидуальности Медведева. Оставив казённые театры , вернулся в провинциальные театры, пел в Казани, Киеве (1893—1894 гг.), где некоторое время возглавлял оперные труппы, Одессе, Херсоне, Донецке, в Поволжье (в том числе в Саратове), в Крыму, на Северном Кавказе, в Кишиневе.

В 1898—1900 гг. с большим успехом концертировал по городам США (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Чикаго) и Канады (Монреаль, Квебек); в 1901 году организовал оперную труппу для гастролей по Америке. Гастролируя по Северной Америке, пропагандировал произведения русских композиторов М. И. Глинки, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского; П. И. Чайковского, а также исполнял концертные произведения Ф. Шуберта, Ж. Массне. Местные газеты писали: «Исполнением романсов Чайковского Медведев открыл Америке русского Шуберта»; «Прекрасное исполнение романсов Чайковского не часто приходится слышать. Поэтому редким наслаждением было слушать их в исполнении Медведева». .

В 1905 году пел в петербургской «Новой опере» под управлением А. А. Церетели .

Архив певца хранится в Государственном доме-музее П. И. Чайковского в Клину.

Творчество

В оперном театре певец являлся обладателем гармоничного таланта, равно крупным в музыкальном и драматическом плане.

Михаил Ефимович Медведев является первым исполнителем многих оперных партий русского репертуара и первым исполнителем партий зарубежного репертуара в Российской империи: Ленского ( «Евгений Онегин» ), Вакулы ( ), Роллы («Ролла»), Саввушки («Каширская старина»); в Тифлисе — Карла II («Дон Сезар де Базан»), Кирибеевича («Купец Калашников»); Канио ( «Паяцы» ), Самсона ( «Самсон и Далила» ); Германа ( «Пиковая дама» , по настоянию Чайковского, в Большом театре). Многие критики считали, что партия Германа — его лучшая работа. При подготовке партии постоянно консультировался с композитором. На подаренном певцу клавире Чайковский написал: «Лучшему Герману» .

В начале 1910-х гг. исполнил баритоновую партию Риголетто. Другие партии: Синодал, Кирибеевич; Фауст («Фауст»), Герцог ( «Риголетто» ), Хозе ( «Кармен» ), Васко да Гама, Элеазар; Собинин, Финн, Князь ( «Русалка» А. Даргомыжского ), Дон Жуан ( «Каменный гость» ), Нерон ( ), Руальд, Йонтек, Флорестан, Самсон, Тангейзера , Рауль, Иоанн Лейденский, Роберт («Роберт-Дьявол»), Отелло ( «Отелло» Дж. Верди, в этой партии критики сравнивали его с Э. Тамберликом , а в искусстве драматической игры с выдающимися трагиками А. Олдриджем , Т. Сальвини и Э. Росси ). В роли Отелло (в пьесе В. Шекспира) Медведев выступил на драматической сцене (1909 г., Одесса ).

Партнерами певца по оперной сцене были крупнейшие исполнители: М. А. Дейша-Сионицкая , А. П. Крутикова , Б. Б. Корсов , И. В. Тартаков , П. А. Хохлов . Пел п/у И. К. Альтани , Г. А. Лишина , И. В. Прибика , Н. Г. Рубинштейна , В. И. Сука .

Записывался на грампластинки в Петербурге («Колумбия», 1903 г.) и Киеве («Стелла», 1910 г.).

Педагогическая деятельность

Очень много и плодотворно занимался педагогической работой.

В 1898 г. преподавал в Киевской музыкальной школе Блюменфельда, в 1901—1905 гг. в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (с 1903 профессор), в московской «Студии около Арбатских ворот»; в Киевской филармонии (с 1905); в 1905 г. в Киевской консерватории; позднее открыл «Киевские оперные высшие музыкальные и драматические курсы», где, помимо вокала, преподавались теория музыки, дикция и сценическое мастерство. В 1907 г. в Ростове-на-Дону вел вокальный класс в театральной школе Пресмана. Осенью 1907 года был приглашен С. Брыкиным в Киевскую оперу в качестве учителя сцены.

В 1912—1925 гг. преподавал в Саратовской консерватории . Уже при Советской власти, когда все театры и школы были национализированы, добился совместно с А. М. Пасхаловой открытия в Саратове классов Камерного пения. Вместе с Н. Сперанским организовал в Саратове постоянный оперный театр (1918—1920 гг.) и был его руководителем.

Среди учеников Медведева крупные артисты: А. И. Мозжухин , Ф. С. Мухтарова , Г. С. Пирогов , Л. А. Русланова , В. Г. Воинов, В. П. Дамаев , , С. Ю. Левик , , М. М. Скибицкая , .

Примечания

  1. Медведев, Михаил Ефимович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  2. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 3. Корто — Октоль. 1104 стб. ил. М.: Советская энциклопедия, 1976 год

Интересные факты

  • Труппа М. Е. Медведева была первой, кто выступил в Евпаторийском театре 20 апреля 1910 года. Иногда встречающееся в данном контексте указание на коллектив Мариинского театра неправильно.
  • В детстве дружил с будущим писателем Шолом-Алейхемом (описано в автобиографической повести последнего "С ярмарки").

Литература

  • Ярон С. Г. Воспоминания о театре. (1867—1887). Киев. 1898. С. 328—330, 393. Михаил Ефимович Медведев: Очерк 20-летней артистической деятельности. 1881—1901. Киев. 1901;
  • Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания: 1890—1930. Л., 1936. С. 112;
  • Щепкина-Куперник Т. Л. Театр в моей жизни. М.; Л., 1948. С. 47—48;
  • Левик С. Ю. Записки оперного певца. 2-е изд. М., 1962. С. 91 — 108;
  • Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссёра. М., 1967. С. 32;
  • Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. М., 1973. С. 221, 222;
  • Гозенпуд А. А. Русский оперный 1890—1904. Л., 1974. С. 63, 67, 68, 70, 111.
  • Кузьмін M. I. Забуті сторінки музичного життя Києва. Київ, 1972. С. 201—202;
  • Соболева А. Выдающийся мастер русской оперы // Коммунист (Саратов). 1940. 1 авг.;
  • Ханецкий В. Знаменитый русский тенор // Там же. 1983. 22 июля.

Ссылки

  • Медведев, Михаил Ефимович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
Источник —

Same as Медведев, Михаил Ефимович (певец)